Мемориал польских военнослужащих в Катыни хранит немало загадок, сомнений и вопросов, на которые пока нет ответа

Литовские следы в Катыни и Смоленске – факты, о которых не вспоминают

Кем были расстрелянные в Катыни и какие удары обрушились на Леха Качиньского перед полётом в Смоленск

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Польши Анджей Дуда во многих отношениях извратил реальную картину, когда заявил по случаю 80-летия катынских расстрелов: «[Катынь] напоминает нам о более чем 20 тысячах наших соотечественников, уничтоженных НКВД».

Президент Польши Анджей Дуда

Президент Польши Анджей Дуда

Мы писали о том, какое место  занимает Катынь в современной польской идеологии; касались вопроса о том, за что расстреливали в Катыни. Профессор Монклерского университета (США) Гроувер Фёрр считает, что за катынским расстрелом – не НКВД, а немецкий след, и к этому мы ещё вернёмся. А сейчас скажем о литовских следах в истории Катыни и Смоленска, куда в апреле 2010 года летел покойный президент Польши Лех Качиньский, чтобы почтить память расстрелянных.

Катынь. Каждый, кто побывал этом в мемориальном комплексе, подтвердит: большинство из похороненных там 4415 польских офицеров – выходцы из местечек и деревень Гродненской области Белоруссии и юго-восточной Литвы. Названия на слуху: Лида, Гродно, Новогрудок. Щучин, Ворона, Островец, Воложин, Солы, Ошмяны, Ивье, Сморгонь – это Белоруссия. Вильно, Яшуны, Побрады, Буйвиди, Свенцяны, Шальченики, Эйшишки, Безданы, Неменчина, Друскеники – это Литва. Были ли выходцы из тех мест этническими поляками? Частично да, но большей частью не поляками, не «соотечественниками» Анджея  Дуды, а белорусами, евреями, литвинами и тутейшими. Гражданами Польши их сделала судьба, амбиции маршала Юзефа Пилсудского и авантюрная натура генерала Люциана Желиговского, вооружённым путём создавшего на литовских территориях так называемую Срединную Литву, которая в 1922 году вошла в состав Rzeczpospolita Polska.

Они работали бурмистрами, солтысами (сельскими старостами), мелкими государственными чиновниками, служили в жандармерии, полиции, частях пограничной стражи, военизированных союзах, были почтальонами, лесниками, объездчиками, тюремщиками, ксёндзами. С началом Второй мировой войны их призвали из запаса в регулярную польскую армию, которая формировалась по территориальному принципу. Гродно стал центром создания новых дивизий и бригад из числа призывников из Западной Белоруссии и оккупированного юго-востока Литвы.

Официальный Вильнюс торжественно откликнулся на мероприятия в Польше по случаю 80-летия Катынской трагедии и 10-летия авиакатастрофы под Смоленском. Варшава – главный стратегический партнёр Литвы в регионе, ворота в Европу. Без неё Вильнюс – маловлиятельная точка на карте. Президент Гитанас Науседа направил руководству Польши письма с выражением солидарности и соболезнований. Ранним утром 10 апреля глава Литовского государства с супругой молились в часовне вильнюсских Святых Ворот, поминая жертв Катыни и погибшего в авиакатастрофе президента Леха Качиньского. «Сегодня я чту память погибших в Катыни польских офицеров, интеллигентов. В 1940 году советские власти уничтожили цвет польской нации, а затем использовали это преступление для дезинформационной войны против Польши. К сожалению, приходится признать, что исторический ревизионизм всё ещё продолжается не только в отношении Польши, но и Балтийских стран», – заявил Науседа.

Президент Гитанас Науседа

Президент Гитанас Науседа

Он предпочёл упомянуть о «цвете польской нации», но не вспомнил о  бывших гражданах Литвы, которые оказались в оккупированном Польшей Виленском крае и завершили жизненный путь в смоленском лесу.

Польша и Литва исповедуют в международных отношениях одно правило: «Если Варшава сближается с Москвой – плохо Вильнюсу. Если Вильнюс – плохо Варшаве. Москве плохо только тогда, когда Варшава и Вильнюс вместе». Отсюда волна громких заявлений из уст литовских руководителей о «варварских преступлениях СССР», о том, что «они не могут повторяться, и нельзя скрывать правду о них», о «несомненной ответственности России», о её стремлении «скрыть заказчиков и исполнителей под покровом циничной лжи». Смерти тысяч людей используются для обслуживания официальной идеологии.

Смоленск. 10 апреля 2010 года полёт польского правительственного самолёта Ту-154 с президентом Лехом Качиньским и высокопоставленными чиновниками Речи Посполитой на борту мог бы завершиться иначе, не появись 8 апреля глава Польши в Вильнюсе с последним зарубежным визитом. Эта поездка была организована наспех и сопровождалась скандалами. Барак Обама предпочёл увидеть в Праге 8 апреля премьера Дональда Туска, а не президента Леха Качиньского. Официальная Варшава писала: «Обама, как отметил журнал The Economist, пригласил в Прагу президентов стран Балтии, но забыл о Лехе Качиньском, хотя тот имеет большие полномочия, чем эта тройка. Похоже, что американский президент уже заранее предполагает, какая политическая сила займёт президентский дворец в Краковском Предместье после выборов, которые пройдут в Польше в этом [2010] году».

Даля Грибаускайте отказала Обаме во встрече в Праге, что породило в Литве грандиозный политический скандал. Агентство BNS сообщало: «Она – единственный президент из четырёх приглашённых, который не поедет в Прагу. На встречу с Обамой прибудут лидеры Латвии, Эстонии и Румынии. Также примут участие премьеры Болгарии, Хорватии, Венгрии, Польши, Словакии и Словении. Чехию будут представлять и президент, и премьер». Отказав президенту США, в день планировавшейся с ним встречи Грибаускайте приняла президента другого государства. Ведущее литовское сетевое пропагандистское издание delfi под скандальным заголовком «Грибаускайте выбрала встречу с Качиньским вместо ужина с президентом США Бараком Обамой» рассказало об обсуждении главами соседних государств планов энергетического сотрудничества.

В тот же день, 8 апреля, президент Качиньский побывал на рабочем заседании литовского парламента, который принимал решение о написании фамилий литовских поляков с использованием отсутствующих в литовской азбуке букв «W», «Y», «Q». Мелкий, казалось бы, вопрос давно стал болезненной занозой в отношениях Варшавы и Вильнюса. Бывший президент Литвы Валдас Адамкус заверил своего польского друга: проблема решена, будет символично, если пан Качиньский лично поприсутствует в зале в момент исторического голосования. Пан Лех прибыл в сейм, но чуда не произошло. Депутаты парламента с треском развалили достигнутые договорённости. «Качиньский получил унизительную пощёчину, которую давно заслужил», – не скрывал своего удовлетворения ныне покойный консерватор Каземирас Уока.

Насколько болезненно самолюбивый Лех Качиньский воспринял обрушившиеся на него 8 апреля удары? Думается, очень болезненно. И не взяли ли верх раздражение и гнев в ту решающую минуту полёта Ту-154, когда президенту Польши доложили о возможном изменении маршрута?

А в 2018 году улица в центре столицы Литвы получила имя Леха Качиньского. Без скандала не обошлось и на этот раз: местные поляки пожелали видеть таблички с названием улицы на польском языке. Мэрия Вильнюса возражала категорически и с помощью членов государственной комиссии по языку отстояла точку зрения титульной нации… 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться