Есть ли у Суга «план Б» для Курил?

Есть ли у Суги «план Б» для Курил?

О непримиримости в отстаивании такого абсурда, как «полный суверенитет Японии» над южными Курилами

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В российских СМИ встречается версия о том, что новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга якобы имеет какой-то отличный от замыслов Абэ «план Б» для овладения российскими Курилами. Мое знание ситуации отвергает эти, прямо скажем, вымыслы.

У Суги априори не может быть своего оригинального подхода к надуманной «территориальной проблеме», кроме разве что отказа от заманивания Путина в тенета «экономического сотрудничества», к которому безуспешно прибегал Абэ. В подтверждение этих слов можно напомнить, что Суга дословно повторяет сентенции ушедшего в отставку премьера о «необходимости незамедлительно решать проблему островов». Разве мы не слышали от Абэ такие, например, слова Суги: «Я сказал (Путину), что не хочу передавать проблему принадлежности северных территорий следующему поколению и намерен решить ее»? Осталось только повторить призыв к Путину решить территориальный вопрос (в пользу Японии, разумеется) и подписать мирный договор «своими руками».

Да Суга и не скрывает, что будет продолжать политическую линию на российском направлении и рассчитывает при этом на помощь Абэ. Вот только позволят ли ему это делать те влиятельные деятели внутри правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и еще более влиятельные СМИ Японии, которые после ухода Абэ подвергают резкой критике его тактику «заигрывания с Путиным»? А то и обвиняют чуть ли не в измене за якобы согласие в Сингапуре ограничить требования к Москве Малой Курильской грядой – островом Шикотан и группой островов Плоские (Хабомаи по-японски). При этом достается бывшему премьеру и за излишнее доверие, за следование рецептам его «личных советников», которые, по мнению японских специалистов, и привели Абэ к фиаско в его переговорах с российским президентом. С этим трудно не согласиться. Взять хотя бы изгнанного из ЛДП и отбывшего тюремный срок за коррупцию «непотопляемого» политикана Мунэо Судзуки, который неведомым путем пробрался в ближайший круг Абэ и, как сообщают, конфиденциально инструктировал последнего о методах «работы с Путиным».

Достается и экономическому советнику Абэ, выходцу из министерства торговли и промышленности Такая Имаи. Вот что о нем пишет один из ведущих японских специалистов по «территориальной проблеме» профессор Акихиро Ивасита: «Постепенно администрация Абэ отодвинула МИД (Японии) от решающей роли в японско-российских отношениях, и главное место в них занял личный советник премьер-министра Такая Имаи, которого за глаза часто называли «теневым премьером». С уходом в 2016 году ненавидевшего Путина президента Обамы офис премьера, в котором основную роль играли ставленники министерства торговли и промышленности, на радость Путину начал выдвигать различные проекты экономического сотрудничества с Россией. Тогда же появилась большая «агитка» кабинета с письмом бывших жителей северных островов Путину с просьбой облегчить посещение могил предков. Плодились планы «первоочередного» получения Шикотана и Хабомаи и «совместного управления Кунаширом и Итурупом» (так называемый «план 2 острова + альфа»). Затем появился «план совместной хозяйственной деятельности на 4 островах, не нарушающий суверенитета над ними обеих сторон… Офис премьера Абэ посчитал это успехом. Хотя никакого реального продвижения в российско-японских отношениях не произошло».

Отнюдь не лестно оценивает разработанную в японском министерстве торговли и промышленности тактику «подманивания» Путина посулами экономического сотрудничества и влиятельная газета «Хоккайдо симбун», которая считает, что в результате японо-российские переговоры начали развиваться по российскому сценарию. Газета указывает на «необходимость быстрой и полной ревизии этой линии Абэ, переосмысления проблемных точек в переговорах с Россией и выработки на этой основе нового подхода». При этом объявленное Сугой следование прежней политике Абэ осуждается: «Демонстрация готовности к продолжению курса Абэ – это практически равносильно демонстрации отсутствия у Японии собственной политики на российском направлении. России должны быть предложены конкретные меры, которые позволили бы разрешить территориальную проблему».

То, что Суга в телефонном разговоре с В. Путиным подтвердил сохранение линии прежнего правительства и приверженность Совместной советско-японской декларации 1956 года как основе переговоров о заключении мирного договора, – всего лишь реверанс с расчетом на продолжение переговоров об островах. Которые, как известно, и это надо подчеркивать, теперь конституционно запрещены. В действительности Суга понимает, что ему не позволят продолжать «сказку про белого бычка» о получении первоначально Хабомаи и Шикотана при условии продолжения переговоров о «возвращении» самых крупных и освоенных островов Курильской гряды – Кунашира и Итурупа. Кстати, допуская разговоры об «обещанных» Хрущевым островах Малой Курильской гряды, Путин никогда не соглашался на обсуждение вопроса о «передаче» имеющих большое стратегическое значение Кунашира и Итурупа.

Однако вернемся к утверждениям о якобы наличии у Суги таинственного «плана Б» для Курил. Найти в японских СМИ какое-либо упоминание о таком «плане» не удалось. А вот много лет отслеживающий политику двух стран по «территориальной проблеме» профессор Ивасита считает, что у Суги все же есть альтернатива. Читаем:

«Первый вариант. Он может вернуть внешнюю политику на российском направлении под крыло МИД и действовать в отношениях с Россией в пределах возможного. «Маленькими шажками», но не больше. Но в условиях, когда даже произнесение формулы «все четыре острова» стало неудобным, возможно ли ее повторение? А с формулой «два острова» или «два острова плюс альфа» возможно ли выстраивание сильных отношений с Россией?

Второй вариант. Принять предложение Путина: подписать мирный договор, а потом решать вопрос с возвратом двух островов. Правда, шансов на реализацию этого варианта совсем немного. Ведь для Японии неприемлемо требование России признать ее суверенитет над всеми северными островами. Как тогда говорить с русскими хотя бы о двух островах?»

И японский профессор высказывает мнение о том, что, скорее всего, дело пойдет по первому варианту. Однако согласится ли Москва на тактику действия «малыми шажками»? И что это будут за «шажки»? Ивасита пишет: «Нанесенный Такая Имаи урон государственному престижу Японии на российском направлении велик (все эти издевательства со стороны Лаврова). Восстановить его будет трудно. Речь идет о том, что Япония ничего не добилась, а только поставила себя в положение, когда на нее смотрят свысока. В любом случае о сложившемся реальном положении дел уже не забудет и Россия. Упущенные при Абэ и Имаи японские государственные интересы не измерить количеством островов. Это нечто значительно большее».

Автор же этих строк считает, что вместо каких-то пока неведомых «мелких шажков» Суга будет вынужден уступать правым радикалам, которые требуют «не поступаться принципами» и вернуться к требованиям времен холодной войны, когда Токио домогался от Москвы «незамедлительного возвращения одновременно всех четырех островов». Конечно, заботясь об отношениях с важным северным соседом, Суга едва ли будет сразу выдвигать подобное требование, дискредитируя политику своего патрона, благодаря которому он и стал во главе государства. Однако первые дипломатические шаги нового правительства на российском направлении уже обозначены, и, к сожалению, они свидетельствуют отнюдь не о реализме, к которому зовет Москва, а о непримиримости в отстаивании, прямо скажем, такого абсурда, как «полный суверенитет Японии» над южными Курилами. И о приверженности японского МИД практике дипломатических протестов и «представлений» по поводу проводимых на российских островах внутренних мероприятий военного и иного характера.

В заключение хотелось бы высказать мнение по поводу допущения профессором Иваситой варианта подписания правительством Суги мирного договора с РФ без решения «территориального вопроса». Как известно, такой вариант некоторое время назад публично предложил президент Путин и получил на это предложение отрицательный ответ. Что совершенно неудивительно, ибо для Токио «мирный договор» через 75 лет после окончания войны и при официальном прекращении еще в 1956 году состояния войны без Курил не нужен. Для японцев такой договор – не цель, а средство заполучить вожделенные острова с омывающими их богатейшими экономическими зонами.

Вариант этот пока непроходной и по причине неготовности принятия его японским населением, которому со школьной скамьи твердят о «незаконном захвате русскими исконных японских территорий». Хотя в Японии есть люди, которые осознают тщетность японских властей не мытьем, так катаньем добиться от России согласия на пересмотр итогов Второй мировой войны. Пока они в явном меньшинстве – 7-10 процентов. Хотя и число требующих от России «северные территории все и сразу» сокращается…

Заглавное фото: nanmuxuan.com