Суга и Байден

Суга и Байден

Американский президент пообещал японскому премьеру защиту ядерными бомбами и ракетами

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Вашингтоне завершились переговоры премьер-министра Японии Ёсихидэ Суги и президента США Джозефа Байдена. И для одного, и для другого это был дебют очной дипломатии высокого уровня. Судя по телекартинкам с зеленеющей лужайкой перед Белым домом и прикрытым масками улыбкам, стороны остались довольны друг другом.

Перечень вынесенных на обсуждение вопросов был внушительным: от нормализации японо-южнокорейских отношений и проблем климата до недопустимости расовой дискриминации в США лиц азиатского происхождения. Однако в центре обсуждения были вопросы геополитики и военной стратегии в Восточной Азии, или, как теперь выражаются, в Индо-Тихоокеанском регионе. Два лидера наметили совместные действия для «обуздания напористого Китая», который, обретя экономическую мощь, вознамерился играть в мире самостоятельную политическую роль. Да ещё создает внушительный военный потенциал.

Сдерживать набирающий силу Китай США и Япония договорились вместе. Повод для оправдания такой политики придуман давно: защита крошечных необитаемых островков в Восточно-Китайском море, именуемых в Китае Дяоюйдао, а в Японии – Сэнкаку. Острова эти, по утверждению Пекина, издавна были китайскими, что подтверждается документами и картами XV века. Затем в ходе развязанной Токио японо-китайской войны Дяоюйдао были захвачены японцами и включены в архипелаг Рюкю (Окинава). А после возвращения американцами в 1972 году административных прав на Рюкю вместе с ними «вернули» японцам и Сэнкаку, с чем в Китае категорически не согласны.

Свои претензии на Дяоюйдао китайцы подкрепляют направлением в омывающие их воды патрульных и рыболовецких судов. В прошлом отмечались случаи высадки групп китайской молодёжи на необитаемые острова с установкой на них китайских государственных флагов. В последние годы японская береговая охрана ужесточила контроль над водами вокруг островов, с чем Пекин согласиться не может. А в текущем году китайские и японские власти разрешили командам своих патрульных катеров при необходимости открывать не только предупредительный, но и прицельный огонь.

Опасаясь вооружённых столкновений вокруг спорных островов, которые могут расшириться до масштабов локальной войны, японское правительство давно делало запросы Вашингтону с просьбой официально подтвердить, что США рассматривают Сэнкаку как суверенную японскую территорию. А потому-де на эти острова распространяется 5-я статья двустороннего договора о безопасности 1960 года о защите американскими вооружёнными силами Японии в случае нападения на неё. При Трампе заявления о включении Сэнкаку в зону ответственности США делали время от времени американские генералы, но для Токио этого было недостаточно. Японское правительство хочет добиться понимания Пекином того, что при столкновении с Японией китайцы будут напрямую иметь дело с Вооружёнными силами США.

И вот цель достигнута. Обвинив КНР в «авторитаризме», в «эскалации морского напора в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в усилении военного давления на Тайвань», Суга и Байден заявили, что «двусторонний альянс основан на общих ценностях, таких как свобода, демократия, права человека и верховенство закона; это явно контрастирует с тем, что Вашингтон называет авторитарными государствами, такими как Китай». Соединённые Штаты «подтвердили свою непоколебимую поддержку обороны Японии в соответствии с их договором безопасности, в том числе за счёт использования ядерного потенциала, говорится в совместном заявлении, а также оговорили обязательство США защищать контролируемые Японией острова Сэнкаку в Восточно-Китайском море», отмечает японское агентство «Киодо цусин». «Вместе мы выступаем против любых односторонних действий, направленных на подрыв японской администрации островов Сэнкаку», – говорится в заявлении двух лидеров.

Возложив ответственность за создание напряжённости на Китай, администрация Байдена получила, помимо прочего, возможность использовать проблему Сэнкаку / Дяоюйдао как повод для обострения обстановки в Восточной Азии, вплоть до ядерного шантажа.

Однако американцы не любят безответных подарков. Взамен Байден потребовал от Суги, по сути, изменить позицию Японии в отношении Тайваня, встав на его защиту от Китая, что приведёт к серьёзным, очень чувствительным для Токио последствиям. Дело в том, что, в отличие от Вашингтона, который, несмотря на договорённости с Пекином, нередко нарушает принцип признания «одного Китая», японское правительство этого до последнего времени тщательно избегало.

Как предупреждала пресс-секретарь Белого дома Дженнифер Псаки, Байден в переговорах с Сугой говорил о «насильственных действиях Китая в отношении Тайваня». И японский премьер, рискуя значительным ухудшением отношений с КНР, впервые за последние полвека согласился сделать совместное с американским президентом заявление по Тайваню. Тайвань был прямо упомянут в совместном заявлении лидеров США и Японии впервые с 1969 года (когда велись переговоры Ричарда Никсона и Эйсаку Сато).

Связав вопрос о Сэнкаку с Тайванем, Суга подчеркнул важность обеспечения безопасности Тайваня. Премьер-министр Японии осудил возросшую активность Китая в районе спорных островов. «Сегодня премьер-министр Суга и я подтвердили наше крепкое сотрудничество в рамках американо-японского альянса для обеспечения нашей общей безопасности», – заявил Байден по итогам переговоров. Сознавая, что в Пекине расценят «выраженную Сугой и Байденом озабоченность военными маневрами Китая в районе Тайваня, а также ситуацией в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном округе» как вмешательство во внутренние дела КНР, японский премьер тем не менее согласился с этими заявлениями.

Ответа долго ждать не пришлось. Китай выразил «глубокое недовольство» совместным заявлением лидеров США и Японии по вопросам Гонконга, Тайваня и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Об этом говорится в сообщении на сайте посольства КНР в США. «Вопросы Тайваня, Гонконга и Синьцзяна относятся к внутренним делам Китая. Вопросы Восточно-Китайского моря и Южно-Китайского моря касаются территориальной целостности КНР, ее законных прав и интересов. Все эти вопросы затрагивают основополагающие интересы Китая и не допускают вмешательства (извне), – отметило диппредставительство. – Мы выражаем глубокое недовольство и выступаем решительно против совместного заявления лидеров США и Японии. Китайская сторона будет твердо отстаивать свой суверенитет, безопасность и интересы развития».

Обращает на себя внимание, что, судя по открытой печати, лидеры США и Японии на переговорах не упоминали Россию. Хотя трудно представить, что разговора о политике в отношении нашей страны не было. Одним из объяснений такой сдержанности может быть озабоченность созданием благоприятной атмосферы на возможных встречах Байдена и Суги с президентом В. Путиным. Возможно, ни американец, ни японец не хотят раньше времени сжигать мосты. Ещё одним объяснением может быть сохраняющиеся в Вашингтоне и Токио надежды на то, что Москву удастся отдалить, если не оторвать, от Пекина и привлечь на свою сторону.

Заглавное фото: REUTERS/Tom Brenner