США спешат установить контроль над водными ресурсами Центральной Азии

Установят ли США свой контроль над водными ресурсами Центральной Азии?

Пока инициаторы евразийского проекта медлят, американцы спешат

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Американская концепция «Большой Центральной Азии» предполагает вытеснение России и Китая из этого макрорегиона с упором на контролируемую Вашингтоном интеграцию республик Центральной Азии с Афганистаном и Пакистаном. Ключ к этой крупномасштабной геополитической комбинации – установление контроля над водно-энергетическими ресурсами Центральной Азии.

12 мая посольство США в Таджикистане сообщило, что USAID*** в течение пяти лет будет осуществлять «проект с бюджетом в 24 миллиона долларов США… во всех пяти странах Центральной Азии и Афганистане… по управлению трансграничными водными ресурсами в бассейнах рек Сырдарья и Амударья». Проект направлен на закрепление США в Афганистане, а не на развитие пяти центральноазиатских республик.

Водно-энергетический комплекс республик Центральной Азии имеет огромный потенциал (430–460 млрд кВт/ч в год), но распределен крайне неравномерно: 85% водных ресурсов региона сосредоточено в Таджикистане и Киргизии; эти две республики расположены в зоне формирования стока Амударьи и Сырдарьи.

Водные ресурсы Центральной Азии

Всего в ледниках Таджикистана, покрывающих 6 % его территории, содержится до 500 кубических километров воды. Самые крупные из них – ледник Федченко и ледник Грумм-Гржимайло в Горном Бадахшане. Большинство ледников располагается в бассейнах рек Гунт, Муксу и Обихингоу. Через территорию Таджикистана протекает около шестисот рек, самые крупные – Амударья, Сырдарья, Вахш, Пяндж и Зеравшан. Есть в Таджикистане и около 2000 озер, содержащих 44 кубических километров воды.

В Киргизии – около 8000 ледников, которые вместе с вечными снегами занимают более 40% территории и содержат 650 кубических километров воды. Крупнейшая в республике река Нарын является основным притоком Сырдарьи. Значительные водные ресурсы содержат реки Чуй и Талас и многочисленные озёра (крупнейшие из них – Иссык-Куль, Сон-Куль и Чатыр-Куль).

И Киргизия, и Таджикистан заинтересованы, прежде всего, в энергетическом использовании своих водных богатств, ирригация для них второстепенна. Для Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, напротив, приоритетом является ирригация в вегетационный период.

При этом на долю Казахстана приходится 77.4% нефтегазовых запасов Центральной Азии, на долю Узбекистана – 12.7%, Туркменистана – 6.7%. А в Киргизии и Таджикистане с энергоресурсами острый дефицит.

Восполнить дефицит электроэнергии своими силами, да и то частично, Киргизия и Таджикистан могут лишь накоплением водных ресурсов в водохранилищах (Нурекское и Кайраккумское в Таджикистане, Токтогульское в Киргизии) во время таяния в горах снега и ледников, спуская эту воду осенью и зимой. А трём другим республикам водные ресурсы Киргизии и Таджикистана нужны весной и летом.

Этого противоречия не существовало в советское время, когда энергосистемы республик Средней Азии и Казахстана входили в Единую энергосистему СССР и были тесно связаны. Объединённая энергосистема Центральной Азии (ОЭС ЦА) насчитывала 83 электростанции. В советское время Киргизия и Таджикистан зимой накапливали воду в водохранилищах и получали электроэнергию и энергоресурсы (уголь и природный газ) из Казахстана, Туркмении и Узбекистана. А летом Киргизия и Таджикистан направляли воду в Узбекистан и Казахстан.

С распадом СССР единая энергосистема рухнула. Страны низовий стали продавать газ и электроэнергию странам верховий по рыночным ценам, прекращая поставки за долги. Таджикистан и Киргизия постоянно испытывают сегодня дефицит энергии зимой. В большинстве районов Таджикистана в осенне-зимний период вводятся лимиты на подачу электричества.

Через десять лет после развала Советского Союза Узбекистан ограничил поставки газа Киргизии и Таджикистану, которые были вынуждены в холода запускать турбины Нарынского каскада ГЭС в режим выработки электроэнергии, чтобы обеспечить теплом замерзающие города. По Сырдарье покатились зимние паводки, которые затапливают сельхозугодья в Узбекистане и на севере Таджикистана, а к концу февраля вызывают наводнения на юге Казахстана.

В периоды маловодья ситуация становится критической. Подходы республик Центральной Азии к решению водной проблемы радикально противоречат друг другу и зачастую носят «взаимоисключающий характер».

Фото: Спутник

При этом, как отмечается в докладе ЮНЕСКО «Вода в Центральной Азии: прошлое, настоящее и будущее», проекты, финансируемые USAID (по совершенствованию управления водными и природными ресурсами, включая энергоресурсы), являются «наименее эффективными вследствие их распыленности, низкого уровня использования местных знаний и инициатив, а также недостаточной нацеленности на достижение практических результатов».

Водный счётчик от USAID.

Водный счётчик от USAID. Фото: hronikatm.com

Типичным примером подобных проектов является цифровизация бассейна реки Мургаб в рамках программы USAID «Умные воды» (Smart Waters). Речь идет об установлении счетчиков воды, информация с которых будет поступать в единый центр обработки данных. Установка американских счетчиков на всех реках региона позволит полностью контролировать водные ресурсы Центральной Азии, которые американцы хотят перенаправлять в Афганистан.

Заявленный 12 мая посольством США в Таджикистане проект призван поставить под контроль США интеграцию Центральной Азии и Афганистана. В итоге дефицит водно-энергетических ресурсов не будет преодолен ни для одной из пяти республик региона, а вода будет поступать в контролируемый американцами Афганистан. Заявленный бюджет проекта USAID в $24 млн. даже близко не соответствует потребностям региона при решении водно-энергетических проблем.

Переориентации Таджикистана способствует и финансируемое фондом Ага Хана и Евросоюзом строительство трансграничных мостов (по которым можно будет оперативно перебрасывать американские войска) между Таджикистаном и Афганистаном.

Сейчас в Центральной Азии – ситуация всеобщего проигрыша. Решением могло бы быть, если бы, к примеру, водные ресурсы киргизской Токтогульской ГЭС использовались для ирригации соседних стран. Узбекистан выиграл бы на этом $36 млн, Казахстан – $31 млн. Потери Киргизии составили бы $35 млн, что могло бы быть компенсировано странами-выгодополучателями (Казахстан, Узбекистан). Однако признаки такого решения отсутствуют.

Токтогульская ГЭС

Токтогульская ГЭС. Фото: myseldon.com

Полностью и окончательно закрыть дефицит водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии могло бы создание подготовленного Россией в 2006 году Евразийского водно-энергетического консорциума, который тогда почему-то не понадобился.

Пока проектировщики евразийских интеграционных схем медлят, американцы спешат. 9 мая президент Таджикистана Эмомали Рахмон был на параде Победы в Москве, а уже 12 мая посольство США в Таджикистане объявило об очередном проекте «по развитию управления водными ресурсами Центральной Азии и Афганистана».

А кто контролирует реки в этой части мира, тот контролирует всю Центральную Азию.