Бои на Смоленщине – одна сплошная грандиозная битва…

Бои на Смоленщине – одна сплошная грандиозная битва…

80 лет назад, 10 сентября 1941 года, завершилось Смоленское сражение

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Смоленск. Древний русский город самим провидением был поставлен так, что в него упирался всякий ворог, шедший на Русь с Запада.

Смоленск был щитом Москвы на дальних к ней подступах, тем камнем, о который спотыкался захватчик, уже грезивший видами золотых московских колоколен. В Смутное время в 1609–1611 гг. смоляне выдержали 20-месячную осаду, задержав войско короля Речи Посполитой Сигизмунда III. В августе 1812 г. под стенами города русские дали ожесточенное сражение армии Наполеона.

«…Мы в ночь отступили, и запылал позади нас Смоленск, – вспоминал герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Муравьев-Карский. – Войска шли тихо, в молчании, с растерзанным и озлобленным сердцем. Из собора вынесли образ Божией матери, который солдаты несли до самой Москвы при молитве всех проходящих полков».

Почин мемуариста подхватывает писатель. Откроем «Войну и мир» Льва Толстого: «Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие…

– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!!

– Смоленскую матушку, – поправил другой.

…За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчими. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных…»

Свою историческую роль щита Москвы Смоленск сыграл и в Великую Отечественную. Именно на театре военных действий вокруг него разыгралось 10 июля 1941 г. ожесточенное сражение, имевшее решающее значение для срыва германского блицкрига.

Командующий Западным фронтом маршал С.К. Тимошенко основные усилия сосредоточил на удержании Смоленских ворот – междуречья Западной Двины и Днепра, куда он направил войска трех армий – 16-й (генерал-майор К.К. Рокоссовский), 19-й (генерал-лейтенант М.Ф. Лукин) и 20-й (генерал-лейтенант Ф.А. Ершаков). За войсками Западного фронта, в 100 км восточнее Смоленска, Ставка развернула второй стратегический эшелон из группы войск Фронта резервных армий, объединявшего шесть общевойсковых армий, что повышало устойчивость западного направления.

Противник 15 июля охватил в районе Смоленска с трех сторон 16-ю, 19-ю и 20-ю армии. Для отхода на восток им оставалась единственная переправа через Днепр в районе села Соловьево (15 км южнее Ярцево). Ожесточенные бои не прекращались ни днем, ни ночью. Отход наших войск из Смоленска к переправе (а 19-я армия отходила последней) занял пять дней. Командарм-19 генерал М.Ф. Лукин рассказывал писателю К.М. Симонову: «Эти пять дней – героический подвиг 16-й и 20-й армий, которые кровь проливали и костьми ложились, но держали противника, изматывали его» и в конечном счете обеспечили 19-й армии возможность переправы.

Командующий фронтом маршал С.К. Тимошенко, в свою очередь, доносил начальнику Генерального штаба маршалу Б.М. Шапошникову: «Сковывание 20-й и 16-й армиями столь значительных сил группы армий «Центр» не позволило ей развить успех из района Смоленска в направлении Дрогобужа – Вязьмы и в конечном счете оказало решающее значение в воссоздании сплошного фронта советских войск восточнее Смоленска, который на два с лишним месяца остановил противника на западном направлении».

Между тем советское командование продолжало перебрасывать к Москве свои резервы. На рубеже Старая Русса – Осташков – Белый – Ельня – Брянск, т.е. в тылу Западного фронта, создавал оборону Фронт резервных армий. Всего новый фронт включал четыре армии (29, 30, 31 и 24-ю). На дальних подступах к Москве был образован фронт Можайской линии обороны в составе 32, 33 и 34-й армий. Готовились три оборонительных рубежа, занимаемых войсками на глубине до 300 км.

Боевые действия войск центра и левого крыла Западного фронта разделились на два относительно самостоятельных очага борьбы: один – в районе Смоленска, другой – Гомеля. 25 июля для удобства управления войсками Ставка образовала Центральный фронт (генерал-полковник Ф.И. Кузнецов, с 7 августа – генерал-лейтенант М.Г. Ефремов). Задача этого фронта состояла в том, чтобы прочно прикрыть стык Западного и Юго-Западного фронтов и активными действиями на северо-запад, в направлении Гомеля, Бобруйска, содействовать успеху Западного фронта.

Усиливая оборону на московском направлении, Ставка ВГК 30 июля объединила резервные армии на ржевско-вяземском оборонительном рубеже, создав Резервный фронт во главе с генералом Г.К. Жуковым, незадолго до этого освобожденным от поста начальника Генерального штаба.

Упорные и активные боевые действия советских войск под Смоленском ослабили наступательную мощь группы армий «Центр». Она оказалась скованной на всех участках фронта. В ходе Смоленского сражения наглядно выявился просчет политического и военного руководства Германии, оно явно недооценило способность советских войск к яростному сопротивлению. Главной цели кампании – уничтожения советских армий – достичь не удавалось.

И хотя сил было еще довольно много, вести наступление одновременно на трех главных направлениях вермахт уже не мог. 30 июля Гитлер был вынужден подписать директиву № 34, согласно которой группа армий «Центр» должна была перейти к обороне. Основные усилия немцев были перенесены на фланги. Немецкое командование намеревалось продолжать наступление с целью уничтожения советских войск на Украине, а также совместно с финскими войсками блокировать Ленинград. Танковые группы, входившие в состав группы армий «Центр», выводились из боев для восстановления боеспособности и последующего использования их на флангах восточного фронта.

В августе основные события развернулись в полосе Центрального фронта, куда были повернуты 25 дивизий группы армий «Центр», в том числе шесть танковых и моторизованных. Они наносили удар на юг с целью выхода в тыл Юго-Западному фронту, остановившему наступление группы армий «Юг» на рубеже Днепра. 8 августа при поддержке крупных сил авиации перешли в наступление соединения 2-й танковой группы Г. Гудериана, а 12-го их поддержала 2-я полевая армия.

Войска Центрального фронта не смогли сдержать  мощного танкового удара и под угрозой охвата силами противника начали отходить в южном и юго-восточном направлениях. Тогда Ставка ВГК, чтобы не допустить окружения Центрального фронта и выхода врага в тыл войск, которые обороняли Киев, развернула между Центральным и Резервным фронтами Брянский фронт (генерал-лейтенант А.И. Еременко).

И хотя войска Западного, Резервного, Центрального, Брянского фронтов несли большие потери, их удары не достигли цели, они причинили противнику очень ощутимый урон.

Значительного успеха добились войска Резервного фронта. Под Ельней 24-я армия генерал-майора К.И. Ракутина с 30 августа по 8 сентября провела наступательную операцию по уничтожению вражеской группировки. Командующий фронтом генерал армии Г.К. Жуков выбрал самый решительный способ – двусторонний охват с целью окружения и разгрома немцев по частям. К исходу 8 сентября ельнинский выступ, вдававшийся в оборону Резервного фронта, был срезан – противник лишился выгодного плацдарма для удара по флангам советских войск.

Здесь, под Ельней, родилась советская гвардия. Приказом наркома обороны СССР от 18 сентября 1941 г. четыре стрелковые дивизии – 100-я (генерал-майор И.Н. Руссиянов), 127-я (полковник А.З. Акименко), 153-я (полковник Н.А. Гаген) и 161-я (полковник П.Ф. Москвитин) – были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские стрелковые дивизии.

10 сентября Смоленское сражение завершилось. «Следует сказать, – вспоминал бывший командующий Западным фронтом маршал С.К. Тимошенко, – что не было на Смоленщине ни одного клочка земли, где бы не стоял до последнего патрона, до последнего дыхания советский солдат. И если отходил он, то лишь по приказу своих командиров… Бои на Смоленщине запомнились как одно сплошное, не прекращавшееся ни на минуту грандиозное сражение. Народ и армия совершили великий подвиг». Неоценимую помощь войскам оказало население Смоленщины. Только на оборонительных работах в полосе Западного фронта участвовало около 300 тыс. жителей Смоленской области.

Главным итогом Смоленского сражения был срыв планов вермахта на безостановочное продвижение к Москве. Впервые с начала Второй мировой войны германские войска вынуждены были перейти к обороне на главном направлении своего удара. Поздней осенью у Москвы им не хватило времени и сил, потраченных под Смоленском, у Соловьевской переправы, в районе Духовщины, под Ярцевом и Ельней.