«Генерал Моше Даян, лютой злобой обуян…»

Политическая карикатура как зеркало мировой истории

На днях разбирал завалы старых газет и журналов. Пробегал глазами статьи, вглядывался в фотографии и рисунки, отражающие политические события. Особенно много в домашнем архиве оказалось публикаций, связанных с Ближним Востоком. С пожелтевших страниц смотрели израильские военные, американские политики, арабы и палестинцы. Это было далекое прошлое, но оно и сейчас, спустя много лет не утратило актуальности.

Политическая карикатура сейчас в России не в моде, а жаль. Она лаконична, быстро и доходчиво доносит суть происходящего. Во времена СССР многие важные события в стране и мире попадали на «острые» карандаши и перья Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Виталия Горяева, Юлия Ганфа, Юрия Черепанова, Евгения Шукаева и других известных мастеров жанра. По их работам можно изучать историю, освежать в памяти забытые события.  

…Советский Союз встал на сторону арабских стран и палестинцев в 50-х годах прошлого столетия. Москва симпатизировала президенту Египта Гамалю Абдель Насеру. Его речи были наполнены антиимпериалистической риторикой, рассуждениями о национальном освобождении и возрождении страны. Он казался национальным лидером, способным многое изменить на Ближнем Востоке. И главное , выступить против западного колониализма и возглавить борьбу арабских стран против Израиля. 

 

Кремль сделал ставку на Насера, оказал ему всемерную, в том числе военную, помощь. В 1958 году он посетил СССР впервые, и был принят как дорогой гость. Во время ответного визита в Объединенную Арабскую Республику – так в то время называлась Египет, слитый с Сирией, – в мае 1964 года Хрущев наградил Насера званием Героя Советского Союза. Такой же чести удостоился вице-президент ОАР фельдмаршал Абдель Амер.

В то время отношения арабских стран и Израиля неуклонно накалялись – дело явно шло к очередному военному конфликту. Это означало и обострение отношений западных стран во главе с США, поддерживающих Израиль и СССР, выступившего на стороне государств Ближневосточного региона. 

«Израильская военщина» и «хищный оскал сионизма» были излюбленными темами советских карикатуристов. Вошло в обиход и понятие «сионистский расизм». Израиль обвинялся в агрессивных намерениях против соседей, хотя это не всегда соответствовало истине. Накануне войны 1967 года арабские страны, и прежде всего Египет, были буквально накачаны советским вооружением, и их руководители были уверены, что в будущем военном противостоянии они возьмут реванш за прошлые поражения. 

Однако в Шестидневной войне армия еврейского государства одержала очередную победу. Оккупации подверглись Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим. 

Поражение арабских стран, захват и уничтожение израильтянами советской военной техники вызвало болезненную реакцию Москвы. Вскоре после начала войны 1967 года Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем и угрожал применением силы, если тот не остановит наступающие на Каир войска. Еврейское государство было объявлено виновником всех бед Ближнего Востока и источником страданий арабов и палестинцев. 

Проводились параллели между Израилем и нацистской Германией. К примеру, на одной из карикатур был изображен танк с шестиконечной звездой, застывший возле указателя и надписью: «Великий Израиль». Рисунок сопровождал двустишие: «Израиль с незавидным постоянством охотится за жизненным пространством».

Встречались и другие «сильные» ассоциации: Западный берег реки Иордан сравнивался с Освенцимом, свастика – со звездой Давида. Запомнился персонаж с характерными семитскими чертами, держащий окровавленный топор и стоящий в тени Гитлера. В этих и других случаях обличение сионизма превращалось в проявление антисемитизма.

В ноябре 1967 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую «установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке». Документ, в частности, обязывал Тель-Авив вывести свои войска с оккупированных территорий. Однако эти требования были отвергнуты. Израильские войска были выведены с Синайского полуострова лишь в 1979 году. Оккупация же Голанских высот, Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима продолжается до сих пор.

Тема незаконной оккупации арабских и палестинских земель была весьма популярной. Вот одна из самых характерных карикатур. На ней изображен министр обороны Израиля Моше Даян в кабинете окулиста, который смотрит на написанный крупными буквами лозунг «Решение ООН». Он закрывает свой единственный глаз и, хищно улыбаясь, говорит: «Нет, решительно ничего не вижу!» 

Этот стратег был любимым персонажем советских фельетонистов и карикатуристов. О нем даже слагали частушки. Вот одна их них: «Генерал Моше Даян, / Лютой злобой обуян, / Признавать не хочет он / Резолюции ООН».

Впрочем, известно, что не Даян был вершителем судеб на Ближнем Востоке. Там главенствовали США, Израиль же был лишь исполнителем их желаний. Этой теме, в частности, посвящена карикатура «Ай, Моська! Знать она сильна… Потому что не одна!» Рисунок изображал крошечного израильского солдата, сидящего на указательном пальце большой руки с надписью US, изрыгающего бомбы… 

Массовый поток антиизраильских карикатур долгие годы заполнял страницы советской прессы. Особенно активизировались советские пропагандисты, когда на Ближнем Востоке возрастала эскалация напряжённости.

Критика израильского государства прекратилась в конце 80-х годов, когда наметилось потепление отношений между двумя странами. Дипломатические отношения были восстановлены после почти 25-летнего перерыва – в октябре 1991 года, незадолго до распада Советского Союза…

Уместно вспомнить еще двух художников-карикатуристов. Их родина – многострадальная Палестина. «В 1988 году, когда началась первая интифада и мне было пятнадцать лет, я хотел выразить свой протест против Израиля, – рассказывал Алаа Аллагта. – Я рисовал на стенах. Издевался над премьер-министром Шамиром, который был вдохновителем карательных акций. Израильтяне меня поймали и на улице на глазах у родителей разбили мне пальцы, чтобы я больше не мог рисовать». 

Однако расправа лишь укрепила палестинца в желании стать карикатуристом. К счастью, он сумел вылечиться и продолжил рисовать. Его кумир – известный палестинский карикатурист Наджи аль-Али, создавший образ своей родины в образе десятилетнего мальчика Хандалы.

Аль-Али создал более 40 тысяч карикатур, в которых воплотил критические взгляды палестинцев и арабов. Его персонажи – люди, изгнанные из своей страны, мечтающие обрести дом и мирное небо над головой. 

Объектами карикатур аль-Али были также Израиль и США. Не менее зло высмеивал он и арабские правительства, которые из-за разногласий и распрей не могли добиться взаимопонимания и были не в силах защитить своих соотечественников.

Творчество этого художника подверглось яростной критике со стороны политиков и правительств многих стран, которые сочли себя оскорбленными. 

В июле 1987 года Наджи аль-Али погиб в Лондоне от пули неизвестного. До сих пор неизвестно, кто был его реальным убийцей и кто выступил заказчиком. 

Трагическая судьба этого художника еще раз показала, как опасно говорить правду. Впрочем, случалось и раньше, что карикатуристы жестоко расплачивались за свои острые перья и карандаши.