НАТО не снижает активность на Чёрном море.

НАТО на Чёрном море: от англосаксов до Турции и Португалии, вне срока давности

В ходе регулярных учений альянса испытываются новые виды вооружений

Среди объектов, который киевский режим собирается взять под прицел в соответствии с т. н. «секретной» частью пресловутого «плана победы» Зеленского, – Крымский мост, база Черноморского флота в Новороссийские и командный пункт недалеко от Сочи. 

Несмотря на невнятные заявления некоторых западных лидеров, военно-морские и военно-воздушные силы НАТО стремятся к максимальной военно-политической изоляции России в Черноморском бассейне. Можно предположить, что на протяжении последних 2,5 года порты Одесской области принимали доставляемое гражданскими грузовыми судами под разными флагами вооружение для ВСУ. Кроме того, эти суда могли быть использованы для нанесения ракетных, «биспилотных» ударов по Крыму и Севастополю, для провокации против объектов «Черноморнефтегаза» на шельфе полуострова и т. д.

Имеется пока не подтверждённая официально информация о создании США, Великобританией, Францией и Румынией объединённого командования, регулирующего военное сотрудничество в северо-западной акватории Черного моря и дельте Дуная, невдалеке от российских Крыма и южного побережья Херсонской области. Окончательно эту структуру планируется сформировать к середине ноября с. г. Соответственно, можно ожидать интенсификации попыток «подводных» диверсий с опорой в числе прочего на данные аэрокосмической разведки.

В конце августа с. г. сообщалось, что над Черноморским регионом периодически работают сразу 4 самолета-разведчика стран НАТО. Это противолодочный самолёт ВМС США Boeing P8 Poseidon, самолёт электронной разведки ВВС США Boeing RC-135V River Joint, авиасудно дальнего радиолокационного наблюдения Boeing E-3A Sentry и самолет радиоразведки Bombardier Challenger 650. По некоторым данным, последний «посещает» регион из Декелии – с одной из британских военных баз в Республике Кипр. Известно также, что Poseidon дислоцируется на авиабазе ВВС США Сигонелла на Сицилии, в то время как River Joint – на аэродроме Милденхолл в восточной Англии. 

Районы пребывания ВМФ-ВВС НАТО в Чёрном море с 2022 г.

Кроме того, в 2023 году неоднократно сообщалось, что с британских баз на Кипре (Акротитри, Декелия) британские ВВС вылетают на «патрулирования» в центральной и восточной акваториях Черного моря. По имеющейся информации, в прошлом году было создано британское спецподразделение ВВС, базирующееся на Кипре и британском Гибралтаре, с целью мониторинга Черноморского бассейна, взаимодействующее с силами НАТО на Балканах.

Ещё в конце июля с. г. профессор Академии военных наук России Сергей Горбачёв разъяснил военно-политическую ситуацию в бассейне: «Например, корабли НАТО уже давно в Чёрном море. В любой момент корабли НАТО могут перебросить в Чёрное море и через Дунай. Американцы, работая на Дунае на катерах спецназначения, прошли через из Дуная на Черное море в Севастополь и у морвокзала нашего стояло несколько американских катеров, которые так же через Дунай и ушли. Тем более такая возможность может быть в обозримой перспективе».

Как сообщает американское издание Defense News, Анкара, Бухарест и София с лета с. г. актуализировали совместную военно-морскую оперативную группу. Высокопоставленные офицеры военно-морских сил Турции, Румынии и Болгарии встречались в Стамбуле 1 июля для первоначального запуска оперативной группы. Примерно за полгода до этого официальные лица тех же стран подписали меморандум о взаимопонимании для продвижения инициативы. Сближение стран НАТО в рамках этого тройственного альянса на Чёрном море напрямую связано с усилением военно-политического давления на РФ.

Вице-адмирал Михай Панаит, главком военно-морскими силами Румынии особо этого и не скрывает, заявляя, что новое оперативное соединение «не только усиливает наши коллективные оперативные возможности. Но и поможет в разрешении конфликта в нашем регионе, который вынудил три прибрежных государства НАТО мобилизоваться для обеспечения свободы судоходства».

Новым натовским оперативным соединением командует контр-адмирал ВМС Турции Юсуф Акюз. Флагманом является турецкий корабль поддержки TCG Yzb. Gungor Durmus (A-574) – один из новейших турецких военных кораблей, оснащённый американским вооружением и спущенный на воду в 2021 году. Данная оперативная группа также будет участвовать в проводимых Болгарией натовских учениях Breeze, турецких учениях Nusret и румынских учениях Poseidon, осуществляемых невдалеке от Крыма и территориальных вод РФ в Чёрном море. 

Система «охвата» Черноморского бассейна блоком НАТО может оказаться реальностью уже недалёкого будущего. Нелишне напомнить, подобного рода планы берут начало в первой половине 1950-х гг. в связи со вступлением Турции и Греции в НАТО в 1952 г. А в марте 1953-го под эгидой альянса был учреждён «Балканский пакт» о дружбе и сотрудничестве в составе Греции, Турции и Югославии, дополненный договоренностями 1954-го о военной взаимопомощи, но так и не распущенный вплоть до распада Югославии в начале 1990-х годов. 

В меморандуме «Возможности войны с Советским Союзом, 1951-1952» эксперт отдела планирования военной политики НАТО К. Саваж указывал: «…Югославия, Греция, Турция представляют собой грозный бастион против агрессии в районе восточного Средиземноморья. Их совместные военные силы сейчас больше, чем всех европейских членов Североатлантического союза. Кроме того, если нам будет навязана война, мы можем надеяться на наступление против Советского Союза в этом регионе». 

И еще в сентябре-ноябре 1951 г. ВМФ США и Великобритании получили бессрочное право использовать, в случае угрозы безопасности Турции и / или обороноспособности южного фланга НАТО, также и турецкие порты на Чёрном море. Фактически это означало, что операции против СССР на Чёрном море возможны с турецкой территории… 

Сегодня же министр обороны Турции Яшар Гюлер клянётся в верности НАТО и рассуждает о необходимости расширять военно-промышленный комплекс страны, дабы обеспечивать армию  вооружением собственного производства. Поводом к такому заявлению стал дефицит снарядов и всего прочего на фронтах российской спецоперации: «…около 30 стран не смогли объединиться и удовлетворить потребности Украины в боеприпасах». В полной мере это относится и к самой Турции, активно снабжавшей боевиков ВСУ многими видами военной продукции, включая беспилотники различных модификаций, бронеавтомобили Kirpi, РСЗО Sakarya и 155-мм артустановки, легкое стрелковое оружие и т. д. А накануне на ходовые испытания близ Босфора вышел предназначенный для ВСУ корвет «Иван Мазепа».

Очевидно, НАТО рассчитывает на сохранение Киевом контроля над Одессой и выхода к морю, заранее формируя группировку, представляющую гибридную опасность для Черноморского флота. В этом контексте необходимо отметить и очередные сентябрьские учения REPMUS 24, включающие отработку морских и воздушных беспилотных систем в ходе противолодочных, противоминных и разведывательных операций. Результаты тренировок и наиболее перспективные образцы вооружений будут использованы в концепции т. н. «противолодочного барьера» НАТО.

Примечательно активное использование в рамках учений REPMUS 24 беспилотных систем TEKEVER AR3 и AR5 британо-португальской для разведки, наблюдения и рекогносцировки на земле и в небе. Впервые апробирована новая модификация AR5, способная устанавливать гидроакустические буи, позволяющие обнаруживать и отслеживать подводные цели. Модернизация РЛС, камер и связи повысила разведывательные возможности дронов TEKEVER, активно используемого ВСУ с 2023 года разведки Чёрного моря и побережья Крыма. Ракетные атаки на полуостров и вылазки сопровождались работой беспилотников данного типа, в ряде случаев успешно поражавшихся силами ПВО ВС РФ.

Системы TEKEVER были поставлены Украине в рамках инициативы Лондона International Fund for Ukraine VI.23. Аналогичные им распиаренные несколько лет назад турецкие «Байрактары» оказались чувствительными к российским средствам радиоэлектронной борьбы. За счёт применения спутниковой связи Tekever более устойчивы к РЭБ, затруднено их обнаружение. Повышение разведывательных возможностей противника создаёт дополнительные вызовы в том числе и для морского торгового судоходства. Не приходится сомневаться в том, что решающий геополитические задачи Запада (и, в частности, Великобритании, решительнее других настроенной воевать «до последнего украинца») марионеточный режим Зеленского готов на любые провокации.

На фото - кадры учения REPMUS 24 и др.

Другие материалы