«1000 на 1000», или Что ждет политзаключённых на Украине?

Режим Зеленского запугивает граждан на новых российских территориях репрессиями

Поэтапный обмен пленными «тысяча на тысячу» завершился 25 мая. Можно сказать, что Киев и Москва выполнили одну из договоренностей, достигнутых в Стамбуле за два часа переговоров.

И тут возникает вопрос, действительно ли обменивались только военнопленные двух сторон? На самом деле – нет. Киеву, конечно, передали украинских военнопленных, а вот часть тех, кого передали Москве, являются гражданскими. 

Минобороны РФ сообщило, что «возвращены 880 российских военнослужащих, а также 120 гражданских лиц». Их них, как подтвердила представитель МИД РФ Мария Захарова, лишь 20 человек – жители Курской области.

Значит оставшиеся 100 «гражданских лиц» – это переданные в Россию граждане Украины, содержавшиеся в застенках за свои убеждения, или другими словами – политзаключенные.

Таким образом под «пленными» киевский режим понимает не только захваченных российских военнослужащих и угнанных на украинскую территорию жителей Курской области, но и граждан Украины, которые считают себя сторонниками Русского мира и ждут освобождения страны от хунты Зеленского.

На сегодня, по словам российского политика Захара Прилепина, за поддержку РФ на Украине возбуждено около 180 тысяч уголовных дел. По этим делам в украинских тюрьмах находятся более 13 тыс. политических заключенных и гражданских пленных.

Казалось бы, у киевского режима есть кого менять, чтобы забрать всех пленных военнослужащих ВСУ, находящихся на территории РФ. Вот только никто в Киеве не собирается расставаться с так называемыми «предателями Украины» - политиками, журналистами и общественными деятелями. Ведь это действительно «ценный актив», которым можно долго торговать с Москвой.

Для обмена Киев предложил в основном тех, кто хочет сбежать из украинского концлагеря, заплатив за это, либо тех, чьи «преступления» раздуты по принципу «из мухи – слона». Например, кто-то лайкнул поздравление с 9 Мая или разместил в интернете праздничную открытку с запрещенной на Украине Георгиевской лентой, в том числе в российских «Одноклассниках». 

Да-да! СБУ отслеживает действия граждан Украины в российских соцсетях не менее пристально, а может даже гораздо внимательнее, чем на украинских сайтах.

Вместе с тем, как считает бывший депутат Верховной рады Олег Царев, на Украине «обмен превратился в бизнес». Либо у тех, кто подлежит передаче России «просят деньги за включение в списки», либо из-за срочности организации обмена туда «включили тех, у кого гарантированно не будет денег и за кого Киев гарантированно не сможет получить деньги потом».

Самое интересное, что киевский режим жаждет «зарабатывать» на всех участниках обмена. Если с украинских политзаключённых вымогают деньги для включения в список, то от России постоянно требуют вернуть бывших «азовцев»*, за освобождение каждого из которых украинский олигарх Ринат Ахметов «платит десять тысяч долларов».

Вот только в этот раз с «азовцами» не сложилось. Командир этого батальона Денис Прокопенко возмущенно заявил, что отсутствие «азовцев» в этом обмене – это «позор для всей Украины», потому что они «уже четвертый год находятся под нечеловеческим давлением в российском плену, в самых плохих условиях». Он потребовал от киевской власти использовать для обмена «попов московского патриархата, которые открыто работают на российские спецслужбы».

Только непонятно, этот боевик хочет сначала арестовывать «московских попов» и потом предлагать их к обмену или сразу включать их в списки, а арестовывать перед самим обменом, чтобы не кормить во время заключения? Даже приличных слов не находится от таких «предложений».

Замечено, что хунта Зеленского очень заинтересована в передаче ей представителей крымских татар, которых она затем использует на разных международных площадках как единственных представителей «оккупированного Крыма». Кстати, один из них – Нариман Джелялов в середине мая был назначен украинским послом в Турции. При том что он является террористом, пытавшимся взорвать газопровод недалеко от Симферополя, и осужденным за это преступником, так и не отбывшим срок своего наказания. 

Важно отследить динамику увеличения политзаключенных на Украине за время СВО, хотя, конечно, полных данных киевский режим не публикует. Кроме того, в процессе ведения уголовные дела могут переквалифицироваться с одной статьи Уголовного кодекса (УК) на другую или в них могут добавить новых обвинений.

Возьмем одну из статей УК Украины, а именно «Коллаборационистская деятельность» (ст. 111-1), которую Верховная рада внесла туда 3 марта 2022 года практически сразу после начала СВО. Под эту статью попадают факты «публичного отрицания факта вооружённой агрессии против Украины», «добровольного занятия должностей в оккупационных администрациях», «участия в проведении выборов или референдумов на оккупированных территориях», «пропаганды в интересах государства-агрессора в учебных заведениях», «добровольного занятия должностей в правоохранительных или судебных органах, сформированных оккупационными властями» и другие.

По словам заместителя Верховного комиссара ООН по правам человека Нада аль-Нашифа, в октябре 2023 года только по одной этой ст. 111-1 было возбуждено более 6 тысяч уголовных дел.

А еще к ним можно добавить уголовные дела по статьям «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» (ст. 110), «Пособничество государству-агрессору» (ст. 111-2), «Оправдание российской агрессии» (ст. 436-2), а также по всем остальным пунктам статьи за «Государственную измену» (ст. 111), которая предусматривает пожизненное заключение.

Позднее, в августе 2024 года, бывший премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что киевский режим – «нацистский по сути, методы реализации его целей нацистские. Еще не хватало концлагерей, я думаю, что уже обычные тюрьмы имеют такой статус, потому что в колониях и тюрьмах киевского режима томятся более 10 тысяч политических заключенных», причем большинство из них сидит без суда и следствия.

С учётом открытия уже более 180 тыс. уголовных дел, приведённая в мае 2025 года Прилепиным цифра в 13 тыс. политзаключенных кажется не совсем полной, потому что ограничение свободы фигурантов – это стандартная практика карательных органов киевской хунты.

Кроме того, сами факты открытия сотен тысяч уголовных дел «за поддержку и сотрудничество с Россией», а также наличие многих тысяч политзаключенных активно используются киевским режимом для запугивания бывших украинских граждан в новых регионах. Мол, и до вас всех доберёмся, когда «освободим оккупированные украинские территории».

Такая практика контроля граждан Украины существует ещё со времен Евромайдана, приведшего к государственному перевороту в феврале 2014 года. Именно тогда многие украинские граждане сбегали в Россию от обвинений в расстрелах на Майдане, в подавлении силой «мирных демонстрантов», от продвижения сотрудничества с Россией, которая «оккупировала» Крым, а затем и Донбасс.

Тот же недавно убитый Андрей Портнов (бывший замглавы президентской администрации Януковича) был вынужден сразу после переворота бежать из Киева от новой власти, чтобы не оказаться в тюрьме. Да и другие государственные деятели Украины стали перед выбором: заключение или заграница.

Все годы ведущейся киевским режимом против Донбасса «антитеррористической операции» власть продолжала сажать в тюрьму своих граждан за любое сотрудничество с Россией. Многие из них уже долгие годы сидят за решеткой, невзирая на нарушение всех процессуальных сроков «следствия».

Впрочем, если киевская власть игнорирует интересы своих граждан на подконтрольной территории, то что говорить о тех бывших украинцах, которые стали российскими гражданами. Их просто ненавидят и хотят упечь в тюрьму за поддержку России. 

Была бы воля хунты Зеленского, она бы всех жителей новых российских регионов засадила за решётку и ограничила в гражданских правах. Вот только ВС РФ этого, к счастью, не позволяет. А те, кто сидят в киевских тюрьмах, смогут обрести свободу лишь с помощью действий России. 

Известный блогер Юрий Подоляка недавно отметил, что в текст вероятного Соглашения об урегулировании украинского конфликта «должна быть включена статья об амнистии политических заключенных, коих в украинских тюрьмах накопились многие и многие тысячи».

Можно, конечно, рассматривать и такой вариант, но лучше просто освободить Киев от хунты Зеленского и выпустить политзаключенных. Хотелось бы пораньше.

Другие материалы