Несмотря на активное участие Норвегии в антироссийских санкциях, двустороннее сотрудничество в ряде секторов сохраняется и пока по большей части выведено из действующих и «перспективных» санкций (впрочем, как мы убедимся ниже, ситуация может измениться в негативную сторону). Парадоксальным образом элементы взаимодействия затрагивают и использование Севморпути. Географию не обманешь и, похоже, в Осло не могут не принимать во внимание почти 200-километровый участок сухопутной границы с РФ и морскую границу протяжённостью свыше 700 км в Баренцевом море, бассейне Северного Ледовитого океана и северо-восточной Атлантике.
Напомним, что еще с 1975 г. действует совместная межправкомиссия по сотрудничеству в морском промысле и регулированию объема морских биоресурсов. Стороны ежегодно обмениваются промысловыми квотами, предусматривающими в том числе преимущественно паритетный промысел российской стороны в норвежских водах, норвежской стороны – в российских. По данным посольства РФ в Норвегии, в компетенции комиссии «находятся вопросы совершенствования и развития двусторонних связей в области рыболовства, установления общих допустимых объемов совместно управляемых рыбных запасов Баренцева и Норвежского морей, разработки мер регулирования промысла, долгосрочных стратегий управления рыбными запасами, координации морских научных исследований. В рамках комиссии действуют Постоянный двусторонний комитет по вопросам управления и контроля в области рыболовства и ряд совместных рабочих групп».
В конце 2024-го Москва и Осло в рамках профильной межправкомиссии установили на 2025 г. общий допустимый улов северо-восточной арктической трески, сниженный на 25% – до 340 тыс. тонн, с российской квотой в 144,4 тыс. т. По пикше показатель ОДУ 130 тыс. тонн, квота в РФ – 52,5 тыс. т. По окуню и палтусу ОДУ – 67, 2 тыс. т и 19 тыс. т, российская квота 14, 1 тыс. т и 7,9 тыс. т.
Характерно, что дополнительно РФ разрешено выловить в водах Норвегии 4200 тонн морских окуней и 12200 тонн сайды. Совместный промысел мойвы в 2025 г. остановлен ввиду частичного истощения её запасов. По оценке комиссии (2025 г.), взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами в области рыболовства продолжается, обеспечивая «устойчивое управление совместными запасами в Северно-восточной Атлантике» и, добавим, в примыкающих акваториях.
Общий ареал СМП включая балтийско-сакандинавский регион
Кроме того, между Москвой и Осло, «несмотря на политическую обстановку, сохраняются связи по эффективному управлению общей границей, поиску и спасанию на море», заявил в конце февраля с. г. посол РФ в Норвегии Николай Корчунов, пояснив, что «сохраняется взаимодействие в сфере обеспечения безопасности на море и контроля за совместными рыбозапасами в Баренцевом море». Дипломат рассказал о подписанном в декабре 2024 г. российско-норвежском плане взаимодействия пограничных служб на ближайшие два года, предусматривающем «мероприятия с участием береговых охран погранслужб двух стран», включая «и оказание помощи, и обмен информацией, в том числе о судах, которые могут терпеть бедствие. Также речь идет и о пресечении нарушений, и о тех, кто злоупотребляет выловом рыбных ресурсов и пытается скрыться».
По мнению Корчунова, поскольку Россия и Норвегия являются «соседями, востребован прагматичный подход к решению вопросов, представляющих взаимный интерес». Несмотря на следование Норвегии антироссийскому санкционному курсу, «объективная картина такова, что Россия и Норвегия обречены на сотрудничество: наши страны не просто соседи – будучи арктическими государствами, мы несем особую ответственность за судьбу региона». Две страны в состоянии совместными усилиями решать такие вопросы в Арктике, как изменение климата, деградация вечной мерзлоты, биоразнообразие и др., для чего необходим поиск общих решений.
Посол Норвегии в РФ
Схожая оценка обоюдного взаимодействия высказана в конце 2024 г. и норвежским послом в Москве Робертом Квиле. Ряд озвученных им тезисов косвенно свидетельствуют о наличии в Стране фьордов кругов, не заинтересованных в постоянной конфронтации с РФ: «...у нас с Россией прагматичное, корректное и формализованное сотрудничество в разных сферах. Но никто не скрывает, что сейчас наши отношения гораздо более ограничены, чем были раньше. Между нашими странами действовали двусторонние комиссии по торговле и промышленности, по вопросам окружающей среды, ядерной безопасности и рыболовству. Они не упразднены, но в настоящее время действует только одна: в области рыболовства. В этой области наши страны осуществляют многолетнее сотрудничество, восходящее еще к советским временам».
В то же время разница между Норвегией и другими европейскими странами по отношению к РФ «заключается и в том, что у нас есть комплекс вопросов, связанных не только с морем, но и с границей. Существует официальная периодичность встреч между военными и полицейскими представителями двух наших стран для решения любых вопросов, связанных с границей: это не прекратилось из-за нынешней ситуации».
О полной блокировке заходов российских промысловых судов в порты Норвегии речи не идёт: «...пару лет назад был введен запрет на суда под российским флагом, но было сделано исключение: эти суда могут заходить в (северо-норвежские. – Прим. ред.) порты Тромсё, Ботсфьорд и соседний с РФ Киркенес. Это признание важности нашего сотрудничества в области рыболовства», и вообще в целом, «история учит нас тому, что компромиссы сильнее, нежели обратное».
Отметим также использование норвежской стороной Севморпути для грузоперевозок с Китайской Народной Республикой. Скажем, в минувшем году на счету альянса норвежской Golden Ocean Management и швейцарской SUEK AG – 18 рейсов с использованием судов дедвейтом до 80 тыс. тонн (доставка норвежского и шведского железорудного концентрата в порты Китая). Германская Oldendorff Carriers выполнила на СМП шесть рейсов по доставке угля и железорудного концентрата из Норвегии и Швеции в Поднебесную. По имеющейся информации, такие рейсы осуществляются и в текущем году.
Более того, Норвегия и Китай дорабатывают совместный проект по созданию во второй половине 2020-х гг. транзитного хаба в баренцевом порту Киркенес, активно используемому в перевозках по Севморпути между КНР и Скандинавией. Как отмечает профильный портал (сентябрь 2024 г.), «это ближайший порт вблизи СМП с беспрепятственным доступом к европейским рынкам. Киркенес является первой логической остановкой в Европе для китайских судов после того, как они покинут российские воды».
Посол РФ вручает верительные грамоты королю Норвегии Харальду Y, 2024 г.
Таким образом, очевидные факторы военно-политической и транзитной географии, объективная заинтересованность в экономическом сотрудничестве в полной мере свидетельствуют об ущербности курса на дальнейшую конфронтацию с Россией. По словам Н. Корчунова, при вручении 14 ноября 2024 г. верительных грамот он услышал «от Короля напутствующие слова о важности, несмотря на все перипетии текущего момента, максимально сохранять конструктив, добрые отношения между нашими странами. Ибо географию изменить нельзя, и всё это предполагает выход в перспективе на позитивную, конструктивную повестку отношений между нашими странами». В то же время дипломат отмечает «целенаправленную линию стран – членов НАТО на ограничение свободы судоходства в [Балтийском] регионе, запуск в этих целях под предлогом в том числе угроз подводной инфраструктуре, миссии альянса "Балтийский часовой", которая сопровождается усилением действующей в открытом море группировки ВМС, в результате чего значительно осложнилась военно-политическая обстановка в регионе и усилились риски возможной эскалации и конфликтности». В свою очередь, норвежские компании прибегают к недобросовестной конкуренции, продвигая где только можно санкции в отношении российских производителей, чему примером – действия руководства ведущего производителя удобрений в этой стране компании Yara, благодаря лоббистским ухищрениям которого было принято решение ввести заградительные пошлины на российские удобрения.
Деструктивные настроения могут возобладать и в Норвегии – во всяком случае, мурманские рыбаки обсуждали накануне с губернатором Андреем Чибисом ситуацию с санкциями Евросоюза и с готовящимся решением властей Осло запретить российским судам вести промысел в своей исключительной экономической зоне, несмотря на международный статус последней. Назвав это недопустимым, мурманский губернатор пообещал разработку соответствующих контрмер. В настоящее время регион активно переориентируется на новые рынки сбыта, в том числе на Китай, Индию и другие страны Азии, что важно и для развития Трансарктического морского коридора. Так что можно предположить, что возможные пакости со стороны «потомков викингов» в сторону восточного соседа будут означать очередной «выстрел в ногу».