Югославия времён «железного Иосипа»

Жители исчезнувшей страны с ностальгией вспоминают былые времена

Прошлое с его деталями и картинами всегда выглядит привлекательнее настоящего. Свет от минувшего согревает с годами все больше, и оно становится похожим на сказку. Схожее чувство, названное Югоностальгией, все больше овладевает умами и сердцами жителей бывшей Югославии – сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев и представителей других национальностей. 

Главное, что кажется им особенно привлекательным в год 80-летия образования Социалистической Федеративной Республики Югославии – это спокойствие и вера в завтрашний день, которое испытывали жители государства. В то время межнациональные конфликты и иные катаклизмы казались невозможными. Да и уровень жизни в этой очаровательной балканской стране был достаточно высоким.

В Советском Союзе ходила поговорка: в Югославии есть все, кроме социализма. Магазины этой страны были буквально завалены импортными товарами, и туристы из СССР с радостью отправлялись туда, предвкушая обильный шоппинг. 

СФРЮ была создана в 1945 году и состояла из шести республик: Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, Черногории и Северной Македонии и автономного края Косово. Пришедший к власти коммунист, лидер Народно-освободительной армии, в годы Второй мировой войны противостоявший германским оккупантам Иосип Броз Тито стремился объединить разные этнические и религиозные группы под лозунгами равенства и братства. 

Согласно официальной версии, мать Тито была словенкой, отец – хорватом. Однако некоторые исследования указывали на то, что он мог иметь и другие корни, включая сербские и македонские. Есть даже версия о российском происхождении Тито.

Он правил страной более 30 лет, уберегая страну от потрясений. Уместно отметить, что Тито вместе с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и президентом Египта Гамалем Абдель Насером создал «Движение неприсоединения». В нем были собраны страны, отвергающие участие в военных блоках и выбирающие собственный путь развития. 

45 лет назад, в мае 1980 года престарелый маршал, ему было 87 лет, обладатель множества наград разных стран, в том числе советского ордена «Победа», скончался. Но никто не представлял, каким зловещим эхо отзовется уход этого дальновидного политика. 

В стране начался политический кризис. Югославию захлестнули волны национализма, которые превратились в ураган, начались размолвки между республиками. Это, в конце концов, привело к распаду страны и последующим ожесточенным конфликтам. Окончательно добили страну варварские бомбардировки НАТО в 1999 году… 

Конечно, Югославия времен Тито была далеко не идеальной – в ней хватало проблем. В частности, зашкаливала безработица, низкой была эффективность производства, брала рекорды высоты инфляция. И воистину неистребимой выглядела коррупция.

Однако иллюзии всегда сильнее здравого смысла, и многие – не только пожилые, но и юные и молодые жители балканских стран, наслышавшись рассказов стариков, были бы не прочь вернуться в Югославию. 

Социологический опрос, датированный 2022 годом, показал, что более 80 процентов опрошенных в Сербии считали, что распад Югославии был тяжелой ошибкой. В Боснии такое мнение высказали 77 процентов населения страны. В Словении, первой бывшей югославской республике, вступившей в Европейский союз и считающейся самой преуспевшей страной региона, так думали 45 процентов. Возможно, за минувшие три года еще больше людей захотели «переехать» в Югославию.

Все это очень близко и понятно тем, кто жил в Советском Союзе. И в России достаточно людей, которым кажется, что СССР был замечательной страной, в которой царили дружба и братство. Только не понятно, почему эта неповторимая страна исчезла, как Атлантида… 

Вернусь к личности Тито, поскольку сегодня его фигура пользуется в республиках бывшей Югославии большой популярностью. И вполне заслуженной – президент-коммунист был твердым, мужественным человеком. 

Вот лишь один эпизод из его богатой биографии. В мае 1944-го немцы провели специальную операцию Rösselsprung («Ход конем) по захвату Тито, которой руководил известный нацистский террорист Отто Скорцени. Но Тито его перехитрил и вместе с членами своего штаба, советскими и западными советниками, ушел от преследования. 

 В конце 40-х годов «железный Иосип» осмелился вступить в конфликт с самим Сталиным, решив вести собственную независимую политику и принимать самостоятельные решения, не советуясь с вождем народов и его окружением. 

Это разгневало лидера СССР, не привыкшего к неповиновению. После многочисленных дискуссий и предъявленных Тито претензий в Белград было отправлено послание, в котором Сталин упрекал руководство страны в том, что они встали на опасный путь, таящий угрозу для страны и строительства социализма. Хозяин Кремля давал понять, что Югославии необходим новый лидер, более лояльный и послушный Москве.

Однако Тито и его соратники продолжали гнуть свою линию. Разногласия со Сталиным усугублялись и превратились в конфликт, который перешел во вражду с взаимными обвинениями. В сентябре 1949 года дипломатические отношения СССР и Югославии были разорваны.

Ссорой между двумя социалистическими странами воспользовались США, предложившие Белграду экономическую помощь. Государственный секретарь Дин Ачесон утверждал, что поддержка Тито в столкновении со Сталиным выгодна Вашингтону. 

Однако югославский лидер американскую помощь принял, но на поводу у Америки не пошел. Тем не менее в СССР его окрестили ревизионистом и фашистом, продавшимся Западу за доллары. Впрочем, Москва награждала его и другими, более звучными «эпитетами». 

Глухая стена отчуждения между Москвой и Белградом стояла до смерти Сталина. Затем отношения двух стран стали налаживаться. В июне 1953 года правительство СССР направило в Югославию письмо, ставшее первым шагом к нормализации отношений. 

Кремль признал за Тито право вести собственную политику, без оглядки на супердержавы. Советские руководители уже не пытались уговорить югославского лидера вернуться на путь, по которому они долго и мучительно вели собственный народ. 

Тем не менее сотрудничество СССР и Югославии было весьма конструктивным. Тито не раз приезжал в Москву и его неизменно встречали с почестями. Особенно длительным было его вояж в 1965 году, растянувшийся на целых две недели. 

В последний раз Тито прибыл в Москву в мае 1979 года и снова, в который уже раз беседовал с советским лидером Леонидом Брежневым. Кажется, эти два пожилых человека, умудренных жизнью, неплохо понимали друг друга… 

…Многолетний правитель Югославии, безусловно, был диктатором. Тито создал сильную тайную полицию, которая стояла на страже его власти и подавляла любую оппозицию. Тем не менее жизнь Югославии, где социализм скрестили с капитализмом, была довольно свободной. Народ зарабатывал, как мог – на государственных предприятиях, частных фирмах, в сфере услуг. Жители страны могли не только свободно ездить за границу, но и там работать благодаря соглашениям, заключенным Югославией с Австрией, Швецией, ФРГ и другими странами. 

Югославская модель социализма во многом напоминала модель НЭПа. Только в СССР эта система была упразднена после нескольких лет, в Югославии же она развивалась, и весь мир удивлялся этому балканскому чуду. 

О таком феномене в наши дни приходиться лишь мечтать. Вот почему тысячи людей из разных стран с югославскими флагами и цветами приходят к мавзолею Тито, чтобы почтить его память. И вспомнить страну, канувшую в прошлое.