17 мая в Багдаде прошёл 34-й саммит Лиги арабских государств. Лозунгом мероприятия, провести которое удалось со второй попытки и впервые с 2012 года, был «Диалог, солидарность и развитие». В официальных СМИ Ирака однодневный саммит был назван эпохальным событием, важнейшим с различных точек зрения, включая экономическую, социальную и культурную, причем ее политический аспект доминирует над всеми остальными.
Иракский президент А. Pашид заявил: «Проведение Багдадом этого саммита обусловлено его ключевой ролью и постоянными усилиями по консолидации совместных действий для решения проблем, с которыми сталкивается регион, и укрепления сотрудничества и координации между нашими братьями таким образом, чтобы защитить интересы наших стран и реализовать их стремления к развитию, процветанию и миру».
14 мая глава Курдского регионального правительства Нечирван Барзани назвал предстоящее событие историческим поворотным моментом, который сигнализирует о «возрождении Ирака как ключевого игрока на Ближнем Востоке». В своем заявлении Барзани также выразил решительную поддержку стремлению премьер-министра Мухаммеда ас-Судани «углублять арабское сотрудничество, содействовать взаимным интересам и направлять регион к спокойствию и интеграции из сердца Багдада». Наблюдатели связали такой реверанс со стороны лидера автономии, который всякий раз подчеркивает, что отношения между Эрбилем и Багдадом носят межгосударственный характер, выражением признательности за то, что наконец решился вопрос, ставивший в тупик специалистов, – сколько в Ираке провинций? Речь о том, что с 5 мая Багдад официально признал существование в составе Курдистана не трёх, а четырёх провинций – ещё в 2014 году власти автономии самостоятельно провозгласили часть провинции Сулеймания с населением около 100 тыс. человек и центром в одноименном городке Халабджа отдельной провинцией.
Организаторами предполагалось присутствие 40 глав арабских государств и правительств, а также лидеров ряда региональных и международных организаций, которым правительство Ирака направило официальные приглашения. Иракские власти не скупились на оценки: «Встреча в Багдаде станет одним из самых важных саммитов ЛАГ». Упомянутый лозунг, который, по сути, является вариацией на тему «за всё хорошее», является формальным, и этот факт особо не скрывали. Заместитель министра иностранных дел Хишам Аль-Алляви заявил в этой связи: «Ирак пытается использовать возможность проведения этого саммита в Багдаде, чтобы подчеркнуть позитивные события последних лет в Ираке и предоставить гостям возможность посетить культурные, цивилизационные, исторические и религиозные достопримечательности Багдада». Чиновник подчеркнул, что в этой связи Ирак принял особые меры безопасности для успешного проведения этой встречи, чтобы она прошла без каких-либо инцидентов, в мирной и безопасной обстановке.
В Багдаде настолько воодушевились мыслью о возвращении на мировую арену в качестве важного регионального игрока, что обнародовали итоговую декларацию саммита до того, как он начал работу. Заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Фуад Хусейн еще накануне заявил: «По итогам саммита будут приняты решения относительно положения в Сирии и в целом ситуации в арабских странах. Будет принята Багдадская декларация, предусматривающая немедленное прекращение того, что происходит в Газе». Впрочем, декларация действительно не содержала – и не могла содержать – ничего нового или важного. В ней вновь прозвучал призыв к международному сообществу, особенно влиятельным странам, взять на себя моральную и юридическую ответственность, чтобы оказать давление с целью прекращения кровопролития и обеспечить беспрепятственную доставку срочной гуманитарной помощи во все нуждающиеся районы сектора Газа.
Махмуд Аббас привычно отметил, что военные преступления, совершаемые против палестинского народа в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, включая перемещение людей и поселенческую деятельность Израиля, направлены на подрыв проекта независимого палестинского государства. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси указал, что вопрос ближневосточного урегулирования переживает один из самых опасных и критических этапов в своей истории, поскольку палестинский народ на протяжении более полутора лет (?) подвергается систематическим преступлениям и жестокости, направленным на его уничтожение и прекращение его присутствия в секторе Газа. Он подчеркнул, что АРЕ в координации со своими партнерами-посредниками, в том числе Катаром и США, «продолжает прилагать интенсивные усилия для достижения режима прекращения огня». Особо он подчеркнул, что «даже если Израилю удастся заключить соглашения о нормализации отношений со всеми арабскими странами, прочный, справедливый и всеобъемлющий мир на Ближнем Востоке останется недостижимым, если не будет создано палестинское государство в соответствии с международными резолюциями». Что касается Ливана, ас-Сиси заявил, что «единственный способ обеспечить стабильность – это взять на себя обязательство по выполнению соглашения о прекращении боевых действий и реализации резолюции СБ № 1701 о выводе израильских войск с юга Ливана». Он также подчеркнул необходимость уважения суверенитета Ливана над его территорией и предоставления ливанской армии полномочий для выполнения своих обязанностей на территории республики. С ним не мог не согласиться генсек ООН Антониу Гутерриш: «Регион и весь мир сталкиваются с серьезными проблемами, начиная с Газы. Ничто не оправдывает коллективные страдания палестинского народа, и мы отвергаем продолжающееся перемещение жителей сектора Газа». Генсек стремительно теряющей былой авторитет организации обнаружил, что «целостность и суверенитет ливанской территории должны уважаться, а суверенитет и независимость Сирии имеют решающее значение».
Иракский премьер ас-Судани, подчеркнув необходимость активизации роли Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и поддержки организации в ее деятельности, объявил о готовности его страны выделить 20 млн долл. на восстановление Газы и еще 20 млн долларов – Ливану. Для сравнения: на реконструкцию трассы длиной 24 км от международного аэропорта до центра Багдада выделено 25 млн долларов.
Что касается самого Ливана, то глава правительства Наваф Салам вновь пожаловался и призвал международное сообщество оказать давление на Израиль, чтобы заставить его прекратить свою агрессию и полностью уйти со всей территории страны. «Мы по-прежнему страдаем от продолжающейся израильской оккупации нашей территории, от ежедневных нарушений Израилем нашего суверенитета», – отметил Н. Салам. При этом он заявил о «готовности Бейрута государства сотрудничать с Сирийской Арабской Республикой для возвращения размещённых в Ливане с 2011 года беженцев в их города и деревни, которые стали безопасными». Видимо, именно такой ему видится ситуация в «соседней братской стране», которая оказалась во власти исламских боевиков и террористов, которые за полгода варварски убили огромное количество мирных жителей, включая детей и стариков.
Перед началом саммита 58 депутатов парламента Ирака обратились в Генеральную прокуратуру с требованием задержать «сирийского президента» Ахмеда аш-Шара`а, если тот прибудет в Ирак. По словам депутата от крупнейшей парламентской коалиции «Координационная структура» Захры аль-Баджари, приглашение человека, «чьи руки запятнаны кровью, противоречит как чаяниям народов, так и духу арабского единства». В итоге в Дамаске приняли решение направить в Багдад «министра иностранных дел» Сирии Асаада аш-Шейбани. Но у дорвавшихся до власти исламских боевиков есть немало и других достойных представителей. Например, вот этот экземпляр.
Сайфиддин Таджибоев
41-летний уроженец Таджикистана, объявлен на родине в розыск за терроризм, наёмничество и участие в вооруженных конфликтах на территории других государств. С 2013 года находится в Сирии, активно участвовал в боях на стороне различных террористических группировок. В декабре 2024 года назначен «начальником генерального штаба новой сирийской армии».
На саммите не обошлось без курьёзов: президент Сомали Хасан Махмуд сообщил о наличии в этой африканской стране принадлежащего Ираку нефтеперерабатывающего завода, о существовании которого иракские правительства, созданные после вторжения США в 2003 году, не знали. Не успели в Багдаде свыкнуться с этой приятной неожиданностью, как Х. Махмуд потребовал от Ирака сохранить предприятие.
Пленарное заседание саммита ЛАГ в Багдаде. 17 мая 2025 г.
Что касается оценок прошедшего саммита, то они разнятся от восторженных до печальных. Многие лидеры арабских стран в нем не участвовали, ограничившись направлением представителей второго или даже третьего уровня. МИД Ирака сообщил, что во встрече принимали участие 20 арабских организаций, включая Организацию исламского сотрудничества. В Багдаде назвали «выдающейся победой» сам факт его проведения, к тому же председательство в ЛАГ перешло от Бахрейна к Ираку. Между тем ряд радикальных шиитских проиранских деятелей (к примеру, Касем аль-Хазали) назвали саммит провальным. Парадоксальным образом оказалось, что главным выгодоприобретателем мероприятия оказался Израиль – арабы вновь продемонстрировали такой уровень координации и единства, что еврейскому государству нечего опасаться.
Президент РФ В. Путин 17 мая пригласил всех лидеров стран ЛАГ на первый российско-арабский саммит, который планируется провести 15 октября. Нет сомнений, что мероприятие состоится – подготовительная работа уже началась. Как сообщил 21 мая спецпредставитель Президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов, состоялась встреча с представителем ЛАГ в РФ Валидом Х. Шилтагом. «В ходе беседы были рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего развития диалога между Россией и ЛАГ, в том числе в контексте задач по подготовке к проведению первого российско-арабского саммита 15 октября с. г. в Москве», – отметили в МИД РФ.