На этой неделе в Киеве уйдет в отставку украинское правительство. А новое не придет. Точнее придет, но оно будет абсолютно незаконным. Почему так? Все дело в грубейших нарушениях Конституции и законов Украины киевской властью.
Начнем с того, что 14 июля Зеленский сообщил в соцсетях о своем выборе кандидатуры нового украинского премьера: «Я предложил [первому вице-премьеру, министру экономики] Юлии Свириденко возглавить правительство Украины и существенно обновить его работу. Ожидаю представления программы действий нового правительства в ближайшее время».
Судя по этому заявлению, можно предположить, что Украина – президентская республика, где исключительно президент определяет кандидатуру премьер-министра, который подбирает других членов своего правительства. Однако по Конституции все совсем по-другому.
Дело в том, что выбор премьера и почти всех министров полностью зависит от Верховной рады, точнее коалиции депутатов, которая предлагает кандидатуру главы правительства. В ст. 83 Конституции указано: «Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины в соответствии с настоящей Конституцией вносит предложения Президенту Украины по кандидатуре Премьер-министра Украины, а также в соответствии с настоящей Конституцией вносит предложения по кандидатурам в состав Кабинета Министров Украины».
Кто-то слышал о том, что коалиция депутатов Верховной рады каким-то образом решила поменять правительство и предложила выбрать новым премьером Свириденко? Именно сейчас, в период летних парламентских каникул. Нет, конечно. Никто и не собирался этого делать, а Зеленский просто взял и сам «предложил» ей возглавить правительство.
По Конституции роль президента состоит в том, чтобы внести уже выбранную коалицией кандидатуру на голосование Верховной рады. Вдобавок он имеет право внести на рассмотрение кандидатуры трех силовиков – глав Минобороны, МИД и СБУ. Вместе с тем назначение премьера и членов правительства так же, как и их увольнение – исключительная прерогатива парламента.
Нет, конечно, сам премьер и министры могут захотеть подать в отставку, но Верховная рада также имеет право ее не принимать. А уж в текущих условиях тасовать правительство подобно уничтожению остатков его легитимности.
Проблема в том, что президентские полномочия Зеленского, как и нынешнего состава Верховной рады, закончились еще в марте и августе 2024 года соответственно. У всех у них срок полномочий заканчивается ровно через пять лет после инаугурации или первого заседания парламента.
И даже положения Конституции о продлении полномочий депутатов Верховной рады во время военного положения, на которые часто ссылаются политики, их не спасают. Дело в том, что военное положение на Украине с самого начала СВО продлевают каждые три месяца для чего Зеленский подписывает свои указы и принятые парламентом законы. А поскольку (смотри выше) полномочия Зеленского давно закончились, то и все эти документы являются незаконными, как и само периодическое продление военного положения.
Таким образом, условно ещё легитимной центральной властью на Украине остались премьер-министр Шмыгаль, который был назначен конституционным путем еще в 2020 году, трое из четырех вице-премьеров (включая ту же Свириденко) и половина министров. Другая половина правительства была переназначена в сентябре 2024 года, когда Верховная рада формально уже потеряла свои полномочия.
Однако даже не это самое главное. В статье 10 закона о военном положении указано, что нельзя прекращать полномочия правительства и его главы во время военного положения. Вот только украинское законодательство совсем не останавливает действия хунты Зеленского, которая сама по себе давно незаконна.
Сама эта затея со сменой правительства нужна главе офиса президента (ОПУ) Андрею Ермаку, чтобы продолжить концентрировать остатки украинской власти в своих руках. Так было в сентябре 2024 года, когда на посты глав МИД и Мининформполитики были назначены заместители главы ОПУ Сибига и Точицкий. Так же будет и со Свириденко, которая, кстати, пришла в правительство еще в 2021 году, вы удивитесь, но тоже с должности замглавы ОПУ. Совпадение?
Вокруг возможного назначения Свириденко на пост премьера уже развернулись политические баталии.
Некоторые политики стали указывать на существующие ограничения смены правительства в законе о военном положении. С другой стороны, член комитета Верховной рады по вопросам организации государственной власти, депутат от правящей партии «Слуга народа» Микиша стал обосновывать возможность смены правительства. По его мнению, согласно статье 115 Конституции даже после отставки правительство «продолжает осуществлять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины». А значит и никакого прекращения полномочий как бы и нет.
Между делом депутат Верховной рады Безуглая ехидно сообщила, что «родной брат будущего премьер-министра Украины Юлии Свириденко уехал на учебу в Лондон во время войны и не вернулся». При этом он «является главой Черниговской областной федерации стрельбы и по возрасту подпадает под мобилизацию».
СМИ сообщают, что для назначения нового правительства Шмыгаль должен подать в отставку добровольно, после чего его опустят до должности министра обороны. Как заявил Зеленский, оправдывая такое понижение, его «колоссальный опыт» пригодится на этом посту, потому что «именно в этой сфере сейчас сосредоточены максимальные ресурсы страны, максимальные задачи и большая ответственность».
В свою очередь, текущий глава Минобороны Умеров с большой степенью вероятности уедет к своей семье в США. Ну не прямо к семье, ведь она живет во Флориде, а работать украинским послом в Вашингтон.
Также ожидается смена ряда других министров, и, возможно, слияние некоторых министерств, например МИД и министерства национального единства, глава которого (вице-премьер Чернышов) чуть не остался за границей из-за уголовного дела против него с обвинениями в коррупции.
По словам бывшего депутата Верховной рады Олега Царева, критики Зеленского называют эту трансформацию «большой перестановкой кроватей» по аналогии с известным анекдотом о реформе в одесском борделе.
Теперь остаются три важных вопроса.
Первый, насколько такая ротация согласована с «западными партнерами» Украины? Визит американского спецпосланника Келлога, который сейчас находится в Киеве, является признаком того, что киевский режим пытается получить добро Вашингтона на правительственные изменения. А даже если и нет, то сделать вид, что Трамп поддерживает кадровые перестановки на Украине.
О европейских политиках в этом случае никто не волнуется, потому что Зеленский давно с ними находится на одной волне.
Второй, хватит ли голосов депутатов Верховной рады для смены правительства? Если брать только партии коалиции, то конечно нет. А значит, Ермак будет дожимать «оппозицию» в лице фракций Порошенко и Тимошенко. С последней все ясно – власть угрожает спонсирующим ее олигархам, поэтому она проголосует «как надо».
С Порошенко одновременно и проще и сложнее. Против него давно выдвинуты обвинения в «государственной измене» и его легко посадить. Но на это не идут, принуждая его (и еще 26 депутатов фракции «Европейская солидарность) поддерживать законопроекты Зеленского.
Планируемая операция со сменой правительства важна для ОПУ настолько, что Порошенко в начале июля не выпустили за границу ни для участия в съезде испанской Народной партии в Мадриде, ни для присутствия на Конференции по восстановлению Украины в Риме, где были практически все основные украинские политики. Ведь тогда он мог бы взбрыкнуть и задержаться у европейских друзей, а его депутаты смогли бы проголосовать против или вообще не явиться на заседание. А так он на месте, и вся фракция проголосует вместе с коалицией.
И третий вопрос, кто теперь возглавит делегацию Киева на переговорах с Москвой, два раунда которых прошли в Стамбуле в мае и июне? Третий раунд должен был уже состояться, но киевский режим продолжает затягивать его проведение. А с отставкой Умерова вообще становится непонятно, состоится ли он до осени.
Ответ на этот вопрос вряд ли будет ясен в ближайшее время, а вот на первые два – точно появится к концу недели.
P.S. 15 июля глава украинского правительства Денис Шмыгаль подал в отставку.