Зачем Великобритания поддержала Турцию в сделке с Eurofighter?

В Белом доме могут вернуть Анкару в программу по производству истребителей F-35

23 июля на полях 17-й международной выставки вооружений IDEF 2025 в Стамбуле министры обороны Турции и Великобритании Яшар Гюлер и Джон Хили подписали всеобъемлющий меморандум о продаже ближневосточной стране 40 истребителей Eurofighter Typhoon, считающихся передовыми многоцелевыми машинами  поколения 4,5. По мнению аналитиков, эта платформа повысит оперативную гибкость Турции и усилит её региональное сдерживание, что уже вызвало обеспокоенность в Израиле. Соглашение с Лондоном рассматривается как важная составляющая усилий Анкары по модернизации вооруженных сил, также предполагающих развитие беспилотной техники, военно-морских, противовоздушных систем, производство баллистических ракет и др. 

Согласно заявлению турецкого военного ведомства, стороны едины в «стремлении как можно раньше заключить» сделку. Известно, что договоренность была достигнута на фоне решения Федерального совета безопасности Германии об одобрении запроса Анкары от марта 2023 г. на поставку указанных самолётов.

Согласно документу, Турция «признана будущим пользователем этих самолётов». Кроме того, меморандум предусматривает обучение пилотов, техобслуживание и поставку оружия (например ракет Meteor), причём «Турция может получить технологии для обслуживания самолётов самостоятельно». 

Общая стоимость сделки оценивается в 12 млрд долларов. Для её финализации требуется формальное одобрение от также входящих в консорциум по производству Eurofighter Италии и Испании, а также доработка деталей контракта, включая согласование по цене. Генеральный директор Eurofighter Jagdflugzeug GmbH Хорхе Тамарит-Дегенхардт настроен оптимистично: «…объявление о подписании меморандума о взаимопонимании – хорошая новость для всех вовлечённых сторон, и мы с нетерпением ждём возможности поддержать дальнейшие переговоры между правительствами Турции и Великобритании в ближайшие месяцы. Очевидно, что мы переживаем критический момент для безопасности в Европе и за её пределами, и, без сомнения, истребитель Typhoon является главным средством обеспечения безопасности нашего воздушного пространства».

Подписание финального соглашения ожидается к началу 2026 г., а поставки боевой техники должны стартовать с 2028 года. В случае подписания контракта, самолёты будут собираться компанией BAE Systems на северо-западе Англии, что в отсутствие внутренних заказов может оказаться для переживающей непростые времена британской оборонной промышленности неплохим подспорьем.

Как известно, работы на линии окончательной сборки на заводе BAE Systems в Уортоне (Ланкашир) пришлось свернуть из-за отсутствия новых заказов на боевые самолёты, что вызвало опасения по поводу потери ключевых навыков в аэрокосмической отрасли островитян. Eurofighter – совместный проект той самой британской BAE Systems, французской Airbus и итальянской Leonardo. Самолёты будут строиться в Великобритании с использованием деталей, поставляемых из Германии.

Напомним, ранее в Берлине блокировали продажу в виду известной региональной напряжённости по причине греко-турецких споров в Средиземноморье, вокруг Кипра, в Эгейском море и т.д. Об изменении позиции властей ФРГ также были проинформированы власти Турции, Великобритании и Греции, уточнил источник агентства Bloomberg. По его данным, турки гарантировали всем заинтересованным сторонам, что якобы не намерены использовать истребители вне рамок блока НАТО. Соответственно, у Афин нет причин для беспокойства, пытаются заверить соседей турецкие власти.

Между тем Турция по-прежнему  не оставляет попыток получить одобрение Вашингтона на покупку истребителей F-16 и F-35. Собственно, исключение (в его первую каденцию) президентом США Дональдом Трампом Турции из межгосударственной программы по производству истребителя пятого поколения F-35 в 2021 г. и подтолкнуло правительство Эрдогана искать альтернативу у стран Евросоюза в виде тех самых Eurofighter. Недавно специальный посланник Трампа по Сирии и посол в Турции Том Баррак предположил, что решение по F-35 может быть найдено уже до конца года.

В этой связи договорённости по поставкам европейских истребителей Турции следует рассматривать в более широком контексте, памятуя о той роли, на которую ближневосточная страна претендовала за последнее время, а также о противоречиях, объективно складывавшихся у Анкары как с непосредственными соседями по региону, так и с внешними игроками.

Кроме того, проблема поставок истребителей давно вышла за рамки исключительно международной или внешней политики Турции, превратившись во внутриполитический фактор и рычаг. Неслучайно несколько дней назад лидер ведущей оппозиционной Республиканской народной партии (СНР) Турции Озгюр Озель заявил, что за сделку по Eurofighter «в нормальных условиях Эрдоган должен был бы [оппозицию] поблагодарить». В СНР уточнили, что именно благодаря недавним визитам Озеля в европейские столицы и высокие кабинеты удалось изменить позицию и подходы ряда европейских стран, включая Германию. Напомним, в последние годы в Берлине выражали беспокойство в связи с проактивной и непредсказуемой политикой Турции в Восточном Средиземноморье, в том числе и в отношении такого крупного европейского игрока и партнёра Германии, как Франция.

Международно-политический смысл и значение рассматриваемого события в том, что приближением сделки по Eurofighter Typhoon Лондон в очередной раз подтверждает тесные связи с Анкарой. В рамках этого сотрудничества, сохранения его темпов и динамики проблема поставок высокотехнологичного оборудования может рассматриваться как символически важный сюжет, в котором наверняка нет места «благотворительности». Напротив, можно проследить взаимные гарантии сторон по целому ряду направлений.

Так, предметом негласных договоренностей между Анкарой и Лондоном могут быть гарантии Анкары о неприкосновенности баз Акротири и Дикелия на юге Кипра в обмен на поддержку турецких инициатив в Восточном Средиземноморье, в особенности тех из них, которые направлены на недопущение появления альтернативных Южному маршруту коридоров, и трубопроводов, призванных связать Азию с Европой.
Другой интересующий Лондон темой выступает т. н. «Зангезурский коридор» и роль Турции в его реализации. 43-километровый участок между основной территорией Азербайджана, Нахичеванской автономной республикой и Турцией через территорию Армении – часть предполагаемого «Срединного коридора», обеспечивающего транспортную связность государств Центральной Азии с Турцией через Кавказ и Каспий. 

Как известно, возобновление беспрепятственного транспортного сообщения через Сюник на условиях экстерриториальности – активно поддерживаемое Анкарой ключевое требование Баку к мирному договору с Ереваном. Согласно одному из прогнозов Всемирного банка, к 2027 г. годовой объем торговли по этому коридору может составить 50-100 млн долларов. Столь впечатляющего (и, заметим, не вполне очевидного, учитывая объекты перевозок по давно построенной железной дороге Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс) роста планируется достичь за счёт улучшений в логистике: по данным Bloomberg, этот маршрут может сократить время транзита между Европой и Азией на 12-15 дней.

Центр Каспийской политики оценивает затраты на инфраструктуру в 3-5 млн долл. в течение 5-10 лет, в то время как модели Oxford Economics прогнозируют ежегодную экономию на логистике в размере 20-30 млн долл. Центр анализа экономических реформ и коммуникаций прогнозирует, что для Азербайджана этот коридор увеличит общий объем экспорта более чем на 700 млн долл., и способствуя увеличению ненефтяной составляющей ВВП страны на 2 процента в год.

Поскольку в компетентных ведомствах Великобритании привыкли действовать на опережение и руководствоваться логикой «возглавь то, что побороть не в силах», ставка на Турцию может рассматриваться как некая «золотая инвестиция» в будущее, и в этом контексте заказ на Eurofighter призван дополнительно укрепить и без того весьма доверительные британо-турецкие связи.

Другие материалы