Владимир Путин встретился в Кремле со спецпредставителем президента США Трампа Стивеном Уиткоффом

Уиткофф в Москве: ещё одна попытка политического давления или желание договориться?

Выход из моратория на размещение ракет средней дальности и поддержка стран Глобального Юга стали важными аргументами в укреплении позиции России по украинскому конфликту

Спецпосланник президента США Уиткофф 6 августа снова приехал в Москву за два дня до истечения ультиматума Трампа, ответ на который фактически был дан ещё 1 августа. Сделав вид, что не услышал его, Вашингтон все эти дни продолжал настаивать на скорейшем прекращении украинского конфликта: «России необходимо пойти на сделку, после которой люди перестанут гибнуть». 

При этом в адрес Москвы продолжали звучать завуалированные угрозы: «Мы остановили войну во многих странах, Индии и Пакистане. Мы остановили множество стран. Мы остановим и эту войну. Каким-то образом мы ее остановим».

Однако Россия не стала терпеть дальше, особенно в свете озвученной Президентом Владимиром Путиным 1 августа новости о начале серийного производства ракеты «Орешник».

В итоге 5 августа МИД РФ заявил о прекращении моратория на развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования. Эти ограничения Россия взяла на себя добровольно еще в 2019 году, после выхода Вашингтона из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) от 1987 года между СССР и США.

При этом Москва сразу же обратилась к странам НАТО с призывом «объявить встречный мораторий на развертывание оружейных систем, ранее запрещенных по Договору о РСМД», а к американским партнерам в Азиатско-Тихоокеанском регионе – «поддержать наши усилия по недопущению гонки таких вооружений».

Однако США и их союзники «не только открыто обозначили планы по размещению американских наземных РСМД в различных регионах, но и уже значительно продвинулись в практической реализации своих намерений» в Европе и Азии. Речь идет о развертывании ракет с дальностью пуска от 500 до 5500 км, которые и были предметом указанного Договора.

Таким образом МИД считает, что шаги коллективного Запада ведут к формированию и наращиванию в прилегающих к России регионах «дестабилизирующих ракетных потенциалов, создающих прямую угрозу безопасности нашей страны», что, в свою очередь, требует «компенсирующих военно-технических мер в целях парирования вновь возникающих угроз и поддержания стратегического баланса».

Другими словами, если вы создаёте нам угрозу, размещая ракеты в близости от наших границ, то и мы будем поступать зеркально. Конечно, ни о каких конкретных мерах российские дипломаты не сказали, но в совокупности с новостью об «Орешнике», который как раз является ракетой средней дальности, и планах его размещения в Белоруссии в ближайшие месяцы, все становится довольно очевидным. 

А если еще вспомнить о возможности базирования этих ракет в Калининградской области, находящейся в «дружеском окружении» стран НАТО, то заявление Москвы явно не порадовало Запад.

Как всегда, с информированием американского руководства российским дипломатам помог замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев, который уточнил, что отмена моратория – это «результат антироссийской политики НАТО», и призвал «ждать дальнейших шагов».

Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков также подтвердил возможность любых действий Москвы по размещению ракет на своей территории: «У России больше нет никаких ограничений на этот счёт», и она считает себя вправе «принимать соответствующие меры и делать соответствующие шаги».

Российский военный эксперт Валерий Ширяев еще в декабре 2024 года подчеркивал, что «Орешник» является оружием, в зону поражения которого входят «все страны НАТО, сколько их там есть, кроме США и Канады», и представляет собой «ответ на планы США разместить в Европе “Томагавки”» –ракеты с максимальной дальностью до 2,5 тыс. км, ранее подпадавшие под Договор о РСМД.

Естественно, что страны Европы моментально взвоют от появления у себя под боком гиперзвуковых российских ракет, которые за несколько минут могут достичь их столиц и даже без ядерного заряда представляют собой серьезную угрозу.

Возможно, поэтому Трамп уже на следующий день после заявления МИД РФ отправил своего спецпосланника Уиткоффа в Москву. Хотя публичное давление на Россию от этого ничуть не прекратилось. Заместитель пресс-секретаря Белого дома Анна Келли накануне заявила, что президент «введет жесткие санкции, если Путин не согласится прекратить войну». Ей вторило британское издание Financial Times: «Если Уиткофф вернется с пустыми руками, абсолютно ни с чем, Трамп взбесится».

Несмотря на это, газета The New York Post сообщила, что «источник, знакомый с ходом переговоров, настаивал на том, что санкции не являются неизбежными, когда в пятницу истечет срок, установленный Трампом», потому что американская администрация «настойчиво добивается заключения соглашения».

Издание пишет, что Президент Путин в принципе «утратил веру в саму идею достижения соглашений с США» из-за того, что ее руководство является временщиками, а российская элита не восприняла ультиматум Трампа всерьёз: «После более чем трех лет жизни под санкциями в Кремле считают, что смогут справиться с любыми новыми мерами – да и вообще не факт, что Трамп доведет угрозы до конца, в чем многие в Москве сильно сомневаются».

Кстати, угроза санкциями странам, покупающим российские энергоносители, также не сработала. МИД Индии заявил, что страна не намерена отказываться от торговли с Москвой. Нью-Дели напомнил, что и ЕС, и США продолжают свою торговлю с Россией, объем которой между ЕС и РФ за 2023 год только в сфере услуг «значительно больше, чем весь объем торговли Индии с Россией». На этом фоне давление на Индию «является необоснованным и несправедливым», и страна «примет все необходимые меры для защиты своих национальных интересов и экономической безопасности».

Пекин также не откажется от закупок российской нефти, несмотря на тарифные угрозы Вашингтона, сообщила газета South China Morning Post

Внешнеполитические ведомства Китая и Бразилии совместно осудили практику введения Вашингтоном повышенных таможенных пошлин: «Использование тарифов в качестве оружия для подавления других стран нарушает Устав ООН, подрывает правила ВТО, не пользуется поддержкой и не является устойчивым». Пекин также подчеркнул, что «Россия и Украина начали переговоры – это важный шаг. Сейчас наступил ключевой момент для урегулирования кризиса». 

В этой связи созданная в сентябре 2024 года в ООН группа стран «Друзей мира» во главе с КНР и Бразилией может «усилить консолидацию позиций стран Глобального Юга по прекращению огня и продвижению мирных переговоров, сыграв конструктивную роль в политическом решении кризиса».

Таким образом, Индия и Китай продолжат покупать российские энергоносители, невзирая ни на какие возможные санкции США (кстати, указ о дополнительной таможенной пошлине против Индии в 25% стоимости товаров Трамп все-таки подписал после отлета Уиткоффа).

Накануне встречи политологи предполагали, что на встрече будут обсуждаться вопросы Украины, ближневосточного конфликта, а также возможной встречи лидеров двух стран в Китае в начале сентября на праздновании 80-летия окончания Второй мировой войны.

Ожидали новостей от московской встречи и в Киеве.

Как известно, на Валааме 1 августа была озвучена заинтересованность России в воздушном перемирии, чтобы «не было вот этих летающих аппаратов», начиненных взрывчаткой.

Однако руководитель украинского Центра противодействия дезинформации Андрей Коваленко 6 августа заявил, что «фактически это ловушка», потому что за воздушным перемирием нет «никакого намерения» прекратить боевые действия, и «россияне будут и дальше стараться затянуть время». Намерения Москвы – «сделать так, чтобы не ощущать болезненных ударов вглубь РФ, а также парализованного авиасообщения».

По его словам, Россия также «хочет воздушную паузу, чтобы накопить кучу ресурсов для возобновления ударов в нужный для них момент. И избежать санкций сейчас, продолжив войну на земле».

Определенное подтверждение этим словам сделал эксперт Московского центра Карнеги Александр Баунов: «Россия сейчас имеет преимущество и в воздухе, и на земле, пусть и не настолько подавляющее, чтобы привести к быстрому коллапсу украинской обороны. Но в воздухе, в отличие от земли, у Украины – судя по тому, что мы видим, – больше возможностей контратаковать».

Вот на таком международно-политическом фоне и состоялась трехчасовая встреча Президента Путина со спецпосланником Уиткоффом. Уже пятая по счету с начала этого года.

По результатам встречи помощник Президента РФ по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков сообщил, что Путин и Уиткофф обсудили украинский кризис, а также перспективы возможного развития стратегического сотрудничества между США и РФ. 

Президент Трамп написал в соцсетях о «продуктивной встрече» в Москве, на которой был достигнут значительный прогресс, и добавил: «После этого я проинформировал некоторых наших европейских союзников. Все согласны с тем, что эта война должна быть завершена, и мы будем работать над этим в ближайшие дни и недели». 

Немецкое издание Build отметило, что во время звонка канцлеру Мерцу Трамп сообщил, что состоявшаяся встреча была «продуктивнее, чем ожидалось». А вот газета The New York Times указала, что Трамп рассчитывает встретиться с Путиным на следующей неделе, а вскоре после этого – провести трехстороннюю встречу с участием Зеленского.

Зеленский также прокомментировал встречу в Москве: «Похоже, Россия теперь больше настроена на прекращение огня. Давление на них срабатывает. Но главное, чтобы они не обманули нас в деталях – ни нас, ни США».

Как говорится, все кажутся довольными, но на самом деле так и не понятно чем. Остается отметить, что член переговорной группы от Украины первый замглавы МИД Сергей Кислица написал в соцсетях, что, возможно, на встрече с Уиткоффом присутствовал не сам Путин, а его двойник. 

Так что чем дальше, тем интрига состоявшейся встречи закручивается интереснее.

Фото: kremlin.ru