Анонсированная Дональдом Трампом встреча на Аляске с Президентом России Владимиром Путиным содержит некоторые символические подтексты, не в последнюю очередь обусловленные динамично меняющейся энергетической картой мира. Как отмечает американист Малек Дудаков, для хозяина Белого дома ставка на северо-восточный штат – и показатель внешнеполитических приоритетов, и открывающаяся возможность для завлечения инвестиций, в то время как для развития совместных проектов РФ и США в Арктике необходима отмена санкций.
Ранее в июле японские партнёры пообещали вложить миллиарды долларов в добычу газа и строительство терминалов для СПГ на Аляске. При Байдене правительство США пыталось ограничить добычу полезных ископаемых (включая редкоземельные) в рамках пресловутой зелёной повестки, однако сейчас экологические ограничения усилиями командой Трампа летят в мусорную корзину. Напомним, 25 февраля, отвечая на вопросы Павла Зарубина, Владимир Путин не исключил реализации совместных проектов на территории России с участием американских компаний, включая достаточно широкий спектр направлений, «включая, допустим, энергетику».
Американские нефтегазовые компании просчитывают сценарии развития событий на рынках, включая европейский, если Трамп или Брюссель снимут санкции, пишет Politico, ссылаясь на пожелавшего остаться анонимным руководителя одной из таких структур. Несмотря на возражения Словакии и Венгрии (разумеется, прагматики имеются не только там, но их голоса не столь слышны), Еврокомиссия предложила постепенно отказаться от российского газа к 2028 году. Возвращение к прежним форматам сотрудничества может оказаться слишком заманчивым для ослабевших промышленных гигантов ЕС. К примеру, в Германии, пытающейся оживить свою промышленную базу, некоторые политики не возражали бы против российского газа, но воинственный канцлер Мерц говорит твёрдое «нет».
В любом случае недавняя торговая сделка США с Евросоюзом, предусматривающая отказ последнего от российских энергоресурсов в пользу американских, чревата долговременными экономическими последствиями для Брюсселя, впадающего в максимальную энергетическую зависимость от Вашингтона. При этом, вопреки той сделке и риторике Трампа и Урсулы фон дер Ляйен, оставлены некоторые «окна» для продолжения поставок в ЕС энергоресурсов из России.
При продолжающемся падении поставок трубопроводного газа через «Турецкий поток» (9,93 млрд кубометров газа за январь-июль 2025 г. против 18,3 млрд кубометров за аналогичный период 2024 года) российский СПГ к настоящему времени занимает третье место – после США и Катара – по поставкам в ЕС (около 15% в объеме импорта СПГ в ЕС). Этому способствует несколько факторов. Во-первых, американский СПГ минимум на треть дороже российского. Во-вторых, фрахтовое расстояние поставок (если они и впредь будут из европейского региона или с европейской части российского арктического побережья) по-прежнему на 30-45% меньше, чем СПГ-фрахт из-за океана. В силу банальной географии «американский» вариант оборачивается куда более высокими транспортными расходами.
Ввиду значимой роли США в евросоюзовском экспорте (около 22 %) Брюссель вынужден соглашаться на американские условия в отношении пошлин на импорт из ЕС, которые, напомним, ввиду податливости Брюсселя снижены вдвое – с 30 до 15%.
Ещё в феврале 2025 г. 82% экспортных поставок СПГ из США пришлись на страны Старого Света. А к 2026-27 гг. американские мощности по производству СПГ существенно увеличатся: например, на побережье Мексиканского залива (в штатах Техас и Луизиана) уже на текущий год намечен запуск двух высокомощных СПГ-заводов и связанных с ними терминалов. В последующие 3 года должны заработать ещё 3 комплекса по СПГ вблизи атлантического побережья США. При Байдене реализация СПГ-проектов в основном буксовала, но, как упомянуто выше, с приходом Трампа они получили второе дыхание.
Порты Европы, куда РФ доставляет свой СПГ с месторождения "Ямал-СПГ"
В 2024 г. в страны Евросоюза было отправлено 17,4 млн. тонн российского СПГ, что составило 52% от всего экспорта данного продукта из России. Свыше 85% этих поставок пришлось на завод «Ямал СПГ». Несмотря на уговоры Трампа Урсулы фон дер Ляйен прекратить закупки российских энергоносителей, сохраняются возможности поставок российских нефтепродуктов в регион ЕС – в том числе через США и страны Европейской ассоциации свободной торговли.
Напомним, в рамках нового18-го санкционного пакета против РФ введён запрет на импорт «очищенных нефтепродуктов, произведенных из российской нефти и поступающих из третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США». Иными словами, заинтересованность США и Евросоюза в энергоресурсах из РФ вполне очевидна, потому по крайней мере дезавуируются пониженный «потолок» цен на российские нефть-нефтепродукты для указанных стран. Характерно и то, что Швейцария и Норвегия (наряду с Исландией, Лихтенштейном и с 2025 г. Молдовой) участвуют в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), относительно подключения которой к новым нефтяным санкциям Брюсселя официальная информация пока отсутствует. По крайней мере пока ЕАСТ в сделке Брюсселя с Вашингтоном о прекращении импорта энергоресурсов из России не участвует.
При этом рекордно высокие импортные пошлины США в отношении Швейцарии (39 %) могут восприниматься как давление на Берн с целью подключения Швейцарии и всего ЕАСТ к новым антироссийским санкциям ЕС-США по части нефти или газа, но – как отмечено выше – не нефтепродуктов... А пока стало известно, что в Швейцарии планируют закупать американский СПГ, очевидно, с целью добиться снижения ранее введённых против неё администрацией Трампа максимальных пошлин.
Норвегии же «повезло» существеннее: пошлины США в отношении ее поставок не превышают 15%, как и в отношении импорта из ЕС и Великобритании. Вероятно и потому, что уже 18 июля с. г. Норвегия быстро и в большом объеме (на 20%) нарастила поставки своего СПГ в регион Евросоюза. Растут с начала 2025 г. и норвежские трубопроводные газопоставки в ЕС (через подводные газопроводы по дну Северного моря).
Несмотря на разрекламированную зелёную политику, с середины 2023 г. в норвежских секторах Северного, Норвежского и с 2024 г. Баренцева морей ускоренно бурятся новые скважины. В Осло стремятся закрепиться в статусе поставщика энергоресурсов на долгосрочную перспективу, пока долю рынка Старого Света не захватили американские «сланцевики». Эксперты в этой связи прогнозируют, что норвежские газопотоки будут только увеличиваться, что вроде бы выгодно США в рамках политики по вытеснению из ЕС российских нефти и газа, однако в то же время способствуют обострению конкуренции с поставками из-за океана. Однако, судя по «щадящим» импортным пошлинам в отношении Норвегии, Трампа и компанию это беспокоит не слишком…
Резонно предположить, что в Вашингтоне не против партнёрства с Норвегией в политике «ограждения» ЕС от российских энергоресурсов (по крайней мере, от природного газа).
Между тем заместитель Сергея Лаврова Александр Грушко, сославшись на «большинство экспертных оценок», сообщил о набираемых в сумме «уже больше триллиона евро – если иметь в виду потери ЕС от прекращения энергетического сотрудничества ЕС с Россией и в целом от свертывания торговли». Брюссель расплачивается за свои решения «тем, что цены на природный газ в Европе (имеется в виду регион ЕС. – Прим. ред.) уже стали в несколько раз больше, чем в США, а стоимость электричества – вдвое и втрое выше». Экономика Старого Света теряет конкурентоспособность, провоцируя социально-политическую напряжённость и рост радикальных настроений, что, как показывает история XX века, способно привести к самым тяжёлым последствиям.
Фото: freepik.com