В стане европейских милитаристов созрел очередной скандал вокруг закупок боевой техники. Решение Бельгии приобрести около дюжины новых истребителей у США вызвало возмущение во французском оборонном ведомстве.
В июле министр обороны Бельгии Тео Франкен представил Стратегический план обороны правительства на 2026–2034 годы, сообщив, что Бельгия приобретет еще 11 истребителей F-35 американской компании Lockheed Martin в дополнение к уже приобретенным 34 самолетам.
Высокопоставленные представители французской оборонной промышленности не скрывали своего недовольства этим заявлением. Они предпочли бы, чтобы Бельгия вместо этого закупила французские истребители Rafale производства французской компании Dassault Aviation.
Глава Dassault Aviation Эрик Траппье резко раскритиковал решение Бельгии закупить новую партию F-35. В ходе обсуждения программы Future Combat Air System (FCAS), направленной на создание европейского истребителя следующего поколения, Траппье многозначительно заявил, что присоединение к FCAS «требует обязательств перед европейской оборонной промышленностью».
Он заявил, что Бельгия, которая в настоящее время является наблюдателем FCAS, не соответствует критериям для присоединения к FCAS.
«Если бы я был дипломатом, я бы сказал, что Бельгия будет рада, если прекратит закупать F-35. Если бы я не был дипломатом, я бы сказал, что они действительно держат нас за дураков. Они только что объявили, в разгар торговой войны с Соединёнными Штатами, что собираются купить F-35. Я ничего не имею против, но меня удивляет то, что, как раз когда они говорят о покупке F-35, они хотят попасть в FCAS», – сказал Траппье.
Ответ Франкена не заставил себя ждать: «Как государство-основатель НАТО и ЕС, верный союзник и страна, где расположена штаб-квартира, нам нечему учиться у высокомерных промышленников».
Бельгия стремится заменить свой стареющий парк из 45 истребителей F-16, выпущенных ещё в 1980-х годах. В 2017 году Франция пообещала Бельгии «стратегическое и экономическое» партнерство, если федеральное правительство Бельгии предпочтет купить самолеты Rafale, а не конкурентов. В 2018 году, выбирая между покупкой F-35 у Lockheed Martin и Rafale у Dassault, правительство премьер-министра Бельгии Шарля Мишеля остановило свой выбор на американской компании, сославшись на совместимость F-35 со стандартами НАТО, его взаимодействие с оборудованием НАТО и передовые возможности малозаметности. Ожидается, что бельгийские ВВС будут эксплуатировать F-35 как минимум до 2060 года.
Недавнее заявление Франкена вновь разожгло страсти во Франции.
Обозреватель оборонного портала Forum Militaire Гийом Эгрон утверждает, что «”предательство” Бельгии по отношению к Франции оставит свой след на будущем европейской обороны».
«Окончательно выбрав F-35 от Lockheed Martin вместо Rafale от Dassault Aviation, Бельгия вызвала шок в промышленности и стратегии. За этим выбором кроется нечто большее, чем просто вопрос самолётов: вся логика европейской обороны даёт сбой… Выбор очевиден: американский зонтик в ущерб подлинному европейскому суверенитету в вопросах вооружений.
Выбрав F-35, Бельгия сделала выбор в пользу зависимости. Это не предательство и не техническая ошибка, а слабый, но настойчивый сигнал: несмотря на все разговоры, европейская оборона остаётся в зачаточном состоянии. И пока ее члены при подписании контрактов будут смотреть в сторону Атлантики, она никогда не сможет стать автономной», – отмечает Эгрон.
Между тем недавно Испания объявила, что больше не рассматривает вариант покупки F-35 и вместо этого выберет одну из двух европейских моделей – Eurofighter и FCAS.
В марте Португалия отказалась от планов приобретения F-35 из-за опасений, что США будут использовать свое влияние при их использовании, налагая экономические ограничения на доступ к компонентам и важному программному обеспечению.
Эксплуатация F-35 во многом зависит от США в плане предоставления широкого ряда услуг по техническому обслуживанию, оперативной поддержке, разведке, навигационным данным, траектории полета и подготовке к выполнению боевых задач. Все это может быть потенциально остановлено в случае охлаждения отношений между США и Евросоюзом.
В то время как другие европейские страны проявляют большую осторожность, представители политического и оборонного истеблишмента Бельгии решительно отстаивают решение правительства закупить американское оружие.
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Бельгии генерал Фредерик Вансина заявил изданию La Libre Belgique, что американские истребители, несмотря на имеющиеся у них проблемы, станут целесообразной покупкой для военно-воздушных сил бельгийских вооруженных сил.
«F-35 – лучший истребитель в мире, – сказал он. – Это только что в очередной раз доказали израильтяне во время своих операций в Иране. И все уроки, которые мы сегодня извлекаем из событий на Украине, ясно говорят нам, что единственный самолёт, который выживет на современном поле боя, – это самолёт-невидимка».
Тео Франкен высказался еще более жестко: «Путин не боится ни Eurofighter, ни Rafale, ни Gripen. Он боится F-35, потому что мы его не видим! Превосходство этого самолёта не обсуждается».
На самом деле, что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена только в том случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен. И даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», пишет The Daily Beast.
F-35 нельзя применять в условиях сильной ПВО противника. Единственный раз, когда такое случилось, израильский F-35 ВВС был подбит древним советским ЗРК С-200, находившимся на вооружении сирийской ПВО, сообщил The Drive, отмечая, что Израиль больше не будет использовать F-35 в боевых вылетах в Сирии, «рисковать машиной больше не станут».
Авиаудары по Ирану израильские F-35 наносили в условиях подавленной ПВО противника, а к Украине эти самолеты и близко не подлетали.
С самого начала выпуска F-35 «страдали от бесконечного количества ошибок», пишет Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. В Lockheed Martin эти дефекты не устранили, а продолжали, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».
В связи с обнаруженными «системными проблемами» рассматривался вариант установки на F-35 более совершенного двигателя F120 компании General Electric, но Пентагон от него отказался; военный обозреватель Тайлер Рогоуэй назвал это «невероятно глупым шагом».
Ведущие авиаконструкторы США указывают на порочность самой идеи сделать универсальный самолёт на все случаи жизни. Один из главных разработчиков истребителя F-16 Пьер Спрей в интервью американскому интернет-ресурсу Digg.com назвал F-35 «индюком» (turkey). В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости.
«Возьмите, например, F-35 вертикального взлёта... Массивная двигательная установка “съедает” значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает два Маха», – отметил Спрей.
Единственная причина, по которой Бельгия продолжает закупать некондиционные американские истребители – это давление Вашингтона, которому позарез необходимо подсадить Евросоюз на закупку американских вооружений и военной техники, а также, причем не в последнюю очередь, – спасти от банкротства Lockheed Martin.
Опубликованный в конце июля отчёт корпорации Lockheed Martin о прибыли за второй квартал произвел шоковое воздействие на фондовый рынок.
Lockheed сообщила о серьёзном провале: операционная прибыль упала на 65% до 748 млн долл. (по сравнению с ранее прогнозируемыми 2,15 млрд). Недополученная выручка составил 18,16 млрд долл. Акции аэрокосмического гиганта упали на 9 % – это самый большой спад с начала года.
Отчет был опубликован в переломный момент для программы F-35, критически важной для выживания компании. Пентагон сократил закупку F-35 в проекте бюджета на 2026 год до всего 47 истребителей для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты. Поставки этого истребителя ВВС США были приостановлены на год до середины 2024 года из-за неспособности Lockheed провести модернизацию программного обеспечения самолёта в намеченные сроки.
Сокращение закупок бракованного истребителя Пентагоном администрация Трампа компенсировала, навязав бельгийцам почти дюжину «псевдоневидимок».
Французам тем более обидно за свой истребитель, что на недавних военных учениях в Финляндии Rafale успешно сбил американский F-35 в ближнем бою во время учений Atlantic Trident 25. В этих учениях участвовали более 270 французских военнослужащих, а также шесть истребителей Rafale из 30-го истребительного авиакрыла с авиабазы 118 в Мон-де-Марсане.
«Между истребителем Rafale и истребителем F-35 состоялся ближний бой на расстоянии визуальной видимости (так называемый dogfight). Согласно снимкам, опубликованным во вторник, 20 августа, французскими ВВС, победу одержал француз, сумев взять американский самолёт в прицел и фактически “уничтожить” его», – пишет La voix du Nord.
Все эти французские обидки – не более чем разговоры в пользу бедных.
Вашингтону не нужна оборонная самодостаточность Европы, а нужна максимально возможная зависимость Старого Света от закупок американской боевой техники, пусть даже с сомнительной репутацией «летающих индюков».