Проходящие сейчас в Китае торжества по случаю 80-летия завершения Второй мировой войны, а также проведение саммита ШОС стали возможностью углубления сотрудничества России с другими странами в сфере поставок своих энергоносителей.
Тем более что Брюссель сообща с Киевом, перекрывшим с начала этого года транзит российского газа в Европу, всеми силами стремится сократить зависимость ЕС от покупок российских энергоносителей.
В итоге 2 сентября в Пекине был подписан ряд международных соглашений о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» из России в Китай через транзитный монгольский газопровод «Союз Восток». После его постройки Москва обязалась поставлять, а Пекин – покупать до 50 млрд кубометров газа в год.
Стоимость реализации этого проекта составит от 10 до 14 млрд долларов США, из которых 40% будет профинансировано китайскими государственными и частными компаниями. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, проект «Сила Сибири – 2» станет самым крупным, масштабным и капиталоемким газовым проектом в мире (для сравнения: стоимость постройки газопровода «Северный поток – 2» из России в Германию составила 9,5 млрд евро).
Как считает издание The Financial Times, после запуска «Силы Сибири – 2» в действие он предоставит Китаю альтернативу существующим поставкам сжиженного природного газа (СПГ) из США, Катара и Австралии.
Однако, не дожидаясь начала реализации проекта Москва также договорилась с Пекином об увеличении текущих годовых поставок газа: по газопроводу «Сила Сибири» с 38 до 44 млрд кубометров (+16%) и по дальневосточному маршруту – с 10 до 12 млрд кубометров (+20%).
Чем это плохо для Европы и Украины?
Для начала тем, что суммарные российские поставки газа в Китай полностью перекроют потери «Газпрома» от прекращения работы взорванных в 2022 году «Северных потоков». Поставлявшийся с Ямала в Европу газ, конечно, продолжит идти на европейские рынки в формате СПГ, но после постройки «Силы Сибири – 2», он будет уходить прямиком в Китай и Монголию, переориентировав эксплуатацию газовых месторождений с Запада на Восток.
Пусть цены для Азии, по словам Миллера, будут «ниже европейских», но «Газпром» не будет зависеть от очередных европейских санкций и требований Брюсселя и стран-членов ЕС, которые сами себе, образно выражаясь, стреляют в ногу, лишь бы насолить России.
Вместе с тем уже сейчас становится очевидным, что Европа плохо готова к началу даже следующего отопительного сезона, поскольку не заполнила свои подземные газохранилища (ПХГ). Как заявил Миллер: «Текущая динамика закачки говорит о том, что отдельным странам Европы будет сложно достичь целевого показателя – 90% заполненности ПХГ». Например, «хранилища Германии заполнены всего на 71,1%, Нидерландов – на 64,8%», а Инчукалнское ПХГ в Латвии заполнено лишь наполовину, что «создает серьезные риски в случае резких или продолжительных холодов».
Это подтверждается данными Gas Infrastructure Europe, которая сообщила, что на 31 августа в европейские ПХГ закачано всего лишь две трети объема газа, отобранного из них прошлой зимой, а разница между этим показателями составляет 18,9 млрд кубометров. Кстати, это второй по величине разрыв за всю историю ведения таких данных.
Не лучше ситуация и на Украине. На ту же дату запасы газа в украинских ПХГ составили 6,5 млрд кубометров свободного газа (т. е. газа, который можно из них изъять при нормальном функционировании ПХГ). В прошлом году запас такого газа составлял 8,2 млрд кубометров, причем теплая осень и зима без существенных заморозков позволили Киеву сэкономить существенные объемы газа. Для обычного же отопительного сезона Украине требуется около 10 млрд кубометров газа и сейчас в ПХГ не хватает около 3,5 млрд кубометров.
Откуда же газ поступает на Украину? Если до 1 января 2025 года основным поставщиком была Россия (Киев просто отбирал часть российского газа в счет оплаты за его транзит в Европу), то теперь Украине приходится закупать газ из стран ЕС, в основном Венгрии и Словакии.
За последние четыре месяца (с мая по август) поставки газа Киеву из этих двух стран составили более 1,72 млрд кубометров (Венгрия – 45,3%, Словакия – 22% общих поставок в объеме 2,55 млрд кубометров). Вот только эти страны закупают все тот же российский газ, поступающий в Европу через «Турецкий поток». То есть Киев просто платит намного дороже за окружной путь его получения.
Третьим крупным поставщиком газа на Украину является Польша с объемом газа в 0,82 млрд кубометров (32% поставок за тот же период). Однако, по данным за первый квартал этого года, 18% купленного ею газа все равно приходится на российские СПГ.
Таким образом, сегодня стабильность украинской энергосистемы полностью зависит от поставок газа из соседних стран ЕС. Причем две из них – Венгрия и Словакия – в последнее время все чаще сталкиваются с проблемами своей энергобезопасности из-за прерываний работы нефтепровода «Дружба», вызванных постоянными ударами по нему со стороны Украины.
И здесь мы снова возвращаемся в Пекин, где 2 сентября состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина и премьера Словакии Роберта Фицо. Российский лидер подчеркнул: «Москва долго терпела и не отвечала на украинские атаки на энергетическую инфраструктуру. Теперь она стала серьезно отвечать».
Путин также призвал Фицо остановить поставки газа и нефти на Украину, «чтобы прекратить украинские атаки на энергетическую инфраструктуру» РФ, через который в Европу идет российская нефть.
И здесь все логично. Киев наносит удары по «Дружбе», что приводит к уменьшению поставок нефти в Венгрию и Словакию. В ответ эти страны могут перекрыть поставки своих энергоносителей на Украину. Сюда могут быть включены не только нефть и газ, но и дизель, а также электроэнергия, которую Киев получает из европейской энергосистемы, что позволяет ему покрывать пиковые энергозатраты. А таких предстоящей зимой будет ой как много.
Депутат Верховной рады Марьяна Безуглая так предупредила украинцев в соцсетях: «Готовьтесь к блэкауту и тяжелой зиме». Киевская власть уже сейчас понимает, что следующей зимой потребителей ждет массовое отключение электроэнергии из-за перегрузок в энергосистеме.
И даже наличие сети АЭС на Украине не спасет от блэкаутов, потому что резкий рост потребления (например, включенные электробатареи из-за проблем с отоплением в домах) приведет к падению частоты в энергосистеме страны, а значит автоматическому отключению от нее АЭС для предотвращения аварий.
Вряд ли Киев обрадуется, если Будапешт и Братислава устроят ему энергоблокаду, да и Брюссель будет возмущаться тем, что против хунты Зеленского используют такие негуманные методы «принуждения к миру». Тем не менее даже угроза таких шагов должна заставить киевскую власть задуматься над последствиями своих действий и прекратить заниматься энергетическим терроризмом.