Встреча ШОС в верхах в Тяньцзине: партнёрство вместо альянса, диалог вместо конфронтации

ШОС становится локомотивом создания нового миропорядка

Завершившаяся на днях встреча ШОС в верхах в Тяньцзине укрепила лидирующую роль Организации по формированию более справедливой и равноправной системы мирового управления. Было подтверждено, что такая система должна быть многополярной, что исключает гегемонию блоков и отдельных стран.

Симптоматична в этой связи важнейшая инициатива председателя КНР Си Цзиньпина, призвавшего к совместной работе над соответствующей концепцией мирового управления. 

Инициатива была поддержана Президентом России В. Путиным, что имеет определяющее значение, учитывая руководящую роль связки Москва-Пекин, как ядра ШОС. 

На практическое продвижение к этой цели направлены итоговые документы, одобренные лидерами стран-участниц, среди которых Тяньцзиньская декларация, Стратегия развития ШОС до 2035 года, Евразийская хартия многообразия и многополярности в XXI веке, пр.

В целом итоги встречи и принятые на ней документы показывают, что три основные миссии, возложенные на встречу лидеров стран-участниц ШОС, – «достижение согласия всех сторон, стимулирование движущей силы сотрудничества и планирование будущего развития», как их сформулировал посол Фань Сяньжун, ответственный за работу китайского национального координатора ШОС, – были выполнены.

Ключевым положением принятой на встрече Тяньцзиньской декларации, задающей основы нового миропорядка, является декларация принципов многосторонности и управления многополярным миром. В качестве его мировоззренческой основы были закреплены принципы и ценности, которые разделяются всеми участниками и партнёрами ШОС: взаимное уважение самостоятельного выбора пути развития, культурно-цивилизационного многообразия и суверенитета государств; исключительное право стран и народов на собственные политические модели; взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела, пр. 

Данные принципы понимаются в Китае, как основа построения «сообщества единой судьбы человечества», что означает такое состояние межгосударственных отношений, которое исключает «игру с нулевой суммой» ради обеспечения общего выигрыша. 

Как следствие, ШОС, объединяя страны, являющиеся полюсами мирового влияния или претендующие на него, стал мощной движущей силой утверждения «справедливого многополярного миропорядка» и «подлинной многосторонности», о чём сказал Президент России В. Путин, выступая на заседании Совета глав государств – членов ШОС.

Чтобы как-то упорядочить формирование многополярного мира на явно сформулированных и понятных принципах, участники договорились о разработке Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.

Поскольку ШОС стала локомотивом создания нового миропорядка, необходимо укрепление и развитие самой Организации. С этой целью принята Стратегия развития ШОС на 10 лет.

Запад невольно сыграл не последнюю роль в объединении стран Евразии, сначала создав предпосылки для индустриализации стран Глобального Юга, а затем, пытаясь подавлять их дальнейшее развитие и игнорировать их запрос на равное участие в мировых делах.

В то время как Глобальный Юг и великие незападные страны своей целью видят выравнивание общественно-экономического развития и участие на равных в мировом управлении, Запад высокомерно воспринимает эти законные требования как вызов своему существованию. И несмотря на раскол коллективного Запада с приходом администрации Трампа к власти в США, и Брюссель, и Вашингтон, каждый по-своему, стремится восстановить свою гегемонию. 

Поэтому основные положения Тяньцзиньской декларации и иные итоговые документы встречи преследуют двоякую цель: 

во-первых, отрабатывают новые принципы более справедливого миропорядка, постепенно выстраивая иные механизмы мирового управления взамен уходящей западной глобализации; 

во-вторых, противодействуют попыткам Запада сдержать развитие незапада санкциями, эмбарго, односторонними тарифными мерами, которые подрывают экономическое развитие Глобального Юга, разрушая сложившиеся цепочки поставок и вытесняя эти страны с мировых рынков, где они уже занимают значимое, а подчас и определяющее место. 

Поэтому участники встречи взаимодействовали по широкому спектру областей, включая торговлю и капиталовложения, энергетику, цифровую экономику, современное сельское хозяйство и зелёное развитие. Соответствующие решения закладывают экономическую базу под амбициозные политические цели ШОС. 

Поскольку доллар и евро страны Запада стали всё чаще использовать не для обслуживания мировой торговли, а как средство шантажа незападных стран, становится всё более востребованной дедолларизация мировых расчётов. 

Президент России в этом контексте снова поднял вопрос о необходимости создания в ШОС собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктуры, формирования банка совместных проектов капиталовложений и выпуска совместных облигаций государств-членов.

Одним из самых важных в этом плане решений стало учреждение Банка развития ШОС и активизация консультаций по соответствующим финансовым вопросам. 

Также были приняты документы об укреплении сотрудничества в области культуры и гуманитарных обменов.

Несомненным достоинством ШОС стали двусторонние и многосторонние переговоры и обсуждения между лидерами стран – участниц в кулуарах встречи, на которых согласовываются интересы разных сторон и улаживаются проблемы. В результате ШОС стала удобной площадкой управления противоречиями в Евразии, что помогает предотвращать вмешательство внерегиональных сил, которые пытаются стравливать страны региона между собой.

Симптоматичным в этой смысле являются переговоры лидеров КНР и Индии – Си и Моди. Значение этих переговоров определяется тем, что для успешной деятельности ШОС и в целом с точки зрения формирования более справедливых правил мирового устройства ШОС определяющее значение, кроме связки Москва – Пекин, стала связка Пекин – Дели. 

Потепление в отношениях между Китаем и Индией — это неизбежная тенденция, обусловленная множеством глубинных общих интересов, а не наличием сиюминутного общего врага. На Западе считают, что недавняя тарифная атака Трампа на Индию – это основная причина, подтолкнувшая Индию и Китай к сближению, что не соответствует истине.

Признаки потепления в двусторонних отношениях появились задолго до этого. 23 октября 2024 года председатель Си встретился с Моди в кулуарах встречи БРИКС в Казани. Они договорились об использовании механизма специальных представителей для решения пограничного вопроса, а также об укреплении взаимодействия на многосторонних форумах.

Встреча в Тяньцзине сейчас стала продолжением тенденции на сближение двух стран, начатой в Казани. 31 августа во время встречи в Тяньцзине с Моди председатель КНР Си Цзиньпин чётко заявил: «Китай и Индия должны стать добрососедскими друзьями и партнёрами, которые помогают друг другу добиваться успеха».

Участники подтвердили продолжение работы по сопряжению развития Евразийского экономического союза и китайского проекта «Пояс и путь» и созданию в итоге Большого Евразийского партнерства. Сейчас речь идёт уже о присоединении к этому процессу Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также иных заинтересованных государств и многосторонних объединений.

Таким образом странами ШОС постепенно создаётся не только новая система региональной безопасности, которой изначально была данная организация, но и новое экономическое пространство и новая форма межгосударственного взаимодействия с новыми ценностями, принципами и правилами. 

В Китае подчёркивают, что на фоне усиления угроз, связанных с односторонним подходом, протекционизмом и гегемонизмом, ростом хаоса в мировом управлении, который вызван кризисом глобализации в её западном варианте, ШОС предлагает альтернативный путь мирового развития, выгодный для всех. 

Новый тип межгосударственных отношений основывается на «партнёрстве вместо альянса, диалоге вместо конфронтации» и будет «выходить за рамки цивилизационных конфликтов, мышления времен холодной войны и игр с нулевой суммой».

Другие материалы