Санаэ Такаити позирует на фоне роботов

Станет ли впервые в истории Японии премьер-министром женщина-политик?

И будет ли Санаэ Такаити самостоятельной в условиях «широкой коалиции»?

После избрания 4 октября с. г. женщины-политика Санаэ Такаити председателем правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДП), как японские, так и зарубежные, включая российские, СМИ стали говорить о скором появлении впервые в Стране восходящего солнца на посту премьер-министра женщины. Уже посыпались поздравления. Поспешил изумиться и отметить это событие президент США Дональд Трамп, при этом поздравив виновницу торжества и всех японцев именно с новым необычным премьер-министром. Он написал на своей странице в сети Truth Social: «Япония только что избрала свою первую женщину-премьер-министра, очень уважаемого человека, обладающего огромной мудростью и силой. Это потрясающая новость для невероятного народа Японии. Поздравляю всех!»

При этом политологи и обозреватели исходили из того, что ЛДП даже при потере на прошедших выборах большинства в обеих палатах парламента, пользуясь голосами находящейся с ней в правительственной коалиции партии «Комэйто», а также привлекая одну из центристских партий, например близкую по политическим предпочтениям партию «Общество обновления Японии», наберет необходимое число голосов для избрания Такаити премьером. Поэтому те, кто не спешил безоглядно отдавать пальму первенства победившей в своей партии кандидатке в гонке за лидерство в стране и предупреждал, что при нынешнем раскладе сил в японском парламенте она окажется в положении «хромой утки», первоначально были в меньшинстве.

Ситуация изменилась в одночасье. Думаю, для Такаити и уже сформированного нового руководства ЛДП решение партии «Комэйто», 26 лет находившейся в политическом тандеме с японскими консерваторами, выйти из коалиции явилось весьма неприятной неожиданностью. Хотя, конечно, либерал-демократы понимали, что возмущение народа коррупционными схемами незаконного обогащения верхушки их партии сказывалось и на электорате «Комэйто», представленном адептами массовой буддистской секты «Сока гаккай». Что от выборов к выборам вело к снижению поддержки этой партии при сокращении отданных за нее голосов (по некоторым данным, это сокращение произошло на треть). Соответственно, уменьшалась и фракция «Комэйто» в нижней и верхней палатах парламента. 

Формальное объяснение невозможности продолжения политического сотрудничества с ЛДП свелось к тому, что партия консерваторов вопреки обещаниям провести кардинальные реформы, исключающие продолжение денежных поборов в больших размерах своими депутатами с представителей крупного бизнеса, в действительности постаралась, что называется, «спустить дело на тормозах». И более того, вернуть в руководство партии наиболее одиозных фигурантов коррупционных скандалов. В качестве причин разрыва указывалось также несогласие членов «Сока гаккай» с ультраправыми идеологическими установками Такаити, в частности ее намерение и в качестве премьер-министра продолжать посещать «пристанище милитаризма» синтоистский храм «Ясукуни». Хотя она на период выборов премьер-министра дает понять, что может изменить эти свои намерения. Не нравятся многим японцам и явно неблагожелательное отношение Такаити к находящимся в Японии иностранцам.

Об этом шла речь на прошедшем собрании представителей центрального и местного руководства партии и «Сока гаккай», на котором и было принять решение порвать четвертьвековые связи с ЛДП. Выступающая за мир и дружбу с соседями, против отказа от пацифизма и возрождения японского милитаризма эта буддистская организация напоминает лидерам представляющей ее интересы партии, что само ее название «Партия чистой политики» не допускает сотрудничества с погрязшей в коррупции ЛДП, известной в Японии как «партия денежного мешка».  

Однако это, что называется, официальное объяснение нежелания партии «Комэйто» продолжать сотрудничество с ЛДП. В японском же интернете есть и другие объяснения. Практически все соглашаются с тем, что Такаити была избрана председателем партии исключительно благодаря помощи именуемого «делателем королей» бывшего премьер-министра Таро Асо, который на последнем этапе дал команду депутатам своей влиятельной фракции отдать свои голоса Такаити. За что последняя безмерно благодарна. Эта благодарность выразилась в назначении 85-летнего Асо заместителем председателя ЛДП и выдвижении в руководство партии угодных ему политиков из прежней обоймы. В Японии открыто говорят о том, что тем самым он создает, по сути, «второй кабинет Асо», в котором женщина-политик в обличии премьер-министра будет занимать должность фактически номинально. Известно и то, что Асо «терпеть не может» партию «Комэйто», что, конечно же, известно ее руководству.

Не обошлось и без конспирологии. Кое-кто увидел в изменении позиции поддерживающей добрые отношения и связи с КНР «Комэйто» «китайский след». Дескать, китайцы, недовольные приходом к власти в соседней стране политика-«ястреба», попытались осложнить избрание Такаити, нарушив многолетнюю коалицию. Каких-либо подтверждений этой «версии», конечно же, не приводится.

Потеря ЛДП при выборах премьер-министра в парламенте 24 голосов «Комэйто» (председатель этой партии Тэцуо Сайто уже заявил, что в первом туре не впишет ее имя в бюллетень) создаст большую проблему в случае, если другие оппозиционные партии объединятся вокруг другого кандидата. Арифметически отстранить ЛДП от власти в этом случае совсем не трудно, ибо в случае дополнительного решающего голосования, когда в бюллетенях останутся лишь два показавших лучшие результаты кандидата, перевес будет в пользу оппозиции. Но смогут ли оппозиционные партии в оставшееся время выработать компромиссы по важным вопросам политического курса и договориться о едином кандидате, способном реализовать переход власти?

По этому поводу одна из ведущих газет страны «Нихон кэйдзай симбун» написала: «Лидер главной оппозиционной Конституционно-демократической партии (КДП) Ёсихико Нода назвал сложившуюся ситуацию "шансом сменить правительство, который выпадает раз в десятилетие". Он намерен призвать оппозицию объединиться вокруг одного кандидата, чтобы набрать большинство голосов при голосовании в парламенте». Газета отмечает, что Нода может поддержать кандидатуру Юитиро Тамаки, лидера небольшой, но набирающей популярность Народно-демократической партии (НДП). При этом сообщается, что в НДП осторожно относятся к идее сотрудничества с КДП, поскольку взгляды партий на вопросы, связанные с атомной энергетикой и оборонной политикой, расходятся. Сам Тамаки при этом отмечал, что готов возглавить правительство.

Другая оппозиционная партия «Общество обновления Японии», чье участие необходимо для формирования коалиции, как пишет газета, наблюдает за ситуацией со стороны. «Если КДП серьезно настроена убедить НДП сформировать коалицию, мы внимательно их выслушаем», – сказал её лидер Хирофуми Ёсимура, отметив, что шансы на достижение соглашения «не очень высокие». Заметим, что эту партию, имеющую не столько общенациональное, сколько региональное влияние в районе Кансай, в Японии подчас называют второй ЛДП и на нее в первую очередь имеют виды либерал-демократы. Однако в отсутствии сотрудничества с «Комэйто» лишь за счет поддержки «обновленцев» ЛДП не сможет обеспечить победу Такаити. 

Как бы то ни было, выход партии «Комэйто» из правящей коалиции создал новую ситуацию. Эксперт в области политических наук профессор престижного университета Рицумэйкан Масато Камикубо в интервью РИА "Новости" отметил, что теперь не только осложнилось утверждение Санаэ Такаити на посту премьер-министра, но и создались условия для вероятного формирования правительства с лидером от оппозиции. 

Ученый видит для ЛДП только один путь – переговоры о коалиции с правоцентристскими партиями, такими как «Общество обновления Японии» и Народно-демократическая партия, с целью создания исключительно правого правительства.

По словам Камикубо, в случае успеха переговоров три партии получат большинство голосов в нижней палате парламента, что позволит Санаэ Такаити заручиться необходимым числом голосов для утверждения ее кандидатуры на посту премьер-министра. Однако, как подчеркнул профессор, оппозиционные партии также активизировали консультации.

«Конституционно-демократическая партия начала переговоры с Народно-демократической партией и "Обществом обновления Японии" о выдвижении Юитиро Тамаки (НДП) в качестве их кандидата на пост премьер-министра. Если эти переговоры увенчаются успехом, три партии превзойдут количество голосов ЛДП. Если затем партия "Комэйто" проголосует за Тамаки, они получат большинство в нижней палате парламента, и он станет премьер-министром. Администрация Тамаки будет центристским правительством», – пояснил политолог.

Выборы премьер-министра Японии должны состояться в середине октября на заседании парламента. По мнению обозревателей, новый японский премьер должен появиться до назначенного на 27 октября официального визита в Японию президента США Дональда Трампа.

P. S. Отказ фракции "Комэйто" голосовать за Санаэ Такаити заставил ЛДП отложить выборы премьер-министра Японии. Заговорили также о возможности переноса сроков визита в Токио президента США Дональда Трампа или его приема покидающим пост премьера Сигэру Исибой.

Другие материалы