Азербайджан официально объявил об открытии транзитного коридора через свою территорию для перевозки армянских товаров и грузов. Об этом стало известно по итогам недавнего визита президента Ильхама Алиева в Астану. Первым символическим шагом в этом процессе станет доставка казахстанской пшеницы в Армению. Как сообщил премьер-министр Никол Пашинян, доставка «будет осуществляться по железнодорожному маршруту Азербайджан – Грузия – Армения». Не исключено, что соответствующие предварительные договорённости были достигнуты в начале августа в Вашингтоне в ходе переговоров лидеров Азербайджана и Армении при участии Дональда Трампа.
Для многих этот шаг выглядит как начало новой эпохи – эпохи «открытых дорог» и «восстановления коммуникаций» между странами Южного Кавказа. Однако за внешней дипломатической мягкостью скрывается не просто экономический эксперимент, а возможный стратегический поворот, последствия которого для Армении могут оказаться куда более серьёзными, чем это кажется на первый взгляд.
На уровне информационного поля уже заметно, что часть прозападных и околовластных кругов поспешила преподнести этот шаг как «освобождение» Армении от экономической зависимости от России. Риторика выглядит знакомо: теперь, мол, Ереван сможет получать зерно не из России, а из Казахстана «по независимым маршрутам» по линии «Срединного коридора», минуя «российское влияние». Но за этими политическими лозунгами теряется реальная экономическая картина, в которой Армения уже много лет живёт в тесной взаимосвязи с российским рынком и получает от него жизненно важные ресурсы по льготным и стабильным условиям.
По официальным данным, около 90-95 % пшеницы, потребляемой в Армении, импортируется именно из России. Это не просто статистическая зависимость – это основа продовольственной безопасности страны. Несмотря на непростые геополитические реалии и на очевидное охлаждение в межгосударственных отношениях, Россия не вводила никаких ограничений на поставки, не повышала цены до «рыночного» уровня и не использовала продовольствие как инструмент давления. Напротив, Москва стабильно обеспечивает Армению зерном, мукой, топливом и удобрениями, а в последние годы даже расширила поставки, сохраняя статус Еревана как союзника.
Теперь, когда часть армянской политической элиты явно приветствует идею замещения российского зерна казахстанским, нужно задать простой вопрос: какой ценой и через кого это замещение произойдёт? Ведь чтобы пшеница из Казахстана попала в Армению, ей предстоит сегодня пройти через территорию Азербайджана, Грузии, а, возможно, завтра и Турции (выступая недавно на форуме «Шелкового пути» в Тбилиси, Никол Пашинян заявил об открытии транзитного сообщения между Азербайджаном и Турцией по маршруту Маргара – Ехегнадзор – Сисиан – Горис). Между тем восточный и западный соседи не только не являются союзниками Армении, но и фактически ведут по отношению к ней политику давления и шантажа.

Экономика не существует вне политики. Тот, кто контролирует транзитные пути, контролирует и саму экономику зависимой страны. Если завтра отношения Еревана и Баку вновь обострятся, азербайджанская сторона сможет в любой момент приостановить грузопотоки, повысить тарифы, создать административные барьеры, а то и просто «временно закрыть коридор» под предлогом безопасности. И Армения в одночасье останется без зерна, топлива и других жизненно важных товаров. Таким образом, новая схема поставок, вместо того чтобы дать стране «независимость от России», создаёт зависимость от Баку, причём куда более опасную и непредсказуемую.
Существует ещё один важный аспект. Россия никогда не стремилась подчинить Армению экономически или политически. Союзные отношения, выстроенные на принципе взаимного уважения, сохраняются даже тогда, когда официальный Ереван проводит явно антироссийскую политику. Москва не применяет санкций, не закрывает рынок для армянских товаров, не ограничивает переводы и не вводит визовый режим. В этом смысле Россия остаётся единственным партнёром, который продолжает относиться к Армении как к самостоятельному субъекту, а не как к территории для реализации своих интересов.
На этом фоне попытка некоторых политических групп в Армении представить российскую экономическую поддержку как «угрозу суверенитету» выглядит по меньшей мере лицемерно. Ведь «зависимость» от России основана на стабильности, предсказуемости и взаимных гарантиях, в то время как зависимость от Азербайджана и Турции будет основываться на их политической воле и геополитических интересах. То есть если Москва даёт Армении свободу экономического выбора, то Баку, получив контроль над транзитом, получит рычаг прямого давления на армянскую государственность.
С точки зрения макроэкономики импорт казахстанской пшеницы через Азербайджан не принесёт ощутимых преимуществ. Цены на зерно из Казахстана выше, транспортное плечо длиннее, а логистика сложнее и дороже. Даже при самом благоприятном сценарии такие поставки не смогут конкурировать с российскими по себестоимости. Поэтому разговоры о «выгоде» этого маршрута имеют скорее политический, чем экономический характер. Они направлены на создание иллюзии, что Армения «диверсифицируется» и «поворачивается к новым рынкам». Но на деле это всего лишь попытка геополитической переориентации, за которую рано или поздно придётся заплатить – не деньгами, а суверенитетом.
Истинная независимость Армении не в том, чтобы менять партнёров каждые пять лет в зависимости от политической конъюнктуры. Настоящая независимость – в умении строить сбалансированную, прагматичную и суверенную политику, при которой ни одна страна – ни Россия, ни Азербайджан, ни кто-либо другой – не может использовать нашу экономику как заложницу своих интересов. Для этого необходимо развивать внутреннее сельское хозяйство, поддерживать фермеров, стимулировать местное производство зерна, строить собственные элеваторы и перерабатывающие мощности.
Москва прорабатывает вопросы организации железнодорожных перевозок российских грузов в Армению транзитом через территорию прикаспийской страны. «Азербайджанская сторона подтвердила возможность использования своих железных дорог для транзита российской продукции в Армению. В этом направлении у нас есть позитивные подвижки», – отметил вице-премьер России Алексей Оверчук, добавив, что «Российские железные дороги» совместно с региональными партнёрами занимаются решением организационных вопросов перевозок. Как представляется, Армения может и должна использовать транзит через Азербайджан, но только в качестве одного из направлений, а не как основу своей внешнеэкономической стратегии. Разумная политика – это подлинная диверсификация, а не замена по факту одной зависимости другой. Если сегодняшние решения правительства приведут к тому, что продовольственные поставки окажутся под контролем Баку и Анкары, это станет не шагом к независимости, а началом новой, куда более глубокой зависимости.
Россия остаётся тем редким партнёром, который не связывает экономику Армении с политическими условиями. И это факт, который нельзя игнорировать. Пока одни говорят о «новой эпохе транзита», важно помнить, что за красивыми словами может стоять новая форма зависимости, где цена ошибки – не просто хлеб, а само будущее страны.