В украинской прессе 12 января появилось необычное интервью бывшего главы МИД Дмитрия Кулебы, выпавшего из обоймы киевской власти полтора года назад с подачи недавно ушедшего главы офиса президента Ермака. Интерес к нему был подогрет тем, что несколько дней назад Зеленский неожиданно снова увиделся со своим бывшим министром в рамка процесса перемещения лояльных кадров из одних кресел в другие.
Первым делом, отвечая на вопросы об этой встрече, Кулеба описал ее как «нормальный человеческий разговор» и сказал, что не находится «в жадном поиске должности», хотя и не исключает нового «взаимодействия в команде Украины».
Нельзя отрицать, что Кулеба постоянно мелькает в украинском медиапространстве, отрабатывая западные средства, но обычно свои комментарии он отпускает по каким-то текущим международным вопросам. Теперь же создается впечатление, что он решил поиграть во внутренней политике, не особо сдерживая себя в оценках Запада, а также поддержать позицию ястребов в отношениях с Россией. Причем на стороне нового главы офиса президента Кирилла Буданова* (внесенного РФ в список экстремистов и террористов).
Для начала Кулеба знатно потоптался по его предшественнику, уход которого стал сигналом, что «политика вернулась». Бывший глава МИД довольно неприглядно охарактеризовал методы Ермака: «Приказ, подкуп, принуждение – это не политика. Политика – это договоренность. Когда политические фигуры вступают в договоренность – это политика».
Тут же, не удержавшись, как типичный украинский дипломат Кулеба похвалил нового главу офиса президента: «В силу психотипов и внутренней культуры Буданов и Ермак – это прямо противоположные личности». По его мнению, первый – «один из немногих на Украине людей этого уровня, который способен мыслить на несколько шагов вперед». Ермака при этом он словесно выкинул на свалку: «Был человек – ушел человек. Это человек из прошлого. Отложили, смотрим в будущее».
Ожидая своего нового назначения, Кулеба не преминул высказать свои авансы Зеленскому, который, по его мнению, постепенно меняется: «Ты не можешь провести шесть лет в одной модели власти, а потом проснуться с утра и стать принципиально другим… Это путь. И я почувствовал, что он проходит внутренний путь трансформации своего видения того, как должна управляться Украина».
Возможно, Кулеба хотел привнести определенный элемент китайского Даосизма – «школы Пути», но вышло так, как будто он озвучил известную фразу: «Движение – все, цель – ничто!» Ведь Зеленский ведет себя именно таким образом, потому что, пока идут боевые действия, он – на коне. А как только наступит ожидаемый мир, то его «путь» логично закончится во всех смыслах.
Судя по высказываниям бывшего главы МИД, он рассчитывает если не на прямое участие в возможной операции «Преемник», которую описывают как подготовку Буданова к участию в президентских выборах, то хотя бы на присоединение к его команде на ведущих ролях. При этом он сразу же открестился от поддержки на сегодня первого по рейтингам кандидата на президентскую должность Залужного, потому что «легендарный генерал – это хорошо, но этого мало». А вот согласие Буданова возглавить офис президента «говорит о его политической зрелости».
Кулеба позиционирует себя как человека, который якобы уже готов к определенным уступкам России по территориальному вопросу: «Если людям скажут: “Вот что нам надо отдать, но это все остановится, и вот что мы получим взамен, а это – сильная армия миллиарды на восстановление и членство в ЕС”, извините, я выскажу крамольную мысль: мне кажется это история, которую общество будет готово принять».
На самом деле, он считает совсем не так. А скорее совсем наоборот.
Во-первых, Кулеба отмечает, что если общество примет «болезненное соглашение» о выводе ВСУ с Донбасса, то договоренности не будет до «четкого понимания, что россияне завтра не зайдут туда, откуда мы выйдем». А, по его мнению, они «это так сделают – это 300%». Непонятно тогда, на какой вариант он рассчитывает, потому что выглядит это как появление никому не подконтрольной серой буферной зоны.
Во-вторых, он сразу же говорит, что «там нигде не будет написано, что мы навсегда окончательно и бесповоротно отказываемся от каких-то территорий». А в комплекте с фразами про «сильную армию» и миллиарды помощи это смотрится как желание зализать полученные раны и осуществить военный реванш против России.
В-третьих, он продвигает идею проведения референдума для территориальных уступок, потому что, по его словам, легитимность ратификации любого соглашения «будет хромать». Кулеба объясняет это тем, что политические силы в новом парламенте скажут: «А мы под этим не подписывались, это не наше соглашение». Хотя, чтобы оставить некоторую лазейку использования Верховной рады, Кулеба говорит: «Ратификация в парламенте – это частичная легитимизация до следующего электорального цикла. А реальная легитимизация – это референдум. Вы что, против народа?»
Странно, ведь при заключение любых международных договоров, подлежащих ратификации Верховной радой, последующие созывы депутатов не требуют переголосовать все ранее подписанные с другими странами и ратифицированные документы. Это ему должно быть известно еще с детства как сыну бывшего украинского посла, с которым он вместе жил в стране аккредитации. Да и следующий «электоральный цикл» должен был начаться уже давно.
Почему же здесь у него возникли сомнения? Неужели он вспомнил про Конституцию, которая давно игнорируется хунтой Зеленского? Просто организация и проведение референдума (отдельно или вместе с любыми национальными выборами) – это довольно затянутый и сложный процесс. Хотя если «правильно» его подготовить, то и результат можно «нарисовать» какой захочется.
По мнению бывшего главы МИД, «Зеленский четко понимает, что нужно, чтобы мирное соглашение, которое он заключит, не повторило судьбу Минских соглашений». Это очень смешно прозвучало, потому что именно Зеленский, как и его предшественник Порошенко, вместе с лидерами Запада делали все для того, чтобы не выполнять условия Минских соглашений. Если быть точнее, они ничего не сделали для их исполнения. Теперь же Кулеба жалуется на судьбу этих договоренностей.
В то же время пропаганда идеи референдума позволяет киевской власти опустить вопрос принятия решения на уровень отдельных политиков и лидеров мнений общества: «Референдум – это тот минимум, который дает легитимизировать результат в глазах всего народа и защитить общество от украинской политической похоти. Одно дело, когда все будут рвать страну вокруг того, что "мир плохой". Другое дело, когда отдельные группы будут пытаться это сделать. И вот референдум – это как раз переход от "все" к "отдельным группам"».
Очевидно, что при таком сценарии Зеленский сбрасывает с себя ответственность за любые условия мирного урегулирования, делая «виновными» всех других, но не себя.
Отдельную часть интервью заняли достаточно некрасивые высказывания Кулебы о Европе и западных политиках. В описании отношений с ЕС Кулеба был гораздо более откровенен, чем обычно: «У Европы миллиард проблем, в том числе экзистенциальные проблемы – единство и отсутствие способности построить свою безопасность без США». Они «провалили свою программу перевооружения» и сделали «выстрел себе в ногу», выделив Украине 90 млрд евро на два года.
Европейские политики, по оценке бывшего министра, выглядят как недоумки: «Они прикольные в том, как они сами себе радуются, когда им что-то удаётся». Потому что «им так редко что-то удается, что, когда они делают что-то большое, прямо не могут этому нарадоваться». Тем не менее для Украины ЕС остается «инструментом восстановления» и «единственным шансом в реалистичной перспективе оказаться в составе средних сил, а не третьего мира».
Мимоходом Кулеба оскорбил страны Глобального Юга (ранее называемые странами третьего мира), подчеркнув, что их задача «просто выполнять прихоти первого мира». А про американского президента Трампа заметил, что тот «бегает между Путиным и Зеленским».
Как видно, невзирая на отсутствие у Кулебы какой-либо официальной должности, его высказывания хорошо отображают истинное отношение хунты Зеленского и к США, и к Европе, и к России. Очень похоже на лозунг фашисткой Германии в новом исполнении: «Украина прежде всего». Но только содержат ее за деньги и при поддержке стран Запада.