Реанимация Восточного партнёрства

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В конце сентября Польша будет принимать у себя саммит стран Восточного партнёрства. Учитывая, что Варшава занимает сейчас пост председателя Евросоюза, данный саммит для неё – удобная возможность попытаться реанимировать проект, который, как известно, был выдвинут в 2008 г. Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию.

Проект предусматривает укрепление стратегического сотрудничества с указанными государствами. Однако многие его положения с самого начала грешили недостатком политического реализма и недооценкой российского фактора. Объединённая Европа для постсоветских стран – удобный торговый партнёр, не более. Целью же Восточного партнёрства было провозглашено превращение европейской модели развития в модель для его участников, что так и не было достигнуто. Пространство, охватываемое данным проектом, довольно разнообразно. ВВП Украины, крупнейшего участника программы, в 5 раз меньше, чем в среднем по Европе, а наиболее успешные в экономическом плане страны - Азербайджан и Белоруссия, по некоторым характеристикам далеки от европейских стандартов. Кроме того, Грузия, Армения, Азербайджан – на Кавказе, Молдавия, Белоруссия, Украина – в Европе.

Польша крайне заинтересована в полномасштабном функционировании проекта. В идеале Варшаве хотелось бы, чтобы страны-участницы Восточного партнёрства были интегрированы в единое военно-политическое и отчасти экономическое пространство, ещё больше размежёвывающее эти страны с РФ. Поскольку интеграция постсоветского пространства уже много лет топчется на месте, Варшава намеревается опередить Кремль и, так сказать, «застолбить» шесть постсоветских республик за собой. Однако здесь возникает ряд проблем. Во-первых, Армения, Азербайджан и Грузия находятся на периферии польской внешней политики. Тбилиси в мыслях Варшавы вообще появился недавно, с приходом к власти американского ставленника Михаила Саакашвили. Польша поддержала тогда Грузию, потому что Грузию поддерживали США. Сейчас у польской дипломатии недостаточно ресурсов для полноценного «освоения» Закавказья, поэтому если Грузия ещё и присутствует в повестке дня (в той мере, в какой эта страна важна для США), то союз Варшавы с Баку и Ереваном выглядит проблематичнее.

Другое дело - восточные границы Польши, где располагаются три государства-участника задуманного Восточного партнёрства – Белоруссия, Украина и Молдавия. Ввиду их близости к польским рубежам Варшава всегда пристально наблюдала за происходящими там процессами.

С Белоруссией отношения не складываются, Минск жёстко противостоит попыткам Польши распространить своё влияние в республике с использованием польского этнического элемента.

С Молдавией, наоборот, всё складывается превосходно. Кишинёв при власти Альянса за европейскую интеграцию приветствует вовлечённость Варшавы в процессы урегулирования приднестровского конфликта и рассчитывает на Польшу в своих западоцентристских устремлениях. 1 марта 2010 г. премьер-министр Молдовы Влад Филат на конференции епископатов Юго-Восточной Европы заявил, что для Молдавии «католицизм должен играть решающую роль на пути в Европу» и включиться в дело «воспитания народа». Количество молдавских католиков составляет всего 20 тыс. человек (0,1% населения страны), но и Польша, и Ватикан всегда готовы оказать поддержку евроинтеграционным (читай: пронатовским) устремлениям молдавских «румынизаторов».

И особо лакомым куском для вдохновителей Восточного партнёрства является Украина. В ходе сентябрьского саммита в Польше планируется обсуждение важных для Киева вопросов, связанных с его евроинтеграционными вожделениями. И здесь оказываемая Польшей официальному Киеву поддержка на фоне его разногласий с Москвой может оказаться весьма кстати. Недавний визит украинского президента Виктора Януковича к своему польскому коллеге – эхо диалога Киева с Москвой. Отказавшись от присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, подвергнув остракизму саму эту идею (хотя перспективы присоединения рассматривают Вьетнам, Новая Зеландия и Сирия), углубляя сотрудничество с НАТО и объявив евроинтеграционный курс Украины безальтернативным, Киев, по сути, прикладывает руку к образованию огромной бреши в евразийской системе безопасности у границ России и Белоруссии…

Для Украины теперь важно найти дополнительный полюс силы, на который можно было бы опереться для большей уверенности в разговоре с Кремлём. И Польша здесь – идеальный вариант. Примечательно, что Варшава умудряется тонко оппонировать Москве в вопросах украинско-российских отношений, не доводя ситуацию до точки кипения. Кроме вопросов политического характера, В.Янукович и Б.Коморовский обсудили динамику экономического сотрудничества между Украиной и Польшей. Экономический аспект здесь очень важен. Страны - восточные соседи Польши являются беднейшим регионом Восточной Европы, и если Варшаве удастся предложить ряд существенных экономических преференций участникам Восточного партнёрства и, в первую очередь Украине, сила их притяжения на Запад значительно увеличится. С появлением стратегической спайки Варшава - Киев существенная часть работы по Восточному партнёрству будет проделана.

Характерно, что визит Виктора Януковича к Брониславу Коморовскому был первой встречей украинского президента с кем-то из зарубежных коллег после ареста Юлии Тимошенко. Политическая судьба бывшего премьер-министра Украины вообще была сквозной темой в разговоре двух президентов. Это не значит, что поляки всерьёз обеспокоены судьбой Ю. Тимошенко. Да, Варшава предпочтёт иметь несколько равнозначных фигур на политическом поле Украины, но в данной ситуации, когда Киев находится в поисках дополнительной внешней опоры в своём непростом диалоге с Москвой, администрация Б. Коморовского вряд ли станет оказывать на Киев чрезмерное давление. Публично Б. Коморовский говорит о том, что судебная тяжба с Ю. Тимошенко послужит препятствием на пути Киева к ЕС, но под этим подразумевается попытка Варшавы сделать так, чтобы ничто не помешало Киеву сблизиться с объединённой Европой в противовес России. Уговаривая В. Януковича быть мягче с Ю. Тимошенко, Варшава пытается лишить козырей те государства, которые противятся членству Украины в ЕС и могут воспользоваться делом экс-премьера как предлогом. Ведь не секрет, что далеко не все европейские столицы желают видеть Украину в составе Евросоюза. В случае если критические голоса количественно перевесят, Киев может разочароваться в проевропейском курсе и уйти на очередной виток сближения с Кремлём. Самой пострадавшей стороной окажется тогда Польша, которая всячески противится тесному сближению Киева и Москвы.

Необходимо отметить, что время для визита украинским президентом в Варшаву выбрано довольно удачно. Вес Польши в Европе на сегодня достаточно значителен благодаря её председательству в ЕС (с июля 2011) и прагматичной политике правительства Дональда Туска, отрешившегося от безудержной критики в адрес Москвы, свойственной прежним властям. Влезть в «европейское окно» Украина надеется именно через Польшу. Для Киева «польская форточка» - возможность избежать международной изоляции при обстоятельствах, когда нет нормальных отношений с ближайшими соседями - ни с Минском, ни с Москвой. Устами председателя Европарламента Ежи Бузека Польша уже выразила надежду на то, что работа над Соглашением об ассоциации между Брюсселем и Киевом будет завершена еще во время польского председательства в ЕС.