Российские военные объекты в Центральной Азии и США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По мере приближения вывода войск США из Афганистана давление на российские позиции в Центральной Азии усиливается. Вслед за Узбекистаном вопросы военного сотрудничества с Россией решили пересмотреть другие страны региона. Пока это касается арендной платы за размещение на их территории российских военных объектов. Таджикистан заявил о намерении резко увеличить арендную плату за 201-ю военную базу, а Киргизия – повысить стоимость аренды трех расположенных в республике российских военных объектов.

Переговоры по поводу продления срока пребывания в Таджикистане российской военной базы, который заканчивается в 2014 г., идут уже давно. На данный момент на 201-й базе расквартирован самый многочисленный российский военный контингент за пределами РФ. Подразделения базы в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе насчитывают около 6 тыс. военнослужащих. База играет ключевую роль в обеспечении военной безопасности России и других стран ОДКБ на афганском направлении. В начале сентября прошлого года тогдашний президент России Д. Медведев во время визита в Душанбе договорился, как казалось, с президентом Таджикистана Э. Рахмоном о том, что в первом квартале 2012 г. соглашение по 201-й базе будет продлено на 49 лет. Однако договор не подписан до сих пор.

В соответствии с соглашением 2004 года 201-я база дислоцируется в Таджикистане практически на безвозмездной основе. Москва обещала Душанбе крупные инвестиции в строительство гидроэлектростанций, но российско-таджикские отношения вскоре вступили в период охлаждения. Россия помогла Таджикистану достроить Сангтудинскую ГЭС-1, а вопрос о строительстве крупнейшей в регионе Рогунской ГЭС остаётся в подвешенном состоянии. С некоторых пор в таджикских СМИ стали вестись разговоры о том, что размещение в Таджикистане столь крупного и важного для России объекта должно соответствующим образом оплачиваться. В качестве цены мелькала сумма в 300 млн. долл. ежегодно, которая по всем меркам является запредельной. Так, за авиабазу в аэропорту Манас США платят Киргизии 60 млн. долл., а за военно-морскую базу в Севастополе Россия платит Украине 89 млн. долл. в год.

Нерешенным остается и вопрос размещения российской авиационной группировки в расположенном недалеко от Душанбе аэропорту Айни, реконструированном за счет Индии. По замыслу авиагруппа должна была усилить 201-ю базу и обеспечить авиационное прикрытие в случае обострения ситуации на таджикско-афганской границе. Однако Душанбе по вопросу передачи Айни в пользование России хранит молчание. Зато таджикские СМИ стали часто писать о том, что на аэродроме желают разместиться американцы, которые в связи с уходом из Афганистана создают тыловые базы в Центральной Азии. По мнению аналитиков, не прочь заполучить на своей территории базу США и нынешнее руководство Таджикистана. От этого шага Душанбе до сих пор удерживало членство в ОДКБ, участники которой не могут размещать у себя базы иностранных государств без согласия других членов организации. Сдерживающим фактором является и позиция Москвы, где не могут не понимать, чем чревато расширение военного присутствия США в «мягком подбрюшье» России.

Ситуация вокруг 201-й базы обострилась в конце июня, практически одновременно с решением Узбекистана приостановить свое членство в ОДКБ. 27 июня главнокомандующий Сухопутными войсками России Владимир Чиркин заявил, что переговоры о продлении срока пребывания на территории республики российской базы зашли в тупик. «Таджикистан выдвигает совершенно невыполнимые требования, которые идут вразрез с нашими предложениями, - отметил он. - Создается ситуация, которая может быть неразрешима вообще». В результате «…может встать вопрос о том, будем мы там или нет». Сейчас в Министерстве обороны не хотят выделять средства на развитие 201-й базы – мол, всё это может пойти «коту под хвост». При этом в сохранении своего военного присутствия в данной точке Россия жизненно заинтересована.

В Таджикистане заявление Владимира Чиркина вызвало негативную реакцию. Военное ведомство республики назвало его «политически некорректным». Возможность возникновения в Центральной Азии вооруженных конфликтов, о которой упомянул В. Чиркин, по мнению таджикской стороны, «не имеет под собой никаких оснований». О деталях переговоров Минобороны Таджикистана ничего не сообщило, отметив лишь, что «работа по уточнению позиций сторон продолжается и при проявлении доброй воли и взаимопонимания завершится в установленные сроки». Таджикские комментаторы интерпретируют это так, что Москва пытается надавить на Душанбе. 

3 июля начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров подтвердил, что ситуация в переговорах по 201-й базе сложная, и финансирование ее развития приостановлено, до тех пор пока не прояснится ситуация. По словам Владимира Чиркина, Душанбе выдвинул Москве свыше 20 требований, которые постоянно изменяются и в большинстве своем для России неприемлемы. «В частности, по срокам размещения базы: предлагалось ограничиться сначала 10 годами, затем 20, в крайнем случае - 29 годами, - отметил он. -  Затем захотели безвозмездно получить боевую технику, потом - боеприпасы. Такие же предложения идут по денежным средствам за базу. Словом, идет некрасивая «восточная торговля», которой пока не видно конца». 12 июля  газета «Коммерсант» со ссылкой на «информированный таджикский источник» сообщила, что Душанбе требует от Москвы за аренду базы 250 млн. долл. в год. При этом таджикский вариант соглашения Россия до сих пор не получила, что может говорить как о стремлении затянуть переговоры, так и о намерении прозондировать реакцию российской стороны.

11 июля о планах увеличить арендную плату за размещение в республике трех из четырех российских военных объектов заявил министр обороны Киргизии генерал-майор Талайбек Омуралиев. Речь идет о базе подводных испытаний оружия в Караколе, центре военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу. Все они играют важную роль в обеспечении безопасности России. Центр военной связи в Кара-Балте, например, обеспечивает длинноволновую связь со стратегическими подводными лодками. В настоящее время Россия платит за эти объекты около 4,5 млн. долл. в год, за счет чего происходит подготовка киргизских офицеров в российских военных вузах. Требование повышения арендной платы, по словам Т. Омуралиева, обусловлено инфляцией. Требовать арендную плату за авиабазу в Канте, которая действует в интересах ОДКБ, Киргизия не собирается.

Одновременность возникновения трудностей в отношениях России с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном не случайна. Все три республики значатся в списке стран, куда США намереваются перебросить часть вывозимой из Афганистана военной техники. Не исключено также, что возникновение проблем в отношениях  России с центрально-азиатскими государствами  стало следствием отказа Москвы уступить Вашингтону в «сирийском вопросе»; это вполне в духе практикуемой Соединёнными Штатами стратегии «непрямых действий».  Не надо, однако, недоучитывать, что Москва располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на своих южных соседей, и средства эти пока использованы далеко не полностью.