Участие Белоруссии в интеграционных проектах обычно отождествляют с восточным вектором – Союзным государством и проектом Евразийского союза. Однако Белоруссия активно вовлекается еще и в западные проекты интеграции, имеющие два контура – соседско-интеграционный и региональный. Это проекты 4-й Речи Посполитой и Восточного партнёрства. О них пишут и говорят сравнительно мало, но работа по этим проектам ведется объемная и многоплановая.
О начале интеграционной программы в рамках 4-й Речи Посполитой польские власти открыто заявили еще в 2006 году. Проект «предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках всеобщей консолидации польской нации. Идеологами строительства четвертой Речи Посполитой введено в оборот понятие «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев».
В рамках данной программы польское правительство финансирует и реализует в отношении Белоруссии (и Украины) ряд проектов, среди которых в первую очередь следует выделить:
• «карту поляка» (по оценкам польской печати, только на западной Украине обладателями этого, по сути этнического удостоверения, подтверждающего принадлежность гражданина к другому народу, могут стать около миллиона человек);
• стипендиальные и прочие программы обучения в Польше активистов молодёжных структур (вроде «программы К.Калиновского»);
• специально созданные для вещания на Белоруссию спутниковый телеканал «БЕЛСАТ» и радиостанции («Радио "Рация"» из Белостока, белорусская служба «Радио "Полония"»). Технические вопросы их вещания на восточном направлении курирует Совет по телевидению и радиовещанию Польши.
Одновременно с усилением информационного присутствия польские официальные лица уровня вице-премьера периодически напоминают Белоруссии, что она раньше находилась в составе Речи Посполитой. Помимо этого, на белорусском направлении деятельность полонизаторов охватывает:
• распространение трактуемой в нужном русле информации относительно современности, а также культурной самоидентификации Белоруссии, особенно в части белорусского языка и истории;
• поддержку негосударственных общественных, образовательных, информационных и культурных инициатив;
• популяризацию знаний и опыта в сферах развития неправительственного сектора (NGO), трансграничного сотрудничества, обучения, а также малого и среднего предпринимательства.
Польская сторона озаботилась организацией «эмигрантского белорусского правительства», которое было бы признано международным сообществом еще в середине 2000-х гг. Незадолго до этого на Гродненщине в недрах «Союза поляков» были созданы параллельные властным структуры администрации.
Внутри Белоруссии Варшава опирается на три столпа:
1) нарастающее влияние католической церкви. Насколько этот процесс интенсифицировался после встречи в Ватикане невъездного в ЕС президента А.Лукашенко с римским папой Бенедиктом XVI, можно судить, например, по факту передачи колхозов на Гродненщине в собственность костелов Святой Марии Панны (Верейки) и Святой Эльжбеты и Божьей Милосердности (Подороск). Сегодня в Республике Беларусь подавляющее большинство католических ксендзов - этнические поляки. Для сравнения: из сопоставимых с католиками по численности почти полутора тысяч православных священников (1473 общины) иностранцев – лишь четыре человека;
2) созданный польским МИД в феврале 1994 года при посольстве Польши в Белоруссии Польский институт в Минске, имеющий дипломатический статус и активно действующий как в столице, так и в регионах республики;
3) сеть неправительственных организаций т.н. третьего сектора (НПО-NGO). Внутри республики – это, прежде всего, союзы поляков и сотни польских творческих коллективов. Извне к этому добавляется сетевая инфраструктура из более чем 75 NGO, имеющая поддержку американцев, англичан и т.д.
Так называемые оппозиционные и националистические структуры в Белоруссии сегодня фактически являются инструментом полонизации. Налажены прямые и опосредованные контакты с правящими польскими партиями - «Гражданской платформой» премьера Д.Туска и консервативно-клерикальной (ныне считающейся оппозиционной) «Право и Справедливость» бывшего премьер-министра Я.Качиньского (эта партия имеет тесные связи с Ватиканом).
Региональный интеграционный проект «Восточное партнерство» был выдвинут польским МИДом в 2008 году. Минск присоединился к этому (инициированному Брюсселем и Вашингтоном, но появившемуся с подачи Варшавы) проекту в мае 2009 года.
По сути «Восточное партнерство» - это продолжение ГУАМ, обнаружившего в августе 2008 года свою военно-политическую несостоятельность. Участие в программе Белоруссии и Армении (в ГУАМ не входивших) – попытка реванша за провал грузинской агрессии в Осетии.
Главный «оператор» на западе постсоветского пространства (Белоруссия, Украина, Молдавия) – Польша, на юге (Азербайджан, Грузия, Армения) – натовская Турция. Официальный спонсор - Брюссель.
Интерес Запада – превращение постсоветских республик в энергоотмычку для взлома сырьевой кладовой Евразии (России и среднеазиатского региона).
Интерес Варшавы – под «крышей» Брюсселя / Вашингтона опередить Кремль, использовав заминки в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, «закрепить» постсоветские республики за собой.
Предполагается реализовать проект возрождения легендарной Сарматии в политическом (интеграция в рамках 4-й Речи Посполитой) и экономическом смыслах – на энерготранзитном пространстве, которое свяжет в единую инфраструктуру Черное и Балтийское моря.
Всё это – СИММЕТРИЧНАЯ западная АЛЬТЕРНАТИВА проектам евразийской интеграции. При этом представители польских и прочих западных структур не произносят восторженных речей, забалтывающих проблемы, как в свое время их восточные коллеги забалтывали СССР, СНГ, ЕЭП, Союзное государство...
До недавнего времени единственной серьезной проблемой продвижения польских геополитических и прочих интересов на восток была слабая экономика и недостаток средств. Однако если исходить из переданного радио ВВС 13 октября 2012 года заявления премьер-министра Дональда Туска, согласно которому «Польша инвестирует 70 млрд. долларов в экономику и инфраструктуру», эта проблема может быть решена уже в ближайшее время и, скорее всего, с помощью США.
Об уровне внимания, уделяемого польскими властями интеграционным проектам на востоке, свидетельствует, например, IV съезд Полонии и поляков за границей (Пултуск, 24-26 августа 2012 года). В нем приняли участие не только польские политики и общественные деятелей со всего мира, но и первые лица Польши – президент, председатель Сената и т.д. Представители НПО-NGO критиковали деятельность МИД, Сейма и др. госструктур, выступили с рядом инициатив, нашедших понимание у властей. Помимо прочего, было принято обращение к польскому парламенту с предложением принять новый закон о репатриации и усилить контроль за деятельностью МИД при оказании помощи полякам за рубежом.
Запад активно и успешно использует «мягкую силу» и инструментарий гражданского общества для противодействия проекту Евразийского союза. Благодаря этому на пространстве бывшего СССР сфера общественных объединений пока всё ещё беспрепятственно «обживается» западной системой влияния… А ведь именно в этой сфере сосредоточена огромная энергия общества, особенно интеллигенции и молодежи. Позитивно организовать эту энергию можно по-разному. В том числе и на принципах управляемой демократии. Работа в общественном секторе Евразийского союза должна вестись на серьезном уровне и соответствующими инструментами. Сочетание административного и общественного методов дает наилучший результат, позволяющий мягко перенаправить «мягкую силу» гражданского общества с противодействия евразийской интеграции ей на пользу.