Южная Африка: местные выборы не местного значения

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

3 августа в Южно-Африканской Республике прошли местные выборы, имеющие отнюдь не локальный характер.

Южная Африка – нетипичная парламентско-президентская республика со значительными полномочиями провинций, которых всего   девять: Хаутенг, Лимпопо, Мпумаланга, Фри-Стэйт, Квазулу-Наталь, Западный Кейп, Восточный Кейп, Северный Кейп и Северо-Западная провинция. Каждая провинция имеет своё правительство с достаточно объёмными полномочиями. При этом особенностью Южной Африки является крайне неравномерное распределение её колоссальных природных богатств. Так, например, платиновые и золотые рудники расположены в основном в двух провинциях. В ряде случаев имеет смысл говорить о том, что, например, золотом ЮАР управляет не «Южная Африка», а провинция Хаутенг, а платиной – провинция Северо-Западный Кейп и т.д.

В определённом смысле местные выборы в ЮАР имеют не только общенациональное, но и международное значение – и прежде всего, для транснациональных корпораций, во-многом делающих свой бизнес на «провинциальном» уровне.

Важность прошедших местных выборов в Южной Африке связана и с тем, что они были проверкой общеполитической ситуации в стране. Из 55-миллионного населения более 30% - это молодёжь в возрасте до 15 лет. На каждые новые выборы приходит от 5 до 15 процентов новых избирателей. Соответственно, выборы - это тест для новых политических партий. В выборах 3 августа приняли участие 206 политических партий. Многие партии новые, например Партия большевиков [1], участвовали в выборах впервые. Повторный тест (после выборов 2014 года) прошла Партия борцов за экономическую свободу (Economic Freedom Party - EFF).

Как мы уже отмечали, обстановка в ЮАР в последнее время характеризуется непрекращающимися атаками на власть. Одна атака сменяет другую с невероятной быстротой. Правительству ЮАР не оставляют шансов. В этой обстановке выборы, конечно, являются одним из наиболее опасных моментов. Накануне выборов силы, работающие на «смену режима», ввели в действие новый сценарий: забастовку работников … бензовозов, которая спровоцировала кризис нехватки бензина по всей стране. Удар оказался весьма сильным: в некоторых муниципалитетах у властей не хватало горючего для организации доставки бюллетеней на избирательные участки. Однако главный удар – психологический: забастовка должна была ещё раз доказать населению накануне и в день выборов «полный крах нынешней власти». 

Итак, каковы основные итоги прошедших выборов? Главное: на сегодняшний день правящая партия "Африканский национальный конгресс" (АНК) подтвердила своё лидирующее положение. В целом по стране АНК получил 54% голосов, победив в восьми из девяти провинций. Единственная провинция, в которой АНК уступил оппозиционному Демократическому альянсу (ДА), – Западный Кейп. Однако здесь большинство составляет белое и «цветное» население, которое никогда не было оплотом АНК.

В то же время в ряде мест АНК потерпел ощутимые поражения. Так, АНК проиграл выборы мэра одного из крупнейших городов – Залив Нельсона Манделы, хотя город всегда считался крепостью АНК. Другой потерей стал район Тсване со столицей (Претория). С преимуществом всего в доли процента АНК удалось отстоять  крупнейший экономический центр ЮАР – Йоханнесбург. Во всех случаях поражение АНК нанёс Демократический альянс. Формально партия ДА была создана в 2000 году, но фактически она является правопреемницей Демократической партии времён апартеида. Члены партии - в основном белые, а в своей политике ДА выступает опорой транснационального капитала.

Демократический альянс управлял одной провинцией и рядом крупных городов и до настоящих выборов. Так, премьером Западного Кейпа была бывший лидер ДА Х.Зилле. Мэром Кейптауна также был представитель ДА. Однако жизнь чёрных африканцев в «своих» провинциях Демократический альянс не изменил. «Партия белых хозяев и чёрных марионеток» - так говорил о политическом течении, представленном ДА, Нельсон Мандела. К 2016 году в этом отношении ничего не изменилось.  Несмотря на меры правительства  большинства, предпринимаемого на протяжении уже 22 лет, включая специальные программы приоритетного развития «чёрного бизнеса» [2], реальная экономическая власть в стране остаётся в тех же руках, что и во времена апартеида.

Выражу своё мнение, основанное, впрочем, на многолетнем наблюдении за тактикой политической пропаганды в ЮАР: победы Демократического альянса связаны, прежде всего, с переходящими всякие границы приличия оголтелыми атаками этой партии на "Африканский национальный конгресс". Срабатывает механизм «если ты против АНК, то ты должен быть за ДА». Мол, ДА – главная оппозиционная партия. Предвыборная кампания ДА велась исключительно по принципу дискредитации АНК при полном отсутствии у Демократического альянса позитивной программы. В то же время, несмотря на новые победы на местах, в целом по стране ДА набрал всего 27% голосов.

Главная проблема, которую предстоит решать "Африканскому национальному конгрессу", - потеря поддержки избирателей (точнее, активных избирателей, пришедших на свои участки), происходящая с 2000 года: в 2006 году АНК получил 65% голосов, в 2011 - 63%, в 2016 – 54%. То есть динамика отрицательная. Соответственно, поддержка на выборах Демократического альянса имеет положительную динамику: 2006 год – 16%, 2011 год – 24%, 2016 – 27%.

Вместе с тем цифры, которые мы называем, носят достаточно условный характер. Выборы прошли при чрезвычайно низкой (для Южной Африки) явке избирателей: всего 57%. А это означает, что молодёжь ЮАР теряет чувство ответственности за своё будущее. Новые молодые избиратели – это те, кто родились после краха режима апартеида, и в этой среде заметно падает интерес к удержанию демократии, завоёванной их родителями 22 года назад. Как с горечью заметил в первые дни после выборов в разговоре со мной ветеран военного крыла АНК «Умконто ве сизве» Монгане Сероте (ныне известный писатель и поэт), «на волне нашей победы в 1994 году мы забыли сказать молодёжи, что это не конец нашей борьбы, а только её начало…».

Нынешнему руководству "Африканского национального конгресса" и Южной Африки предстоит трудное испытание. Следующие выборы в ЮАР – общенациональные, и пройдут они вскоре после намеченной на декабрь 2017 года общенациональной конференции АНК, на которой будет избран новый лидер партии. Нынешний председатель АНК Джейкоб Зума, являющийся в этом качестве и президентом ЮАР, не сможет выдвигаться на третий срок. Смена власти в богатейшей стране Африки близка и неизбежна.

Йоханнесбург, Южная Африка

3-6 августа 2016 г.


[1] Название партии действительно происходит от российской партии большевиков. В беседе автора с лидером партии Могоджи последний подтвердил, что его партия заимствовала своё название от ВКП(б).
[2] Например, в 2007 году в ЮАР было принято законодательство, известное под названием BEE (Black Economic Empowerment), предусматривающее приоритетное развитие бизнеса для представителей чёрного населения.
Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться