Кардинал Паролин в России – pro et contra диалога с Ватиканом

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Закончившийся 24 августа официальный визит в Россию второго лица в Ватикане, госсекретаря и кардинала Пьетро Паролина продемонстрировал движение в развитии отношений Москвы с Римско-католической церковью (РКЦ). 

Подтверждено обозначенное на встречах президента России с папой Франциском, а также на переговорах понтифика с патриархом Кириллом в 2016 г. в Гаване наличие между двумя сторонами серьёзных точек соприкосновения во взглядах на многие проблемы современного мира. В то же время в поведении и высказываниях Паролина более отчётливо, чем на встрече в Гаване, были заметны традиционные элементы «восточной политики» РКЦ, в прошлом не раз препятствовавшие общению сторон. За прошедшие полтора года после встречи папы и патриарха в стратегии Ватикана на Востоке появились и некоторые новые элементы, заставляющие задуматься о его способности оборачивать любую ситуацию к своей пользе.

Встреча патриарха Кирилла и кардинала Паролина в Даниловом монастыре

Наибольшее совпадение позиций сторон как по церковной, так и по государственной линии, проявилось в оценке ситуации на Ближнем Востоке. Как отмечает итальянская печать, христиане в этом полыхающем регионе «уже давно наблюдают с оптимизмом и надеждой за политикой Кремля, поддерживающего Асада, учитывая особое внимание, с которым режим в Дамаске всегда относился к католикам в Сирии». На Западе упрекают папу Франциска за то, что он «чрезмерно корректно» относится к Башару Асаду. Глава Святого престола заявлял, например, что «арабская весна» была «рискованным предприятием Запада и теперь за это приходится дорого расплачиваться». Папа подчёркивал, что тут Ватикан и Россия «частично сошлись в анализе событий». 

Стороны договорились о создании совместной рабочей группы РКЦ и Русской православной церкви (РПЦ) по оказанию помощи христианам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. И дело не просто в защите их прав и в материальной поддержке. Речь идёт о том, останутся ли там христиане вообще. Исчезновение христианства в его колыбели разрушит корни современной цивилизации. Чтобы не допустить этого, верующие во Христа обязаны отодвинуть на второй план свои противоречия и сплотиться. 

Одна из разрушенных христианских церквей в Сирии

Важное значение приобретают и символические жесты, например предоставление Ватиканом Русской церкви мощей святого Николая Мирликийского, которым за время их пребывания в России поклонились 2,3 млн человек.

Базилика св. Николая Мирликийского в г. Бари

На встрече с кардиналом Паролином патриарх Кирилл сказал, что ни церковная, ни государственная дипломатия не были бы способны сделать для развития отношений между католическим и православным мирами так много, «как это сделал Святой Николай». 

Патриарх Московский «с удовлетворением» отметил близость позиций двух сторон по вопросу о роли Церкви в конфликте на Украине. Она состоит в том, что, «если Церковь не вовлекается прямо в конфликт и сохраняет миротворческий потенциал, то она может стать очень важным фактором примирения людей». 

Между тем Украина по-прежнему остаётся основным полем преткновения интересов РКЦ и РПЦ. В центре проблемы – активность крупнейшего «униатского проекта» Ватикана, чрезвычайно политизированной Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) с 4,2 млн прихожан. Её руководство не только вторгается на каноническую территорию Православной церкви на Восточной Украине, вопреки прозвучавшим в Гаване заверениям об отказе Ватикана от прозелитизма, но и не скрывает своего крайне негативного отношения к сближению с Москвой в целом. Глава украинских униатов Святослав Шевчук в своё время жаловался: «Из нашего многолетнего опыта можно сказать: когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам нечего ожидать от этого чего-то хорошего». Он также заявил, что многие его прихожане «чувствуют себя преданными Ватиканом». Сам Шевчук много лет провёл в Аргентине, изучал там философию, потом возглавлял епархию УГКЦ. О его особых связях с папой Франциском, аргентинцем по национальности, информации нет, но известно, что Шевчук пользуется поддержкой влиятельного префекта конгрегации Восточных Церквей, директора Восточного института в Риме, кардинала Леонардо Сандри.  Около месяца назад кардинал Сандри побывал на Украине, где возложил венки на Майдане, посетил зону АТО, благословил открытие нового кафедрального собора УГКЦ в Харькове и создание там униатской епархии. 

Гигантский кафедральный собор УГКЦ в Харькове с «глобусом Украины» в центре

Возможно, визит кардинала Паролина в Москву имел также целью сгладить негативный эффект от расходящейся с «духом Гаваны» миссии кардинала Сандри. На это указывает и то, что подотчётный кардиналу Паролину папский нунций на Украине, архиепископ Клаудио Гуджеротти, в свою очередь, единственный из западных послов, посещал Донецк и Луганск. Не исключено, что различия в поведении ватиканских кардиналов отражают идущую в окружении папы борьбу по вопросу о развитии отношений с Москвой.  

Не всё гладко и в отношениях Ватикана с УГКЦ, которая хочет иметь от папского престола всецелую поддержку, но при этом пользоваться полной самостоятельностью. В Риме, например, отнюдь не в восторге от давно вынашиваемой лидерами украинских униатов идеи о преобразовании УГКЦ в поместный патриархат во главе с самостоятельно избираемым, а не утверждаемым папой патриархом. И уж совсем неприемлем для Ватикана время от времени оглашаемый украинскими руководителями от Ющенко до Порошенко план слияния раскольнического «киевского патриархата», канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и УГКЦ в единую «Украинскую церковь». В Ватикане понимают, что элементов католицизма в таком странном образовании не останется.

Представления Ватикана об унии меняются очень своеобразно. В Гаване, когда папа Франциск заявил об отказе от продвижения униатства, это прозвучало как сенсация, снимающая одно из важных препятствий на пути построения отношений между католиками и православными. Однако время показало, что ничего простого в ватиканской политике не бывает. Собственно, Ватикан признал, что никогда не относился к унии как к чему-то самостоятельному, а воспринимал её лишь как ступень обращения «схизматиков» (православных) в католицизм. С точки зрения Ватикана их пребывание на ней и без того сильно затянулось. Теперь же настало время для полного растворения этих, так сказать, «оглашенных» в лоне Римско-католической церкви. Вот почему в Ватикане стало принято считать униатов («грекокатоликов») просто «католиками». 

Иными словами, Ватикан устами папы Франциска отказался от прозелитизма в форме униатства, но не отказался в форме прямого распространения католицизма на канонической территории Православной церкви. Это примечательный поворот в «Восточной политике» Святого престола. В подконтрольных Ватикану СМИ,  освещая визит кардинала Паролина, открыто говорят о существовании некой «Русской католической церкви» как некой данности. Называется даже число её прихожан – аж 30 тысяч (что в пределах статистической погрешности).  Тем не менее значительную часть времени на переговорах кардинал Паролин посвятил «отстаиванию прав» этой общины на свою организацию, церковные здания, поставление священников из Рима и т. д. Хотя при этом самим Святым престолом было объявлено, что визит носит государственный, а не экуменический характер. Характерный штрих: согласно ватиканским СМИ, об этом кардинал Паролин говорил не с патриархом Кириллом и митрополитом Илларионом, а с российскими государственными руководителями. Вероятно, пытался применить древнюю формулу divide et impera. Полагаем, безуспешно. Итальянская пресса, однако, пишет: «Теперь католическая община в России возлагает надежды на ватиканскую Ostpolitik и на возможность исторического визита папы Франциска». 

Неудивительно, что объявленная в Риме главная цель визита кардинала Паролина – договориться о скором посещении России папой Франциском, по-видимому, так и не была достигнута. Во всяком случае, из сообщений о пребывании госсекретаря Ватикана на российской земле не видно, обсуждался ли этот вопрос вообще. Кроме того, в Риме не скрывают, что, если понтифик посетит Россию, затем он непременно отправится на Украину, а уж там Порошенко со товарищи (люди непонятной религиозной принадлежности)  постараются выжать из  визита всё: и поклонение Майдану, и посещение зоны АТО и т. п. Фон переговоров с главой Святого престола в Москве был бы в этом случае смазан и перечёркнут пропагандистскими выходками киевских правителей.

Россия признаёт религиозные права католиков, но в личном единстве с Ватиканом, а не в составе подконтрольной ему организации. Ведь не существует Итальянской православной церкви или Римско-православной церкви, хотя православных людей в Италии достаточно. Вблизи Святого престола такое немыслимо. Зачем же допускать это в России? 

Тем не менее в целом состоявшийся визит следует признать успешным настолько, насколько это возможно. Расхождения, накапливавшиеся около тысячелетия, не могут исчезнуть враз. Главное, чтобы к их исчезновению был взаимный интерес, а он, кажется, есть. Ни о каком догматическом сближении православных и католиков речи не идёт и идти не может, но острые проблемы, стоящие перед человечеством, требуют отложить выяснение вопроса о том, «кто более Богу угоден», на потом. Чем скорее в Ватикане осознают это до конца, тем успешнее могли бы быть решены многие назревшие проблемы. 

Заглавное фото: Встреча президента В. Путина и кардинала П. Паролина в Сочи