Ващиковский в Закавказье: реанимация Восточного партнёрства

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский совершил турне по Закавказью, стараясь убедить руководство Грузии, Азербайджана и Армении в целесообразности развития программы Восточного партнёрства – начатого в 2008 году проекта по вовлечению в орбиту виляния Европейского союза трёх закавказских республик: Украины Белоруссии и Молдавии. Саммит этой зыбкой, но вновь реанимируемой структуры планируется провести в Брюсселе 24 ноября.

Польские СМИ излагают причины нового обращения к старой идее: программа действует почти десять лет, а те, кому она адресована, в последние годы сблизились не с Европейским союзом, а с Россией. Для каких-то членов Восточного партнёрства это действительно так. Цель визита Ващиковского – убедить их поступить иначе. 

В Тбилиси Ващиковский подтвердил поддержку Варшавой евроинтеграционного курса грузинского руководства и обсудил перспективы сотрудничества Грузия – НАТО в условиях «российской агрессии» против Украины. 

Польский гость вынужденно признал: «В ЕС все больше проблем, с которыми он не может справиться. Я пока не вижу в ЕС ни желания, ни готовности к дальнейшему расширению». И привёл в пример ситуацию с Черногорией: «ЕС никак не решится принять такое маленькое государство как Черногория… Трудно представить, чтобы ЕС смог решиться на членство более крупных стран, например…Украины». 

Страны-участницы Восточного партнёрства (жёлтым цветом)

Высказанные Ващиковским оценки подтверждают эксперты Фонда Карнеги. Постсоветским республикам, ориентированным на Запад, с точки зрения экспертов этого фонда, грозит превращение в «серую зону» (in-between Europe): эти республики не участвуют в процессе евразийской интеграции и не могут рассчитывать на членство в ЕС. Поэтому граничащие с ними страны Евросоюза (Румыния, Польша, Венгрия) должны проводить активную восточную политику, поддерживая представителей «серой зоны». 

В этом и заключается смысл польской восточной политики, а также программы Восточного партнёрства как её составляющей. Находясь в Азербайджане, Ващиковский заверил Баку в поддержке Варшавой территориальной целостности Азербайджана, а в Армении заявил о приверженности к мирному разрешению карабахского конфликта. Здесь отчётливо проступает двуличие: откуда взяться «мирному разрешению карабахского конфликта», если под тезисом о «территориальной целостности Азербайджана» подразумевается возвращение Нагорно-Карабахской республики в состав Азербайджана? 

Закавказью, действительно, нужен мир, он отвечает и интересам России. Однако закавказское турне Ващиковского имело явный антироссийский характер. В Грузии он об этом говорил открыто, в Баку и Ереване – завуалированно. Программа Восточного партнёрства была в своё время задумана Польшей для того, чтобы подключить структуры ЕС к реализации польской восточной политики и включить Восточную Европу, ключевой для Польши регион, а также Закавказье, южное подбрюшье Российской Федерации, в политические планы Брюсселя. Итогом реализации программы Восточного партнёрства должна стать полная политическая, идеологическая и экономическая переориентация включённых в программу стран СНГ на Запад. 

Слова Ващиковского о приверженности Варшавы мирному урегулированию карабахского конфликта – это обычная дипломатическая уловка. В действительности Польша заинтересована в росте напряжённости на Кавказе и крушении региональных интеграционных процессов, вплоть до очередной войны, в которую можно было бы втянуть Россию. Варшава поддерживала попытки Грузии силой «реинтегрировать» Абхазию и Южную Осетию, не раз пыталась торпедировать миротворческие усилия России. 

В планах Варшавы – прокладка транспортного коридора от Балтики до Китая и Индии через Украину, Грузию, Азербайджан и Иран, где ключевая роль отводится Азербайджану. В июле текущего года Варшава и Баку подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, в 2018 году Баку должен посетить президент Польши Анджей Дуда для обсуждения перспектив сотрудничества в энергетической сфере. 

Польша лоббирует строительство Южно-Кавказского газопровода (Баку – Тбилиси – Эрзерум), Трансадриатического газопровода из Прикаспия на Балканы и в Юго-Западную Европу, а также Трансанатолийского газопровода из Азербайджана через Грузию в Грецию. Причём Варшава хочет увязать все три газопровода в единую сеть, главное достоинство которой видит в том, что эта сеть пойдёт в обход России и уменьшит долю российского газа в странах Евросоюза. Это обеспечит скорейшую реализацию энергетической составляющей польского проекта «Инициатива трёх морей» – замещения российского трубопроводного газа в Европе поставками американского СПГ через польский порт Свиноустье. Это, в свою очередь, рассматривается Варшавой как прелюдия к достижению ею неоспоримого лидерства в Восточной Европе и созданию антироссийского блока государств от Балтики до Адриатики и Чёрного моря. 

Под прикрытием экономических соображений Польша пытается повлиять на идеологию стран-участниц Восточного партнёрства, превращая их сначала в буфер, а затем выводя на орбиту конфликта с Россией. С Украиной и Грузией это однажды получилось. Варшава надеется, что с Азербайджаном и Арменией тоже получится.