В ночь на 14 апреля вооружённые силы США, Британии и Франции нанесли ракетный удар по территории Сирии. Большинство ракет не достигли целей и были либо сбиты системами ПВО, либо средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) отклонены от заданной траектории.

Атака США на Сирию – мотивы, цена, последствия

Американцы не выиграют

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ночь на 14 апреля вооружённые силы США, Британии и Франции нанесли ракетный удар по территории Сирии. Большинство ракет не достигли целей и были либо сбиты системами ПВО, либо средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) отклонены от заданной траектории. Жертв нет, только разрушенные здания и элементы инфраструктуры.

        Всё не так, как в Ираке в 2003 году

Прощупывающая (это главный мотив) военная акция под надуманным предлогом ещё больше повысила напряжённость в мире, который и без того напряжён. Госдепартамент США, подконтрольные ему СМИ, правительства Британии и Франции продолжают оправдывать свои действия, но по сравнению со вторжением в Ирак в 2003 году сторонников у Вашингтона стало гораздо меньше. Даже в рядах американского истеблишмента раздались заявления о возможных негативных последствиях атаки на Сирию.

За день перед атакой Совет по международным отношениям опубликовал материал, смысл которого сводился к тому, что «военные действия США по сдерживанию сирийского режима будут провальными и приведут к дальнейшей эскалации». 

А директор Проекта национальной безопасности Американского союза гражданских свобод Хина Шамси заявила: «Эта военная акция незаконна. Перед лицом конституционного права, запрещающего враждебное применение силы без разрешения Конгресса, и на основе международного права, запрещающего одностороннее применение силы, кроме как в целях самообороны, президент Трамп в одностороннем порядке нанёс удар по стране, которая не нападала на нас, и без какого-либо разрешения Конгресса. Это нарушает некоторые из наиболее важных юридических ограничений применения силы».

Издание «Нью-Йорк Таймс»  цитирует сенатора Тима Кейна, демократа из Вирджинии, который подчеркнул,  что Трамп не запросил разрешения у Конгресса. По его словам, удар был «незаконным» и «безрассудным».

Ожидалось, что инспекторы из Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) прибудут в сирийскую Думу в минувшую субботу, 13 апреля, чтобы расследовать, имел ли место инцидент с применением химического оружия, но Вашингтон торопился замести следы и продемонстрировать готовность к применению военной силы против Сирии в любой момент.  Однако в отличие от Ирака 2003 года дежурное заявление Трампа о том, что операция успешно завершена, не убедило. Сирийская оппозиция уже заявила, что вся атака была фарсом и лишь укрепила позиции Асада. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи назвал удар по Сирии «преступным» деянием: «Они не выиграют от этого нападения, как и при совершении подобных преступлений за последние годы во время их присутствия в Ираке, Сирии и Афганистане, где они не извлекли никакой выгоды».

А американские реалисты разошлись во мнениях. В публикации The National Interest о последствиях ракетной атаки утверждается, что своим ударом Трамп дал сигнал России, чтобы Москва выбрала, на чьей она стороне, но другой автор в том же издании отмечает, что теперь «мяч на поле у России», а Соединённым Штатам остаётся лишь ждать ответа (помимо созыва вечером 14 апреля по требованию России экстренного заседания Совета Безопасности ООН и возвращения к вопросу о поставках в Сирию зенитно-ракетных комплексов С-300).

Шизофрения или двойные стандарты?

Многие отметили, что словесные эксцессы Трампа в отношении России и Сирии рассчитаны исключительно на американский электорат и связаны с вопросами внутренней политики. Среди тех в США, кто осудил удар по Сирии, были и противники Трампа, и его бывшие сторонники.

The Washington Post обвинила Трампа в том, что он полностью извратил собственные взгляды, на которых строил предвыборную президентскую кампанию. А, может быть, дело в том, что у действующего американского президента вообще нет собственных взглядов?

Подборку твитов Трампа, в которых он говорит о том, что надо держаться подальше от Сирии, опубликовал накануне атаки Time. Среди высказываний Трампа по Сирии, которые он начал публиковать с 16 июня 2013 года, есть, например, такие: «Помните, что эти «борцы за свободу» в Сирии хотят направить самолёты на наши дома», «Теперь Обаме следует сосредоточиться на НАШЕЙ СТРАНЕ, работе, здравоохранении и всех наших многочисленных проблемах. Забудьте Сирию и снова сделайте Америку великой!», «Обама хочет бомбить ИГИЛ [организация запрещена в РФ. – Ред.] в Ираке и вооружать их в Сирии? Вот что он делает!» И наконец: «Нет, я бы не пошёл в Сирию, но если бы я это сделал, это был бы сюрприз, я не размазывал бы всё в СМИ, как это делают дураки». Теперь Трамп сам похож на них. И ещё один твит из времён борьбы Трампа за президентское кресло: «Что мы получим от бомбардировки Сирии, помимо большей задолженности и возможного долгосрочного конфликта? Обама нуждается в одобрении Конгресса».

Теперь без одобрения Конгресса Трамп сжёг миллионы долларов американских налогоплательщиков и стал причиной нового роста международной напряжённости. Как воспользуются этим противники Трампа в Америке (а они обязательно этим воспользуются), мы ещё увидим.   

И  отдельная тема – цена атаки, важная для американского сознания, сфокусированного на экономическом расчёте, выгодах и потерях. Так во что обошёлся удар по Сирии американским, британским и французским налогоплательщикам?

Деньги на войну есть, а на социальные программы нет?

США использовали крылатые ракеты «Томагавк», которые были впервые применены во время войны в Персидском заливе против Ирака в 1990 г. Цена одного «Томагавка»  – 832 тысячи долларов. Американские официальные лица заявили, что были выпущены 59 ракет с кораблей «Портер» и «Росс».  Это обошлось американским налогоплательщиком в 49 млн. 88 тысяч долларов. Кроме того, США  использовали самолёты B-1B. Обычно эти самолёты несут ракеты AGM-158 JASSM, цена каждой – 850 тыс. долл. 

Британия использовала двухмоторные истребители Tornado GR4. Четыре самолёта взлетели с базы Акротири на Кипре и выпустили ракеты Storm Shadow (англо-французская разработка, поступившая на вооружение в 2001 г.) с диапазоном действия 560 км и скоростью полёта 1000 км/ч. Одна такая ракета стоит 1,4 млн. долл. США, было выпущено восемь таких ракет, что обошлось в 11,2 млн. долл.

Однако главное в том, что решение Терезы Мэй присоединиться к американцам в нападении на Сирию приведёт к дальнейшей поляризации британского общества. Оппозиционный британский лидер Джереми Корбин уже заявил, что «бомбы не спасают жизни людей и не приносят мир». По словам Корбина, в таких случаях необходимо созывать парламент, а не действовать по указке твитов Дональда Трамп. Важно, что многие члены Консервативной партии Терезы Мэй, поддержали эту точку зрения: только британский парламент вправе дать разрешение на применение военной силы.

Первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен прямо обвинила Терезу Мэй в том, что она руководствовалась твитом Трампа и пренебрегла разрешением парламента. К тому же Мэй не объяснила, каким образом атака на Сирию может способствовать установлению мира.        

Что касается Франции,  то Макрон предоставил к услугам американцев самолёты Rafale, взлетавшие с авиабазы на французской территории. Кроме того, действовали многофункциональные французские корабли в Средиземном море, с которых запускались крылатые ракеты MdCN (цена одной ракеты 2,4 млн. евро).

В общей сложности, если исходить из данных о запуске по Сирии 105 ракет, это стоило налогоплательщикам США, Британии и Франции более 100 миллионов долларов. Рано или поздно во всех трёх странах оппозиция поставит вопрос о смысле распределения денег на войну в ущерб социальным программам.

        Краткие выводы

США больше не могут проводить односторонние массированные военные операции, как в Ираке в 2003 году. Мир стал другим. Не вполне уверенная, прощупывающая атака обнажила боязнь американской администрации втягиваться в серьёзный конфликт. Старые союзники поддержали Вашингтон, но поняли, что за 15 лет после вторжения в Ирак ситуация изменилась. После прорыва информационной блокады через альтернативные СМИ и социальные сети (что обязательно произойдёт, пусть не сразу) до широких общественных кругов на Западе дойдёт заказной, грязный характер провокации в сирийской Думе. А если сторожевые псы демократии, как называют журналистов в Америке, доведут свои расследования до конца, неизбежны  серьёзные последствия для ястребов вокруг Дональда Трампа и, конечно, его самого. Аналогичная участь ожидает и Терезу Мэй.