Крещение Руси

Церковь спасения и секта погибели на Украине

Слово о томосе, каноне и благодати

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сегодня Русская православная церковь вспоминает о святом равноапостольном князе Владимире, в крещении Василии. Дважды юбилейное торжество (28 июля – 1030 лет Крещения Руси) русские люди отмечают в расколе; Владимирский храм и Златоверхий монастырь в Киеве по-прежнему принадлежат раскольникам «Киевского патриархата», лидеры государств и предстоятели церквей не соберутся нынче вместе на совместные мероприятия…

Формулировка этого праздника на Украине странная: «День хрещення Київської Русі-України», ибо не существовало никогда никакой «Київськой Руси», тем более «України», и не было такого «объекта крещения»! Канун нынешней даты снова омрачён требованием раскольников к Константинопольскому патриарху о даровании нигде и никем не признанному «Киевскому патриархату» томоса, понимаемого как позволение на организацию «поместной церкви». Хотя, во-первых, церковь есть (возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием), а во-вторых, томос – это указ предстоятеля поместной православной церкви, в данном случае Патриарха Московского и всея Руси, о предоставлении некоторой части «материнской» (кириархальной) церкви автономии в управлении или автокефалии. При чём тут вообще Константинополь? И обращение не по адресу, и просьба бессмысленна: УПЦ давно является самоуправляемой и пребывает. 

Фундаментальный вопрос: а кого, собственно, крестили греки? Кто принимал крещение? Естественно задать этот вопрос самим грекам, у которых история крещения Руси преподается в школах как часть их, а не только нашей истории. Историк Алексей Элпидиас пишет, что «мы, греки, вот уже 1000 лет (со времен Константина Багрянородного) упорно Россию называем Россией, и термины «Русь» и «Россия» не противопоставляются, так как нельзя противопоставлять одно и тоже: «Русь» – это народ, а «Россия» – это его страна. Крестились не "русичи","русы" или "россы" и тем более не "укры", а «русский народ» уже в X веке, и его страна – «Россия» (уже в X веке)». Заодно историк поясняет смысл словосочетания «Мать городов» [русских]: оно «представляет собой семантическую кальку с греческого „митрополия“, от греч. μήτηρ – мать и греч. πόλις – город. Центром единой русской митрополии изначально был Киев, затем Владимир, потом Москва». 

Киевская митрополия не называлась так в документах – она именовалась Русской. Поначалу состояла из четырёх епископий: Белгородской, Новгородской, Черниговской и Полоцкой. С течением времени (четыре столетия спустя) предстоятель Русской церкви, формально имея титул митрополита Киевского и всея Руси, руководил уже епископами Черниговской, Полоцкой, Владимирской, Турово-Пинской, Смоленской, Галицкой, Перемышльской, Холмской, Луцкой, Брянской, Новгородской, Тверской, Рязанской, Ростовской, Владимиро-Суздальской, Коломенской и Пермской епархий, располагавшихся в Польше и Литве, в Новгородской республике, Великом княжестве Тверском и Великом княжестве Рязанском, в Великом княжестве Московском: то есть уже был общерусским предстоятелем, а отнюдь не «украинским». Да и киевским-то (по месту пребывания) он оставался лишь до 1299 года, когда грек митрополит Максим, занимавший эту кафедру, перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем во Владимир. 

Греческий историк пишет: «Надо понимать, что несколько веков назад мироощущение людей определялось в большей степени принадлежностью Церкви, чем танцами, вышиванками и разными говорами. „Там, где Епископ, там и Церковь“ – этот фундаментальный тезис канонического православия для средневековых русских Малой России был намного важнее, чем все вышиванки, вместе взятые». 

Попутно поясняется и значение слова «Малороссия»: «Термин ‘Μικρὰ Ῥωσσία’ – ‘Малая Россия’ (Малороссия), был введен в употребление греческими епископами… Отдельно повторяю для современной украинской молодёжи: термин „Малая Россия“ (Малороссия) – не украинский и не русский, он административно-церковный, греческого происхождения. Соответственно, малороссы – не «малость русские», они – просто русские, так как слово „Мало“ не этнически-уничижительное, а наоборот, географически нейтральное».

Следует заметить, что в период, когда предстоятель Русской церкви носил титул «Киевского и всея Руси», Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся в Византии скромный придворный титул стольника. Сама же Киевская митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них – 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306-1328), – 77-е место. 

В древней «пентархии» – системе 5 православных кафолических патриархатов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, при выпадении Рима (1054) с добавлением некоторых других (Болгарский, Сербский и иные патриархи) - после учреждения Московского патриархата он получил почётное 5-е место во вселенском Диптихе сразу после 4 древних патриархатов (всего их 15). «Москва строилась», и при этом Киевская митрополия всегда занимала в Московском патриархате подобающее ей главенствующее место. В современной, после Поместного собора 1917-1918 годов, практике РПЦ гласное поминовение предстоятелей всех поместных церквей по именам по диптиху бывает только во время служения литургии патриархом Московским и всея Руси и митрополитом Киевским и всея Украины. Вот такая честь.

Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, Московский чудотворец

Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, Московский чудотворец

Митрополит Пётр стал первым из митрополитов Киевских и всея Руси, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве, а после него ещё одиннадцать митрополитов: Феогност, Алексий (Бяконт), Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Дионисий, Киприан, Фотий, Герасим, Исидор, Иона. Среди митрополитов Киевских русских встречаются лишь единицы: Иоанн I (возможно), Иларион Русин, Климент Смолятич, Пётр, Алексий (Бяконт), Михаил (Митяй), Дионисий (из 39 по списку). Этому есть простое объяснение: Киевская митрополия была жёстко подчинена грекам, Константинополь присылал сюда своих ставленников. Часто они не ладили с местными епископами. Широко известен случай, когда митрополит Константин II вступил в конфликт с влиятельным Киево-Печерским монастырём и подверг епитимье его игумена Поликарпа. «Эта мера вызвала такое раздражение против него, что разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского в марте 1169 года рассматривалось как божественное возмездие за „неправду митрополичью“», – сообщает источник.

Митрополит Киевский и всея Руси Иларион Русин, первый митрополит, чьё русское происхождения считается достоверным

Митрополит Киевский и всея Руси Иларион Русин, первый митрополит, чьё русское происхождения считается достоверным

Митрополитов Московских и всея Руси было всего 16, и все они были русскими. На кафедру они поставлялись уже не патриархами Константинопольскими, которые лишь утверждали назначение, а московскими князьями. Этот период (1461-1589 гг.) – начало расцвета Русской православной церкви, знаменованный открытием нетленных мощей многих русских святых, появлением церковных праздников, отсутствовавших в византийской традиции: Всемилостивому Спасу, Покрова Пресвятой Богородицы (по инициативе князя Андрея Боголюбского), явлением многих чудотворных икон. 

Византия переживала тогда трудные времена. В 1453 г. Константинополь пал; вопреки обещаниям папы римского никакой помощи против османов последний византийский император Константин XI Драгаш не получил. Грек Исидор, сторонник унии, которого Константинополь тогда прислал в Москву в качестве митрополита Киевского, пытался внедрить унию и на Руси, но был изгнан. Россия твёрдо держалась канонических правил. Правильность такого поведения подтвердили малое время спустя и константинопольские иерархи: патриарх Феолипт I (1513-1522) в своей грамоте называл Московского митрополита Варлаама «Всесвященным Митрополитом Московским и всея Руси». 

Митрополит Исидор Киевский, изгнанный за приверженность унии из Москвы, но на некоторое время задержавшийся в Киеве

Митрополит Исидор Киевский, изгнанный за приверженность унии из Москвы, но на некоторое время задержавшийся в Киеве

В 1588 году Вселенский патриарх Иеремия II, по просьбе царя Фёодора Иоанновича, его первого советника Бориса Годунова и архиереев Русской церкви, поставил первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. На соборе в Константинополе в 1593 году греческие иерархи подписали документ «Сингилион» (Σιγγίλιον), в котором вновь осудили католические догматы и обычаи, призвали всех православных твердо стоять за православную веру, «до пролития крови и до смерти», сохраняя догматы и каноны православия. На этом же соборе все четыре патриарха утвердили введение патриаршества на Руси, а затем послали в Москву подписанную грамоту, в которой давали своё патриаршее благословение на московское патриаршество. Грамота, помимо всех восточных иерархов, была подписана 42 митрополитами, архиепископами и епископами. Все последующие патриархи Московские и всея Руси были исключительно русскими. 

Грамота с патриаршим благословением на московское патриаршество, подписанная четырьмя патриархами и многими греческими иерархами

Грамота с патриаршим благословением на московское патриаршество, подписанная четырьмя патриархами и многими греческими иерархами

Патриарх Иерусалимский Феофан III, поставивший Филарета московского на патриаршество

Патриарх Иерусалимский Феофан III, поставивший Филарета московского на патриаршество

Точки над ї расставил Патриарх Иерусалимский Феофан III, который после встречи с Константинопольским патриархом Тимофеем II осуществил визит в Россию, где 24 июня 1619 года в Москве утвердил создание Московского патриархата и совершил интронизацию Филарета Никитича Романова её предстоятелем, а потом посетил южнорусские земли Речи Посполитой, где в Киеве в 1620 году хиротонисовал игумена Михайловского монастыря Иова (Борецкого) в сан митрополита Киевского, монаха виленского Свято-Духова монастыря Мелетия Смотрицкого в сан архиепископа Полоцкого, настоятеля Межигорского монастыря Исаию (Копинского) во епископа Перемышля. Иов Борецкий известен обращениями к московскому государю о принятии Малороссии в состав Государства Российского (1620 г.), Мелетий Смотрицкий – как автор знаменитой «Грамматики», основы церковнославянской грамматической науки для всей России на следующие два века. Исайя (Копинский) упорствовал в своих заблуждениях, и закончил жизнь печально: в темнице и во власянице, в которые его облачил и вверг митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Пётр (Могила), ревнитель православия, возобновивший православную жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор, основавший крупнейший в Малоросии центр просвещения – Киево-Могилянскую академию. Пётр Могила создавал православные школы, в том числе такое училище в 1634 году было открыто в Белокаменной, где монахи Киево-Братского монастыря обучали юношество Москвы. Его скульптурный портрет – на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде. 

Разброд и шатания царили в Киевской митрополии до мая 1686 года, когда последний митрополит Киевский, Галицкий и Малыя Руси Гедеон добился от Константинополя согласия на подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху. 

Митрополит Киевский, Галицкий и Малыя Руси Гедеон, из западнорусского княжеского рода Святополк-Четвертинских, восстановивший единство Церкви

Митрополит Киевский, Галицкий и Малыя Руси Гедеон, из западнорусского княжеского рода Святополк-Четвертинских, восстановивший единство церкви

После восстановления патриаршества в России на территории бывшей Российской империи в 1918 году было три митрополичьих кафедры: Петроградская, Московская и Киевская. В первые послереволюционные месяцы, когда от страны пытались оторвать клочья украинские националисты, несмотря на появление многих больших и малых расколов, Русская православная церковь сумела сохранить каноническое единство: на состоявшемся в Киеве по благословению Патриарха Московского и всея России Тихона Всеукраинском церковном соборе под председательством епископа Пимена (Пегова) 7 января 1918 года большинством голосов (150 против 60) идея автокефалии православной церкви на Украине была отвергнута. 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, давший томос Украинской православной церкви на независимость и самостоятельность в её управлении

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, давший томос Украинской православной церкви на независимость и самостоятельность в её управлении

На рубеже 1980-1990-х годов статус бывшей Киевской митрополии изменился: Архиерейский собор 25-27 октября 1990 года под председательством патриарха Алексия II определил предоставление Украинской православной церкви независимости и самостоятельности в её управлении. Тогда же УПЦ получила томос Патриарха Московского и всея Руси на самоуправление. Что, увы, не охранило её от раскола: смещённый по решению Харьковского собора УПЦ 1992 года бывший предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко) нарушил своё обещание, данное перед Крестом и Евангелием, покинуть пост предстоятеля УПЦ добровольно. Архиерейский собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире» за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви»; в 1997 года на Архиерейском соборе РПЦ он был отлучён от церкви и предан анафеме. 

Примерно в это же время бывший второй секретарь ЦК КПУ, на тот момент председатель Верховной рады Украины Леонид Кравчук, загорелся желанием создать «поместную» церковь (напрочь «забыв», что такая уже есть). Из-за океана споро был доставлен митрополит УПЦ в США (нигде в мире не признанной), бывший гитлеровский служака Мстислав (Скрыпник), родной дядька Петлюры. 5 июня 1990 в Киеве на I «соборе» УАПЦ Мстислав был избран Патриархом Киевским и всей Украины. Оказывается, для обретения патриаршества теперь не требовалось, как это было в Москве, шести веков верного служения Богу, непрестанного общения с родственными церквами, несения людям через Таинства апостольской благодати, наконец, признания всеми каноническими патриархиями. Несмотря на предоставленный ему Кравчуком, уже президентом Украины, бывший санаторий ЦК КПУ в Пуще-Водице под Киевом, Скрыпник в своей «патриархии» не задержался и отбыл обратно на американский континент. 

Предательство Денисенко РПЦ пришлось кстати: он-то вскоре и напялил на себя упавшее облачение «патриарха», явившись к «седалищу» не с пустыми руками: украденной казной УПЦ, Владимирским храмом, где служил с советских времён, резиденцией РПЦ на Пушкинской, 36, не отданных законным владельцам. Церковный тать и отступник заявил, что он «дан Богом украинскому Православию», и что «Київської кафедри я не зречуся до смерті» («От Киевской кафедры не отрекусь до смерти»).

Дальнейший путь Денисенко к томосу был сверх меры усыпан скандалами: «рукоположениями» «священников», уличённых в содомии, принятием во «служение» бывшего «иеродиакона» Маркуса Гуйгенса, совершившего операцию по пересадке пола и наречённого «матушкой» Стефанией, «благословениями» кровавому майдану и боевикам, отправлявшимся на пресловутое АТО, на разрушение домов и предприятий, убийство жителей Донбасса, захваты храмов и унижения верующих вооружёнными боевиками, избиения ими священников – этому списку нет конца. 

…Симфонией властей, то есть гармонией церковной и государственной власти, называла идеал устройства общества Византия. Нечто отдалённо подобное, только с противоположным знаком, наблюдается сейчас на Украине: пока президент Порошенко пытается втянуть страну в губительное для неё «единство с Европой» и отправляет солдат на убой на восток Украины, лжепатриарх Денисенко делает то же самое в духовной плоскости: губит души людей, закрывая им путь к небесному спасению.