Армения

Advance: внешняя политика Армении – между Россией и Европой

«И для новой Армении отношения с Россией, несомненно, останутся приоритетом»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После апреля 2018 года, когда в Армении произошла вторая «бархатная» революция за последние 30 лет, в глазах всего мира потенциал этой страны значительно вырос, так же как и интерес к Армении, говорится в статье, опубликованной на сайте хорватского  подписного издания Advance.

«В отличие от Турции и Грузии, чья внешняя политика в последние 25 лет переживала самые разные доктринальные изменения, Армения, заботясь о собственной безопасности, стремилась избежать революционных перегибов в отношениях с региональными державами и миром вообще. Поэтому все три президентские администрации в истории независимости страны отдавали предпочтение безопасному и надёжному пути, делая ставку на постоянство и предсказуемость»,

– пишет автор статьи Ведран Обучина (Vedran Obućina), журналист и политолог.

Он отмечает, что Россия продолжает играть важную роль в жизни Армении и это заметно во всём, даже в том, что повсюду слышна русская речь. Правда, по мнению автора, говорят по-русски больше люди старшего поколения, молодёжь старается говорить по-английски, иногда – по-немецки или по-арабски.

Политолог уверен, что и для новой Армении отношения с Россией, несомненно, останутся приоритетом – «так будет всегда, какая бы политическая партия ни пришла к власти в результате свободных и честных выборов в ближайшем или отдалённом будущем и какой бы стратегический курс она ни выбрала в постоянно меняющихся мировых условиях».

Advance подчёркивает, что перед страной стоит много задач – прежде всего, скорректировать вектор внешней политики. Это необходимо сделать, чтобы устранить региональные угрозы и достигнуть стабильности. Ну а для того, чтобы стать по-настоящему независимой страной, Армении придётся «диверсифицировать свой одномерный энергетический сектор и полностью изменить устаревшую доктрину безопасности», считает автор статьи. Именно попытки исправить эти ошибки и привели ко второй армянской «бархатной» революции.

Здесь Ведран Обучина сетует, что революция, конечно, произошла, но совсем не так, как это было, например, в Грузии или на Украине, в этих странах революции привели к изменению внешней политики. А армяне не желают таких перемен. Так, например, в 2013 году не удалось Еревану подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом (У Армении есть другое соглашение с ЕС – о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве, оно подписано в 2017 году. – Ред.). Население Армении огорчилось, но и только. Тысячи и тысячи протестующих не вышли на улицы, как это было в Киеве. Политолог объясняет это тем, что «ориентация на Россию, будь она навязанным или свободным выбором, настолько укоренилась, что предлагаемая ей альтернатива должна быть не только привлекательной, но и абсолютно безопасной и надёжной».

Во внешней политике Армении необходимо решить два главных вопроса – нормализовать отношения с Турцией и установить прочный мир в Нагорном Карабахе.

«В нынешних геополитических обстоятельствах решение первого вопроса кажется невозможным без решения второго. Что касается Нагорного Карабаха, то Армения должна пересмотреть свою переговорную позицию на фоне растущих угроз для безопасности, исходящих от авторитарного Азербайджана. А также пересмотреть традиционный подход к принципам международного права»,

– отмечает Advance.

И действительно, став премьер-министром, Пашинян сразу же заявил об изменении принципов и методологии переговоров Армении о Нагорном Карабахе при участии ОБСЕ. Он дал понять, что не имеет права выступать от имени Нагорного Карабаха, который является стороной конфликта и должен иметь право на свой голос. Тогда как предыдущие власти Армении забывали об этом, и с 1998 года Ереван выступал от имени Нагорного Карабаха. Стоит ли удивляться тому, что переговоры, длившиеся 20 лет (с 1998 по 2018 год) ни к чему не привели? Сегодня же в Ереване говорят о том, что Нагорный Карабах вполне может получить такой же статус, как и Косово.

Что касается нормализации отношений с Турцией, то здесь всё намного хуже, считает Ведран Обучина, потому что Пашинян не уделяет этому вопросу должного внимания.

«Лидер бархатной революции, возможно, решил, что нынешнее турецкое правительство никогда не согласится на какую бы то ни было инициативу, нацеленную на установление дипломатических отношений и открытие общей границы с Арменией, пока не решится конфликт в Нагорном Карабахе. В связи с этим Никола Пашинян предпочитает оставить мяч на турецкой стороне, воздерживаясь от публичных заявлений в адрес Анкары и полностью сосредоточившись на пересмотре позиции Армении на переговорах с Нагорным Карабахом»,

– объясняет автор причину нежелания Пашиняна заниматься урегулированием отношений с Турцией.

Армении необходимы системные реформы и особенно во внешней политике. Нынешнее руководство вполне может «серьёзно изменить геополитическую ориентацию в интересах безопасности Армении». Однако до тех пор, пока не разрешится проблема с Нагорным Карабахом, Ереван в своей внешней политике всегда будет опираться на Россию в первую очередь и лишь потом – на Европу, делает вывод политолог, который решил посвятить Армении цикл статей.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться