Азербайджан – вассал Турции или самостоятельное государство?

Азербайджан – вассал Турции или самостоятельный игрок?

Миф об «извечном братстве» Анкары и Баку – некоторое преувеличение

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На фоне масштабной военно-политической поддержки, оказанной Турцией Азербайджану в ходе войны за Карабах, распространённым стало зачисление Баку в послушные проводники воли Анкары на Кавказе и тюркском мире в целом.

Основанием для таких утверждений служат обычно причины исторические – общность происхождения («две страны – один народ»); политико-идеологические (приверженность обеих стран неоосманистской идеологии в духе доктрины «стратегической глубины» Д. Чавушоглу); экономические (заинтересованность в совместной эксплуатации ресурсов Кавказа и Закаспия). Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что всё это не совсем так. А эмоционально воспринимаемое вывешивание турецких флагов азербайджанцами в зоне конфликта отнюдь не предопределяет их готовность во всём следовать «большому брату» Эрдогану.

Турция и Азербайджан на карте региона и мира

Что касается истории, то, безусловно, следует признать языковую близость двух народов огузской группы тюрок (примерно на 80%). Однако достаточно взглянуть на славян или германские народы, чтобы понять, насколько фактор лингвистической схожести сам по себе не гарантирует единства.

Антропологически и генетически, согласно последним исследованиям, современные османы несут в себе лишь 25% исходной огузской галло-группы, остальное – наследие народов Византийской империи: греков, армян, народов Кавказа, славян, прочих европейцев. Азербайджанцы – огузы на 30%, остальное восходит к персам и другим народам Иранского нагорья, где сформировался данный этнос.

Сам этноним Азербайджан берёт начало от наименования древнеперсидской провинции Атропатена. До сих пор большинство представителей этого народа проживает в Иране (около 25 млн человек), а в самом Азербайджане – до 10 млн.

Примечательно, что жители Ирана данной народности, называвшие себя прежде тюрками, в последнее время под влиянием появления на севере самостоятельного государства со столицей в Баку, военных побед этого государства всё чаще стали прибегать к определению «азери». И хотя уловить здесь влияние генетического различия непросто, но вот англичане, скажем, будучи носителями германского языка, а антропологически на 80% кельтами, никогда не могли договориться с коренными германцами – тевтонами, отличаясь от них в том числе по передаваемому из поколения в поколение национальному характеру.

Расселение азербайджанцев в настоящее время

Расселение азербайджанцев в настоящее время

Ещё более важное значение в различиях этносов имеет религия. Придерживаясь в подавляющем большинстве, как в Иране, шиитского направления, азербайджанцы исторически всегда выступали конкурентами и даже противниками османов-суннитов. Ведь неоосманизм Эрдогана густо замешан на «возрождении» и продвижении суннитской идеологии в духе движения запрещённых в России «братьев-мусульман».

Азербайджан – светское государство. В этом смысле теократические замашки президента Турции не могут азербайджанцам импонировать. Однако бросается в глаза оживление религиозной составляющей в укреплении «морального духа» азербайджанской нации в ходе войны за Карабах. В едва ли не ежедневных обращениях к народу во время военных событий президент И. Алиев неизменно говорил о будущем возрождении мечетей на вновь освобождённых территориях, об оглашении в них «азана» (молитв). Посещая эти населённые пункты, он молился в мечетях по шиитскому обряду. И пусть это направлено на внутреннее потребление, но подчёркивалась самостоятельность Баку по отношению к турецкому союзнику. 

И. Алиев в мечети г. Агдам

И. Алиев в мечети г. Агдама

В посвящённом Турции докладе Беркли-центра (США) по изучению роли религии в политике отмечается активное использование турками «мягкой силы» через специализированное госагентство (Diyanet). Подчеркивается, что Анкара пытается представить себя лидером всего исламского мира, но ввиду турецкого национализма сталкивается с неприятием у других мусульман. Как полагают авторы доклада, видную роль в этой религиозной активности играет турецкая разведка, причём относительный успех сопутствовал туркам в основном в работе с суннитскими диаспорами, тогда как шииты и другие мусульмане остались к турецкой пропаганде равнодушными.

Ещё большие неожиданности подстерегают при обращении к военной истории двух народов. Много говорится о том, что России трудно установить нормальные отношения с Турцией из-за большого количества войн между ними в прошлом – целых 10. Однако мало известно, что боевых столкновений между османами и предками современных азербайджанцев было гораздо больше. Шиитские тюркские племена, которые группировались в «большом» Азербайджане, служили буфером от турецко-суннитской экспансии.

C XI века, особенно при Сефевидах и Каджарах, вплоть до свержения последних в начале XX века, политическое руководство в Иране было преимущественно тюркско-шиитским. (1) Почти за тысячу лет количество их войн против суннитских тюрок Анатолии – сельджуков, а затем и османов, исчисляется десятками. Последние презрительно называли своих собратьев-шиитов одинаково с персами – «аджем» (ﻋﺠﻢ).  

Шах Исмаил – основатель династии Сефевидов.

Шах Исмаил – основатель династии Сефевидов.    

Династический герб

Династический герб

Ага Мохаммед Шах – основатель династии Каджаров (ум. В 1797 г. в Шуше)

Ага Мохаммед Шах – основатель династии Каджаров (ум. В 1797 г. в Шуше)

Начиная с вхождения в состав Российской империи северно-азербайджанских ханств после Гюлистанского мира 1813 года их силы последовательно и на редкость лояльно участвовали во всех войнах своей новой родины с Блистательной Портой. От Персии при их противоречиях с Каджарами они отпали достаточно легко.

Особенно показательна русско-турецкая война 1828-1829 гг., к участию в которой командующий на Кавказе И. Паскевич привлёк пять кавалерийских полков из числа «кавказских татар», как тогда называли в России предков современных азербайджанцев: полки Гянджинский, Карабахский, Шекинский, Ширванский и Нахичеванский («конница Кенгерлы»). Отличались они друг от друга цветом нашитых на папахи суконных звезд. У Карабахского, например, были красные звёзды (задолго до 26 бакинских комиссаров). Командовали полками русские офицеры, а сотнями – беки или почетные агалары.

Примечательно, что в составе этих частей были и армянские конные сотни. В те годы скорее можно было говорить о «боевом братстве» азербайджанцев и армян в борьбе против турок, чем об общетюркском единстве. Большую роль в мобилизации этих сил сыграл глава шиитов всего Кавказа, личный друг Паскевича Ага-Мир-Фетт, сеид, муштеид  Тавриза, перебравшийся потом в Тифлис.

И. Паскевич

И. Паскевич

Карта войны 1828 -1829 гг.

Карта войны 1828 -1829 гг.

В ту войну русская армия продвинулась дальше всего вглубь восточной Анатолии, захватив в том числе её главный город Эрзерум. «Я не должен умолчать, – писал Паскевич Николаю I, – о похвальном усердии находящихся со мною мусульманских полков. Во всех сражениях они дерутся с отличной храбростью, в атаках бывают впереди, мужественно и твердо бросаясь даже на неприятельскую пехоту, и большая часть пушек, знамен и пленных отбиты ими». Он также докладывал об армянской коннице, что «она везде, где ей представлялся случай, дралась хорошо, и в ней вовсе не замечалось побегов». (2)

Почётное знамя хана Карабахского, дарованное российским императором

Почётное знамя хана Карабахского, дарованное российским императором

«Нормальные», даже союзнические отношения турок и азербайджанцев в принципе начинают устанавливаться лишь тогда же, что и у России с Ататюрком – с конца Первой мировой войны, при распаде великих империй и определении новой конфигурации границ. Сближение Баку и Анкары происходило на основе общей конкуренции в борьбе за пространство с армянами.

В период пребывания АзССР в составе Советского Союза говорить об этом уже не приходилось, и только при  распаде СССР произошёл новый всплеск «братской любви».

Почтовая марка Азербайджаеская ССР

Тогда же постепенно выстраивается и конструктивное взаимодействие России и Турции – с его взлётами и падениями.

И нет никакой исторической предопредёленности ни к особой дружбе между Анкарой и Баку, ни к «извечной вражде» с ними Москвы. То же относится к Еревану. Всё в настоящем и в доброй воле современников!

Сопровождавший Паскевича в походе на Эрзерум А. С. Пушкин писал:

«Подобно племени Батыя,
Изменит прадедам Кавказ,
Забудет алчной брани глас,
Оставит стрелы боевые.
К ущельям, где гнездились вы,
Подъедет путник без боязни,
И возвестят о вашей казни
Преданья темные молвы...»

(Окончание следует)

(1) Hugh Seton-Watson. Nations and States: An Enquiry Into the Origins of Nations and the Politics of Nationalism. Taylor & Francis, 1977
(2) Потто В. А. Кавказская война, Т. 4, Издательство «Кавказский край», г. Ставрополь, 1993 г.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться