В минувший понедельник в разлагающемся евроорганизме обнаружился ещё один нарыв: несогласие итальянцев переходить на брюссельский рацион, становящийся всё более «зелёным». Такой рацион требует не только едва не поголовного уничтожения европейского коровьего стада, но и замену большинства продуктов на то, что теперь предлагают в качестве еды биотехнологии.
В последние годы рынок синтетических и растительных альтернатив продуктов питания быстро расширялся. Институт хорошей еды (Good Food Institute), лоббистская группа, выступающая за внедрение альтернативы продуктам животного происхождения, сообщает, что в США этот рынок с 4,9 миллиарда долларов в 2018 году вырос до 7 миллиардов в 2020-м – то есть рост продаж на 43%. Аналогичным образом рынок мяса растительного происхождения достиг объёма в 1,4 миллиарда долларов, то есть увеличился на 72%. Акции Beyond Meat, производящей растительное мясо, выросли на 859% уже в первые три месяца её деятельности. Бизнес на синтетической биологии достиг 12 миллиардов долларов и удвоится к 2025 году, подскочив до 85 миллиардов долларов к 2030 году.
И тут на тебе – как сообщает Euractiv, Италия запрещает синтетические продукты питания. Об этом объявил министр сельского хозяйства Италии Франческо Лоллобриджида.
Италия стала первой в мире страной, которая ударила по тормозам. Произошло это на форуме «Традиции и инновации: консервативное будущее для европейских фермеров», прошедшем в Ирландии. На этом зелёном острове ведущие консервативные политики Европы обсудили проблемы и возможности, вытекающие из европейского регулирования и сотрудничества в области животноводства, сельского хозяйства и зелёной экономики. Как пояснил Франческо Лоллобриджида, «качество продуктов питания имеет основополагающее значение, и мы не можем согласиться с тем, что общество разделено надвое, а качественные продукты производятся только для богатой элиты. Мы убеждены, что каждый должен иметь возможность хорошо питаться».
Идущее полным ходом разделение на богатых и бедных за обеденным столом не прикроешь никакими партийными лозунгами или программами. Но тем не менее это теперь помогает набирать очки политикам, в частности итальянским. Депутат Европарламента Карло Фиданца, руководитель делегации Fratelli d'Italia в Европейском парламенте, в противовес брюссельским бюрократам прямо заявил, что «синтетическое мясо - это не мясо, синтетическое молоко - это не молоко. Я защищаю натуральный продукт, и использовать название натурального продукта для синтетического, на мой взгляд, не является шагом в правильном направлении», прямо указав на Еврокомиссию ЕС, выделившую более 6 миллиардов евро на «поддержку защиты животных». Программа, принятая ЕС, по мнению Fratelli d'Italia, слишком бюрократична и неспособна справиться с новыми вызовами, стоящими перед континентом.
«Фермеры, животноводы и рыбаки рискуют заплатить очень высокую цену за идеологические безумства, стоящие за «Зеленым соглашением» Европейского союза, которое налагает штраф на производителей для сокращения выбросов, что приведет только к сокращению производства продуктов питания», – уверен депутат Европарламента Карло Фиданца.
Ладно бы только итальянцы начинали антизелёный бунт. В тот же день президент Федерации охотников Франции Вилли Шраен, официально выдвинувший свою кандидатуру на выборы в ЕС, заявил, что возглавит список под названием «Touche pas à ma ruralité» (Не трогайте мою сельскую жизнь) на европейских выборах следующего года. Он готов защищать интересы сельских жителей, которые практически являются изгоями в Европе и меньшинством во французском обществе, имея в виду охотников, рыбаков, любителей корриды и фермеров. Его призыв адресован брюссельской элите, которая, по его словам, «принимает законы каждую неделю, тогда как хорошие люди, в конце концов, принимают их в штыки, а их экологические меры являются карательными. Я не уверен, будет ли у нас завтра право покататься на лошади; я не уверен, разрешат ли нам насадить дождевого червя на крючок; я не уверен, разрешат ли нам съесть ребрышки на барбекю!» – заявил он в своём пламенном предвыборном манифесте.
Не надо думать, что пёстрая компания тех, кто его поддерживает, не много значит в Европе. На прошлых выборах в ЕС родственная Шраену партия «Охота, рыболовство, природа и традиции» получила 6,77% голосов и шесть мест в Европейском парламенте. А сам он надеется по крайней мере на 5% избирателей.
Ещё хуже у Брюсселя с Германией, где нарастающее нежелание «зеленеть» выплеснулась наружу после того, как министр транспорта Германии от СВДП Фолькер Виссинг в последнюю минуту отказался от соглашения о запрете автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года.
Но вернёмся к нашим коровам.
Одним из ключевых отличий между обычными пищевыми продуктами и разрабатываемыми биотехнологами синтетическими продуктами питания является использование инноваций синтетической биологии и генной инженерии. Внедряя фрагменты ДНК из других организмов или изменяя внутригенную информацию, эти технологии заставляют микроорганизмы, клетки или другие формы генетического материала «бродить» и размножаться, чтобы стимулировать создание новых, полностью синтетических ингредиентов. Их в настоящее время широко используют западные компании Beyond Meat, Motif Foodworks, Ginkgo Bioworks, производящие микробы на заказ, BioMilq – грудное молоко, выращенное в лаборатории, Nature's Fynd – мясные и молочные альтернативы, выращенные на грибах, Eat Just – заменители яиц из растительных белков, Perfect – молочные продукты, выращенные в лаборатории и многие другие. Начинают появляться имитации сыра и молочных продуктов. Компания Formo использует синтетическую биологию для синтеза молочных белков путем ферментации сыров моцарелла и рикотта без участия коров.
Мало кто обращает внимание на то, что майский отчет Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН за этот год, кроме нехватки продовольствия в 22 странах, свидетельствует о наличии потенциальных опасностей для здоровья, связанных с мясом, выращенным в лабораторных условиях.
Синтетические продукты сигнализируют нам, что создан еще один механизм получения прибыли, используемый крупными корпорациями, использующими технологии для укрепления своего контроля над мировым рынком. Роль Еврокомиссии при этом сводится к пособничеству в этом, какими бы «зелёными» лозунгами она ни прикрывалась.