«Дружба» притягательна не только для Сербии...

Будапешт и Белград укрепляют двусторонние связи

На днях Республика Сербия официально обратилась к России с просьбой помочь в строительстве отвода от южной ветки нефтепровода «Дружба», ведущего от венгерской границы к Белграду и близлежащему НПЗ Панчево, сообщил вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда: «Сербская "Транснафта – Панчево" предполагает построить трубопровод, который пойдет через территорию Венгрии и напрямую выйдет на "Дружбу". Сербия обращается к нам за помощью, и мы готовы оказать содействие в реализации этого проекта». Данный проект Белград и Будапешт анонсировали ещё в 2022 году, причём тогда о российском участии в строительстве ветки протяженностью примерно 300 км не заявлялось.

Нефтепровод Дружба (южная ветка) - Адрия  (порт Омишаль)

Нефтепровод Дружба

По словам вице-президента «Транснефти», этот шаг позволит Сербии быть более независимой в поставках нефти и существенно нарастить объемы российского сырья, поставляемого в республику для внутреннего потребления. 

Строительство нефтепровода, который соединят на юге Венгрии с «Дружбой», займет как минимум два-три года, полагает глава администрации премьер-министра Сербии Гергей Гуйяш. Благодаря этому проекту Сербия сможет не только диверсифицировать импорт нефти, но и платить низкую цену за нефтетранзит.

«В такие времена в лучшем положении всегда те, у кого есть разные маршруты доставки любых энергоносителей, в том числе и сырой нефти, – поясняет Любинко Савич, советник Торговой палаты Сербии. – Диверсификация приобретает сегодня всё большее значение… если бы у нас была ветка трубы до Венгрии, которая является кратчайшим и наиболее логичным путем, мы бы не оказались бы в ситуации, когда у нас потенциально может закончиться российская нефть». Поэтому "держаться за «Дружбу" – экономически самое оправданное действие». Предварительная инвестстоимость проекта – примерно 240 млн. евро.

В свою очередь, глава венгерского МИД Петер Сийярто в середине ноября с. г. подтвердил, что артерия пройдёт от венгерского НПЗ в Сазахалломбате через Суботицу и Нови-Сад (автономном крае Воеводина) в Белград и Панчевский НПЗ. Годовая мощность этой магистрали составит не менее 5 млн. тонн, строительство планируется осуществить за 3 года. Уточнено также, что «с венгерской стороны специалисты и соответствующие компании подготовят к декабрю с.г. технико-экономическое обоснование проекта».

В 2023 г. до 55% ежегодного нефтепотребления Сербии приходилось на поставки из РФ и ещё около 20 % – на импорт из других стран, 20% потребления обеспечивает собственная добыча, которая ведётся в автономном крае Воеводина. Основная часть нефти поступает из порта Омишаль на Адриатике по бывшему «югославскому» трубопроводу (JANAF) через соседнюю Хорватию. Меньшие объемы поставок направляются по нефтепроводу из греческого порта Салоники через Северную Македонию. Но известные политические факторы периодически приводят к временным остановкам перекачки по трансхорватскому маршруту (JANAF). Или, по крайней мере, к повышению тарифов – особенно хорватских – на нефтетранзит в Сербию. В то же время эксплуатация с конца 1970-х гг. трансъевропейского нефтепровода «Дружба – Адрия», поставляющего российскую нефть через Украину и Венгрию в тот же хорватский порт, прямо указывает на возможность сооружения непосредственно венгерско-сербского нефтепровода (разумеется, и учётом реалий на территории бывшей УССР и вокруг неё), что хорошо ложится в канву всемерного укрепления венгерско-сербских отношений. Так, не позднее весны 2026 г. Белград и Будапешт свяжет высокоскоростная железнодорожная линия, дорога по которой займёт менее трёх часов. Помимо строительства нефтепровода, на фоне крайне неопределённой ситуации на европейском энергетическом рынке Сербия возьмёт в аренду ряд газохранилищ на территории соседней страны, не считая просьбы стать совладельцем АЭС «Пакш» посредством выкупа от 5 до 10% акций. Важным сюжетом двустороннего военно-технического сотрудничества являются совместные военно-полицейские учения, что немаловажно в контексте острой миграционной проблемы и беспокойного украинского соседства.

Наряду со строительством газопровода в Венгрию ещё одним приоритетным направлением развития сербской энергетики является увеличение объёма газового хранилища «Банатский двор», напомнил в ходе недавней встречи с послом России в Белграде Александром Боцан-Харченко премьер-министр Сербии Милош Вучевич. Речь идёт о совместном объекте «Газпрома» и сербского госпредприятия «Сербиягаз», представляющем собой одно из крупнейших газовых хранилищ в Юго-Восточной Европе. В свою очередь российский дипломат напомнил о подписанной между нашими странами Декларации о сотрудничестве в области модернизации, являющейся важным документом для совместных шагов. Едва ли случаен и недавний визит в Белград первого заместителя главы Ханты-Мансийского автономного округа Югра Алексея Забозлаева, встретившегося с министром без портфеля, отвечающим за международное экономическое сотрудничество, Ненадом Поповичем. 20-21 ноября он возглавил сербскую делегацию для участия в прошедшем после трёхлетнего перерыва в Санкт-Петербурге очередном, 20-м заседании двусторонней межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Одним из итогов мероприятия как раз и стал меморандум о сотрудничестве нефтегазовых компаний России и Сербии, который ляжет в основу для создания и обслуживания нефтетранспортной инфраструктуры на территории балканской страны. Ранее президент Вучич поблагодарил по телефону Владимира Путина за обеспечение предстоящей зимой достаточных объемов газа в объемах до 6 млн. кубометров в сутки «по очень благоприятным ценам» (в конце октября Н. Попович сообщал, что Сербия входит в зиму 2024-2025 годов с лучшей ценой на газ от России).

Вместе с тем, в рамках традиционном многовекторности, около года назад президенты Сербии, Болгарии, Азербайджана при участии постоянной делегации ЕС в Сербии открыли в южном городе Ниш соединительный газопровод для поставок по «Южному газовому коридору» из Азербайджана (и в будущем сжиженного природного газа из Греции). Что же до «диверсификации» поставок нефти, то в конце 2022 года сообщалось о переговорах Сербии с Албанией и Северной Македонией о строительстве нефтепровода из албанского порта Дуррес. Характерно, что эту артерию в Тиране не планируют тянуть через славное раздольем криминальных кланов Косово, что косвенно подтверждает некоторую сдержанность Албании относительно гипотетического «объединения» с отторгнутым у Сербии краем. Имеется информация, что эту магистраль запланировано ввести в действие к 2027-28 годам с финансовой помощью Евросоюза. Но не исключено, что участие Брюсселя в этом проекте связано со стратегией дальнейшей агрессивной «интеграции» Сербии. Соответственно, резонно предположить политическое давление ЕС на правительство и президента Вучича введением против Сербии «евросанкций» в случае реализации связывающего Венгрию и Сербию нефтепроводного проекта с российским участием...

Между тем достижение соответствующих договорённостей и начало их реализации способствовало бы формированию в Восточной Европе и на Балканах новой конфигурации экспортного транзита российской нефти, поскольку эта артерия станет де-факто северным продолжением нефтепровода Салоники – Скопье – Ниш – Белград, по которому поставляется и нефть из РФ. Характерно в этой связи, что греческий премьер Кириакос Мицотокис, будучи в Белграде в феврале с. г., заявил о востребованности дальнейшего сотрудничества в Сербией и в транспортном, энергетическом секторах: «...неслучайно я нахожусь в Белграде в сопровождении четырех министров и с очень широкой делегацией деловых кругов. Мы хотим расширять наши отношения в сфере инвестиций; мы заинтересованы в объединении наших усилий в энергетике и транспорте. Мы придаём большое значение модернизации железнодорожного сообщения по линии Салоники – Белград». А ещё ранее, в октябре 2022 г., тот же политик выступил против предложения Загреба прекратить, следуя воле Брюсселя, транзит российской нефти в Сербию по «трансхорватскому» нефтепроводу.  

Фото: Профиль

Другие материалы