«Тройственный пакт» США, Японии и Южной Кореи показывает зубы

Американский бомбардировщик после бомбежки Ирана подбирается и к Корейской Народно-Демократической Республике

Многие годы зависимые от США государства-протектораты Япония и Южная Корея, хотя политически и идеологически были близки, но в военно-политическом отношении не были связаны каким-либо официальным соглашением. Этому мешала память корейского народа о жесточайшем японском колониальном режиме, установленном на Корейском полуострове с 1910 по 1945 г. Как говорили автору этих строк южнокорейцы, они не желают в случае заключения военного союза с Токио видеть на своей земле во время совместных военных маневров солдат и флаги поработившей их в ХХ веке враждебной нации. 

В связи с этим приходит на память инцидент, когда в сентябре 2018 года власти Южной Кореи попросили командира японского эскадренного соединения, прибывшего в страну для участия в совместном смотре кораблей двух стран в Пусане, не поднимать ныне вновь использующийся японскими «силами самообороны» флаг времен Второй мировой войны «кёкудзицу-ки» (солнце с лучами). Было объяснено, что этот флаг резко отрицательно воспринимается корейским населением. Однако на эту просьбу министр иностранных дел Японии надменно и категорично ответил: «Закон требует от морских сил самообороны всегда следовать под своим флагом. Конечно, мы поднимем его!» В результате дипломатической коллизии визит японских кораблей был отменен. 

Протестовали корейцы и против использования флага военных времен на Олимпиаде в Токио. «В Южной Корее не хотят, чтобы на Олимпийских играх в Токио использовали японский флаг с восходящим солнцем. Это жуткая эмблема ничуть не лучше свастики», – заявляли корейцы. 

 «Японский символ успеха, восходящее солнце с 16 лучами, оскорбил корейцев. Они посчитали его эмблемой милитаризма, колониального угнетения и всяческого зла и потребовали запретить использовать это изображение на Играх… Для корейцев этот флаг сродни символу дьявола… Так же, как свастика является символом нацистов…» – заявляли корейцы.

Разногласия между Кореей и Японией вызваны не только флагом — это всего лишь часть конфликта вокруг военного прошлого этих двух стран. «Отношения Японии и Южной Кореи обострились после решения Верховного суда Кореи, который обязал японские компании выплатить компенсации потомкам жертв принудительного труда и сексуального рабства во время оккупации Корейского полуострова Японией», – писали тогда японские СМИ.

Экскурс в историю нужен для понимания того, что сколоченный Байденом в 2023 году военный блок США, Японии и Южной Кореи стал возможен благодаря раболепствующему отношению к США и Японии ныне свергнутого бывшего президента Республики Корея Юн Сок Ёлю. Южнокорейский же народ в своем большинстве отвергает какое-либо военное сотрудничество с возрождающегося в качестве милитаризированной державы Страны восходящего солнца. 

Понимая это, ярый сторонник сильной в военном отношении Японии, причем не только в оборонительном плане, и создания ударного кулака в виде «восточного НАТО» премьер-министр Японии Сигэру Исиба проявлял большую озабоченность в связи с избранием поддержанного миролюбивыми силами Южной Кореи нового президента Ли Чжэ Мёна. Его беспокоил вопрос, продолжит ли новый президент линию на военную конфронтацию с Корейской Народно-Демократической Республикой, КНР и Россией. И хотя Ли Чжэ Мён декларирует многовекторную конструктивную дипломатию, в том числе в отношении указанных стран, он, в том числе в связи с тарифными проблемами с США, не хочет раздражать президента Трампа и его генералов, отказываясь от навязанного Сеулу «тройственного пакта».

Сообщается, что трехстороннее сотрудничество Республики Корея, США и Японии при новом южнокорейском руководстве не только не сворачивается, но приобретает более наступательный характер. В связи с этим в КНДР оставляют за собой право на контрмеры. Об этом в специальном комментарии заявил начальник управления оборонной политики Министерства обороны КНДР.

Как передает Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК), поводом для комментария стали учения ВВС Республики Корея, США и Японии к югу от южнокорейского острова Чеджудо с привлечением предназначенного для ядерных ударов стратегического бомбардировщика B-52H, а также трехстороннее совещание глав комитетов начальников штабов в Сеуле, которые «открыто продемонстрировали попытки нарастить интенсивность трехстороннего военного сотрудничества, направленного против КНДР и других стран региона».

Было отмечено, что трехсторонние учения начали проводиться регулярно, а их характер становится все более угрожающим. «Они являются главным фактором роста уровня военной напряженности на Корейском полуострове», – заявил начальник управления. При этом Южная Корея, США и Япония игнорируют интересы безопасности КНДР. «Мы серьезно предупреждаем о тяжелых последствиях, которые они на себя навлекут из-за ситуации в регионе», – добавил он.

Было указано, что военные союзы между США и Японией и между США и Республикой Корея «полностью превратились в трехсторонний военный альянс, основанный на ядерной компоненте». По словам начальника управления, нестабильность на Корейском полуострове может привести к развитию военной конфронтации в непредсказуемом направлении.

«Безответственные действия Республики Корея, США и Японии, которые нагнетают напряженность, должны быть предметом пристального внимания и сдерживания», – продолжил северокорейский военачальник. По его словам, подавляющее военное превосходство – наиболее действенный способ сдерживания американской доктрины «мир через силу» и трехстороннего военного планирования.

«Наши вооруженные силы находятся в постоянной готовности сдержать коллективные приготовления США и их вассальных сил, их попытки агрессивных действий. Вооруженные силы (КНДР) готовы справиться с действиями военного характера», – заявили в Пхеньяне. Представитель министерства обороны подчеркнул, что в КНДР не потерпят негативного влияния на собственную безопасность и продолжат принимать меры по защите суверенитета и интересов безопасности.

Немалое внимание уделили СМИ Японии и Южной Кореи визиту в КНДР и переговорам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова со своей северокорейской коллегой Чхве Сон Хи и лично с Ким Чен Ыном. Находясь в Пхеньяне, глава российского внешнеполитического ведомства предостерег США, Южную Корею и Японию от злоупотребления отношениями этих стран для их выстраивания против России и КНДР.

Он также отметил, что Россия понимает причины, по которым Пхеньян развивает свою ядерную программу. По его словам, руководство Северной Кореи сделало соответствующие выводы задолго до израильско-американских ударов по Ирану. «Именно потому, что эти выводы были сделаны своевременно, против КНДР никто и не помышляет применять силу, хотя военное строительство вокруг КНДР с участием США, Южной Кореи и Японии ведется», — подчеркнул Лавров.

Отдельно министр отметил заявление нового президента Южной Кореи Ли Чжэ Мёна, который призвал к активным действиям по восстановлению связей с КНДР. «Мы будем судить о действиях новой южнокорейской администрации по конкретным делам. А конкретные дела показывают, что отношения находятся в том же состоянии, в котором они были при предыдущем президенте», — отметил глава внешнеполитического ведомства России. Он пояснил, что пока новая администрация нацелена на развитие трехстороннего альянса — Южная Корея, Япония, США.

Говоря о заявлениях президента США Дональда Трампа о необходимости возобновления отношений с Пхеньяном, Лавров отметил, что и Россия, и КНДР их слышали. Однако как-то комментировать слова главы Белого дома российский министр не стал.

А вот в Японии немало комментариев по этому поводу. Ведущее информационное агентство этой страны «Киодо цусин» опубликовало развернутую статью под заголовком «Встреча Трампа и Кима в ближайшее время не предвидится на фоне отношений Пхеньяна и Москвы».

Агентство приводит мнение профессора Университета Кэйо Ацухито Исодзаки, который отметил, что Северная Корея осталась разочарована тремя саммитами Трампа и Ким Чен Ына, поскольку не получила никаких выгод, несмотря на уступки Соединенным Штатам, включая приостановку запусков ракет в 2018 году и освобождение задержанных граждан США.

Ученый напомнил, что в июне 2018 года Трамп стал первым действующим президентом США, который провел переговоры с северокорейским лидером. Это произошло во время его встречи с Ким Чен Ыном в Сингапуре. В ходе переговоров была достигнута договоренность о том, что Вашингтон предоставит Пхеньяну гарантии безопасности в обмен на «полную» денуклеаризацию Корейского полуострова.

Однако переговоры о денуклеаризации между двумя странами в конечном итоге провалились, когда они снова встретились в Ханое в феврале 2019 года, поскольку им не удалось преодолеть разрыв между требованиями США и призывом Северной Кореи к смягчению санкций. В июне того же года Трамп и Ким Чен Ын провели неожиданную встречу в демилитаризованной зоне, разделяющей две Кореи.

«После подписания в прошлом году договора о партнёрстве с Москвой Северная Корея теперь может свободно продавать своё оружие и размещать войска в России», — заявил Исодзаки. «Северной Корее сейчас нет необходимости вести переговоры с Соединёнными Штатами о смягчении санкций».

С этим мнением солидаризируется профессор Университета Нандзан Сюндзи Хираива, заявивший, что на данный момент Северная Корея может быть удовлетворена своими «взаимовыгодными» отношениями с Россией, но, по его мнению, в долгосрочной перспективе Пхеньян может быть готов вести переговоры с Соединенными Штатами, чтобы добиться снятия санкций и «диверсифицировать своих экономических партнеров». «Не ожидается, что Северная Корея воспользуется предложениями США (о диалоге) в краткосрочной перспективе, но ее истинное намерение должно заключаться в том, чтобы Соединенные Штаты признали ее в качестве ядерного государства, нормализовали двусторонние отношения и сняли санкции», — сказал Хираива. Профессор считает, что Северная Корея может стремиться к переговорам с Соединенными Штатами по контролю над вооружениями, а не к денуклеаризации.

Возвращаясь к интервью с профессором Исодзаки, «Киодо цусин» приводит его слова о том, что перспективы отношений Северной Кореи с Японией «весьма мрачные», поскольку Пхеньян не заинтересован в ведении переговоров после введения Токио санкций не только из-за ядерных и ракетных программ, но и из-за прошлых похищений японских граждан.

Япония и Северная Корея в последний раз проводили переговоры на высшем уровне в 2004 году, когда тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми встретился в Пхеньяне с северокорейским лидером Ким Чен Иром, покойным отцом Ким Чен Ына. Напоминая об этом, профессор Хираива заявил, что две азиатские страны тогда договорились приложить «все возможные усилия для скорейшей нормализации отношений», и Япония обязалась расширить экономическое сотрудничество с Северной Кореей после нормализации отношений. Однако Пхеньян сомневается, что нынешнее японское правительство во главе с премьер-министром Сигэру Исибой имеет достаточную общественную поддержку для нормализации дипломатических отношений. «Северная Корея будет следить за тем, как долго продержится правительство Исибы», — заявил японский ученый.

Не только в Пхеньяне, но и в других столицах мира еще с осени прошлого года стали рассматривать Исибу «хромой уткой», ибо, лишившись по итогам выборов большинства в главной палате представителей парламента, он является заложником оппозиционных партий, которые, договорившись, в любой момент могут проголосовать за вотум недоверия нынешнему правительству. Однако Исиба может сложить с себя полномочия премьер-министра и без вотума недоверия, в случае если его Либерально-демократическая партия (ЛДП) вместе с союзной партией «Комэйто» лишатся на предстоящих 20 июля парламентских выборах большинства и в верхней палате высшего законодательного органа Японии. По результатам последнего опроса «Киодо цусин», ЛДП и «Комэйто» не смогут завоевать необходимые для обеспечения большинства 50 мандатов. Как показал опрос, вероятно, результат для них будет на десять мандатов меньше.

Ныне в парламентских партиях страны уже рассматриваются различные комбинации коалиционных кабинетов министров. Однако в любом случае политический ландшафт Японии может претерпеть серьезные изменения, что, не исключено, скажется и на внешнеполитических приоритетах Страны восходящего солнца…

P. S. Республика Корея выразила протест правительству Японии из-за территориальных притязаний на острова Токто, высказанных в "Белой книге по обороне" за 2025 год. В "Белой книге", в частности, утверждается, что острова Такэсима (японское название) являются частью  территории Японии, а "территориальные вопросы, связанные с островами, остаются нерешенными".

"Правительство Республики Корея выражает решительный протест против повторного заявления Японии о несправедливых территориальных притязаниях на острова Токто и будет решительно реагировать на любые противоправные действия", – заявил официальный представитель МИД. Он назвал острова южнокорейской территорией с точки зрения истории, географии и международного права.

Другие материалы