Еврокомиссия предложила бюджет ЕС на 2025 год в 199,7 млрд евро, что на 10,3 млрд евро выше бюджета 2024 года, из них 15,2 млрд евро- на помощь Киеву и 1,8 млрд евро на военные нужды, говорится в распространенном Еврокомиссией проекте бюджета, который должны утвердить Совет ЕС и Европарламент.
Еврокомиссия предложила выделить Украине в 2025 году из бюджета 4,3 млрд евро в виде грантов и 10,9 млрд евро в виде кредитов. Помимо этого, 1,8 млрд евро (около 1,1% бюджета Евросоюза) предлагается направить на военные расходы, в том числе 1,4 млрд евро на стимулирование военной промышленности и военных исследований и 244,5 млн евро на проекты «военной мобильности», то есть по развитию транспортной системы ЕС для переброски подкреплений к границам с России.
Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен также представила свой проект очередного многолетнего бюджета Евросоюза на 2028-2034 годы, который эксперты уже назвали «несостоятельным». Согласно предложению ЕК, бюджет составит около 2 триллионов евро. Порядка 100 миллиардов евро предлагается запланировать для помощи Украине.
«Этот бюджет разрушит Евросоюз. Не думаю, что этот бюджет вообще переживет следующий год, Еврокомиссии придется или открыто эффектно отозвать его, или постепенно отступать и переписывать его. Я вижу это по реакции: европейские страны на этот раз не примут этот бюджет брюссельских бюрократов», – сказал Орбан в эфире радио Kossuth.
По его словам, у нынешнего бюджета нет четкой стратегии, единственная явная цель – принять в сообщество Украину, чего «не случится в обозримом будущем».
Орбан назвал текущий план «бюджетом безнадежности» и отметил, что около 20% из него планируется сразу направить Украине, причем еще 10-12% этого бюджета идёт на погашение процентов по ранее совместно взятым кредитам.
«Поэтому если размер бюджета увеличат на несколько процентов по сравнению с предыдущим, это будет впустую, раз 30% из этого бюджета уйдут, то увеличения будто и не было. Европейцы не будут иметь к этому никакого отношения. Им придётся платить, но они ничего не получат взамен. Вот почему все в Евросоюзе жалуются, недовольны, ворчат, кричат в зависимости от темперамента европейских стран», – отметил венгерский премьер-министр.
По мнению Орбана, главная цель Брюсселя – принять Украину в ЕС.
«У бюджета ЕС есть только одна очевидная цель: принять Украину в ЕС и эти средства направляются на Украину», – сказал он.
Он также сказал, что проблема не только в неопределённости ситуации на Украине, но и в том, что сельское хозяйство Европы несёт убытки. Орбан задал вопрос: «Что будет с фермерами, если ЕС не поддержит их в будущем?»
Депутат европарламента и немецкой партии «Альтернатива для Германии» Александр Юнгблут раскритиковал новый бюджетный план ЕС, заявив, что «никто не знает, откуда взять деньги».
«Хаос, который мы наблюдали сегодня, демонстрирует, насколько мало согласия внутри комиссии, а также между комиссией и советом. Никто не знает, откуда взять средства» – так Юнгблут прокомментировал заседание Еврокомиссии и Евросовета, на котором обсуждался бюджет.
По его словам, Еврокомиссия не смогла чётко объяснить, откуда именно поступят средства для увеличения бюджета. Евродепутат предположил, что таких данных у ЕК просто нет.
«Вы говорили о налоге на электроотходы и табак. Если это основные источники сбора средств, то я со всем оптимизмом заявляю, что ничего у вас не выйдет», – подчеркнул Юнгблут.
Депутат назвал проект бюджета и его обсуждение «какой-то шуткой». По его словам, пока ЕК не предоставит данные о среднесрочном финансовом планировании, основы для «разумных дискуссий» не будет.
«То, что мы увидели сегодня, просто ужасно», – заключил Юнгблут.
«Объявив о запланированном бюджете ЕС на 2028–2034 годы, Урсула фон дер Ляйен фактически положила начало масштабной и сложной политической борьбе за определение будущего ЕС», – пишет британская The Guardian.
«”Это бюджет в 2 трлн евро для новой эры... которая отвечает вызовам Европы и укрепляет нашу независимость», – заявила она журналистам на пресс-конференции, которая была отложена на несколько часов из-за того, что ее чиновники до ночи торговались о цифрах.
Она заявила, что эти предложения увеличат финансирование ЕС на оборону в пять раз, утроят финансирование миграции и управления границами, а также удвоят исследовательский бюджет, при этом 35% будет выделено на вопросы климата и биоразнообразия, отмечает издание.
Объясняя необходимость представления Украине 100 млрд евро, еврокомиссар по бюджету Петр Серафин назвал ее «нашим самым стратегическим партнером».
Упор на милитаризацию бюджета ЕС привел к сокращению расходов на зеленую повестку, что возмутило европейских экологистов.
«Политики и неправительственные организации, занимающиеся зелеными вопросами, с возмущением отреагировали на то, что, по всей видимости, единственный в ЕС специализированный фонд по защите природы собирается закрыть в рамках усилий по упрощению бюджета за счет радикального сокращения количества программ», – отмечает The Guardian.
Расмус Нордквист, датский депутат Европарламента от партии зеленых, заявил, что отказываться от целенаправленных исследований в интересах природы «безответственно и недальновидно, и что кризис биоразнообразия только усугубится, если не предпринять никаких действий.
Фермеры и Европейский парламент также подвергли критике план объединения знаковых политик ЕС, включая общую сельскохозяйственную политику и региональные фонды, в один котел с меньшим количеством целевых программ.
Фермерская группа Copa-Cogeca, организовавшая небольшую, но шумную демонстрацию возле штаб-квартиры Еврокомиссии, заявила, что «подрывается и разрушается сама основа европейской сельскохозяйственной политики, и это событие может войти в историю как «черная среда» в Брюсселе».
Страны – доноры евробюджета, жестко выступили против предложений Урсулы фон дер Ляйен.
«Министр финансов Нидерландов Элко Хайнен заявил, что предложенный бюджет слишком велик, а Швеция заявила: “Мы не решим проблемы ЕС с помощью большего бюджета”.
Германия настаивает на том, что бюджет не должен быть увеличен, а Франция сталкивается с внутренними бюджетными ограничениями, которые могут дестабилизировать правительство», – отмечает The Guardian.
Однако в Брюсселе стоят на своем: больше расходов на вооружения, в частности для Украины, а фермеры и зеленые должны быть довольны и тем, что им вообще что-то дают.
В мозговом центре Евросоюза, Bruegel Institute, считают, что «сопротивление правительств нескольких стран ЕС даже этому незначительному увеличению [бюджета] вызывает удивление».
Аналитики Bruegel Institute, которые, собственного говоря, и разрабатывали милитаристский проект бюджета ЕС, одобряют, что «ассигнования на сельское хозяйство и политику сплочения сократятся в относительном выражении» и что «оборона и энергетическая взаимосвязанность также получат больше финансирования, как и “глобальные действия” (внешние расходы)».
«Эти изменения позитивны, но недостаточны», – считают планировщики милитаристской стратегии Евросоюза, настаивая на дальнейшем увеличении военных расходов.
А как же фермеры?
«Наше исследование показывает, что прямые субсидии на доходы фермеров не имеют четкого европейского обоснования. Эти выплаты не способствуют продовольственной безопасности и служат главным образом социальной политике. Существующие методы ведения сельского хозяйства также наносят вред окружающей среде, включая биоразнообразие», – указывают в Bruegel Institute, что, впрочем, не удивляет.
Вымирание европейских фермеров уменьшит число европейских коров, выделяющих углеродный след, а население Европы брюссельские бюрократы будут кормить бифштексами из мух и червяков.
Милитаристский угар Брюсселя представляет собой нешуточную опасность не только для России, против которой и собрались в поход брюссельские «мальбруки», но и для самой европейской цивилизации.