Воздушное пространство Латвии в районе восточной границы будет закрыто с 11 сентября в 18.00 до 18 сентября с возможностью продления, сообщил министр обороны Андрис Спрудс на пресс-конференции, посвященной ситуации в воздушном пространстве Латвии.
Таким образом Спрудс решил подхватить эстафету у президента Латвии Эдгара Ринкевича, заявившего, что Латвия будет принимать меры против дронов.
Вместе с тем уже более 5 лет обсуждается возможность установления прямой связи между Ригой и Москвой относительно предупреждения инцидентов с дронами. Инициатором подобной идеи является российская сторона, а Латвия уже неоднократно отвергла эту идею.
Что уже приводит к конфузам. Так, в 2023 году осенью латвийский дрон во время латвийских учений вблизи с российской границей потерял управление и улетел на российскую территорию. Латвийские военные поначалу пытались скрыть инцидент, но Спрудс дал команду сообщить российской стороне.
И вот тут началось. Полдня Минобороны согласовывало вопрос с МИД Латвии. Латвийское внешнеполитическое ведомство нехотя согласилось быть посредником и сообщило по дипломатическим каналам российской стороне. Вся бюрократия длилась около суток.
Это при том, что Минобороны Латвии могло бы давно установить прямую связь с российским оборонным ведомством по примеру того, как взаимодействуют российские и американские военные.
«В самом Министерстве обороны Латвии есть люди, которые выступают за установление прямой связи с Москвой. Но Спрудс совсем не способен принимать политические решения. Он боится коллег по партии "Прогрессивные", которые его захейтят за контакты с Россией», – ответил в разговоре со мной представитель латвийского Земессардзе (официальное ополчение при Минобороны Латвии. – Прим. ред.).
Любопытно, что некогда Спрудс был человеком, который охотно занимался российской проблематикой и поддерживал контакты в России. Однако нынешнее развитие ситуации в Латвии и на Западе подталкивает Спрудса плыть в общем антироссийском мейнстриме.
«Если Спрудс получит команду из посольства США, к мнению которого он прислушивается, то он наладит прямые контакты с Россией по поводу предотвращения инцидентов с дронами», – отметил в разговоре со мной его коллега по Латвийскому университету (Спрудс долгие годы работал в академической среде. – Прим. ред.).
Существует ещё иная причина наладить взаимодействие Латвии и России по поводу дронов. Дело в том, что в Латвии осела многочисленная украинская диаспора. Среди которой есть и экстремисты из запрещённых в России террористических украинских организаций.
Так вот, украинские террористы вполне могут организовать запуск дронов с территории приграничной Латгалии по объектам в России. Попытавшись тем самым спровоцировать конфликт между Россией и НАТО. Вот тут бы пригодилась давно предлагаемая Москвой прямая связь между министерствами обороны. Так как в кризисной ситуации надеяться на тихоходный латвийский МИД не приходится.
Однако Спрудс пока не готов к подобным подвижкам. Предпочитая нагнетать антидроновую истерию и на показ закрывая воздушное пространство на восточной границе Латвии.