Электромобили на автобанах

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Увеличим производство за 10 лет в 400 раз!» Это не лозунг первых сталинских пятилеток, это – задание по увеличению производства электромобилей, выданное немецким автомобилестроителям правительством Ангелы Меркель.

Для справки: по состоянию на 1 января текущего года, автомобильный парк в Германии насчитывал 42, 3 млн. автомобилей, из них 30,5 миллиона с двигателем внутреннего сгорания, 11,3 – с дизелем, 400 тысяч используют сжиженный газ, 71,5 тыс. – природный газ, 37 тысяч с гибридным двигателем и лишь 2,3 тысячи – электромобили (1). По замыслу правительства  к 2019 году количество электромобилей должно подняться до миллиона. Еще в 2007 году в Германии была принята «Интегрированная энергетическая и климатическая программа», один из разделов которой касается электромобилей. В августе 2009 года в рамках второго конъюнктурного пакета правительство утвердило «Национальный план федерального правительства по развитию электромобилестроения».

В выступлениях представителей немецкого правительства нередко звучит мотив престижа: Германия «обязана превратиться в ведущий мировой рынок электромобилей и утвердить свое лидерство в науке, а также в производстве электромобилей» (2). Проскальзывают и нотки уязвленной национальной гордости: неужели родина автомобилей уступит лидерство каким-то выскочкам? Все электромобили, проданные в Германии в текущем году, были импортными. США, Япония, Корея, Китай и Франция начали заниматься электромобилями раньше и отнеслись к перспективной отрасли автомобилестроения вполне основательно. Например, в 2010-2011 годы США выделили 4 млрд. долларов только на разработку аккумуляторов. К тому же для Германии автомобили традиционно являются важнейшей статьей экспорта. Немцы славятся в первую очередь машинами бизнес- и премиум-класса, но отдавать новую отрасль автомобилестроения на откуп конкурентам они не хотят.

В качестве важнейшей причины, побуждающей правительства многих стран стимулировать развитие электромобилей, обычно фигурирует забота о снижении выбросов углекислого газа. В этом пункте немецкая позиция полностью соответствует установкам Еврокомиссии. В марте с.г. в рамках определения перспектив развития ЕС к 2050 году Еврокомиссия сформулировала цель сократить выбросы углекислого газа на 80-95% (3). Автомобильный транспорт, преимущественно использующий в качестве топлива бензин, в среднем по ЕС дает 21% выбросов углекислого газа.

Еврокомиссия наметила снизить зависимость стран Европы от импорта ископаемых энергоносителей. А.Меркель без колебаний воспользовалась старым лозунгом «зеленых» активистов «Прочь от нефти!».Вопрос в том, из каких источников будет получена электроэнергия для аккумуляторов электромобилей. Использование электричества взамен бензина приводит к увеличению нагрузки на электростанции, включая атомные и угольные, вызывающие наибольшую критику со стороны защитников окружающей среды. Рост потребностей в электроэнергии, обусловленный электромобилизацией, можно компенсировать наращиванием мощности экологически приемлемых газовых станций. Значит, придется увеличивать импорт природного газа. Может быть, из России, которая сейчас поставляет примерно треть потребляемого немцами газа? Инфраструктура готова: с сентября 2011 года заработает первая нитка газопровода «Северный поток», а транзитный потенциал Украины и Белоруссии не снизился. Почему же новый федеральный министр экономики Филипп Рёслер, недавно посетивший Москву, признавая, что в ближайшие годы в Германии будут строиться новые газовые электростанции, обошёл стороной наращивание импорта газа из России? Рёслер понимает, что такое заявление обрушило бы на его голову лавину упреков в «расколе единой энергетической политики Евросоюза»: с точки зрения Брюсселя зависимость от русского газа – для Европы угроза пострашнее Фукусимы. Симптоматично, что американский журнал Foreign Policy увязывает решение Германии о закрытии своих АЭС с оживлением проекта строительства газопровода Набукко (4).

Увеличение доли газа в структуре производства электроэнергии - следствие отказа Германии от атомной энергетики. Подчеркивая революционный характер грядущих изменений, немцы говорят о переломе в энергетической политике (Energiewende). Wende – так 20 лет назад называли события, предшествовавшие объединению Германии. С недавних пор во всенародную борьбу за новую энергетику включились и немецкие автомобилестроительные компании. Они становятся акционерами альтернативной энергетики, чтобы продемонстрировать миру (точнее, потенциальным покупателям их продукции) безупречность электромобилей с экологической точки зрения. Audi уже является акционером нескольких офшорных ветропарков; BWM, Daimler и Volkswagen пока ограничиваются заявлениями о намерении освоить эту сферу инвестиционной деятельности. Volkswagen с 2009 года совместно с одной из компаний по выработке экологичной энергии ведет проект, нацеленный на использование электромобилями энергии мини-генераторов, расположенных в жилых домах (5).

Оптимисты надеялись, что серийный выпуск электромобилей начнется в 2011 году. Однако на сегодняшний день компания BMW, которая первой с 2008 года запустила специальную программу по электромобилям, обещает приступить к серийному выпуску только через год. Фирма Daimler испытывает «второе поколение» E-Smart (первое поколение так и не вышло из испытательной стадии), а с прошлого сентября занимается малосерийным выпуском электрической версии одной из своих моделей. Audi намерена в этом году представить одну новую версию автомобиля с гибридным приводом (строго говоря, такие модели не относятся к электромобилям), а в течение 2012 года завершить разработку электрического варианта спортивного кара. Через год производство наладят в Лейпциге, в новом сборочном цехе, строительство которого обошлось компании в 400 миллионов евро.

Немецкие компании едины в том, что без государственной поддержки добиться прорыва нереально: к 2020 году количество электромобилей в лучшем случае достигнет 450 тысяч. Возможно, автомобилестроители лукавят, лоббируя увеличение финансирования и премии за покупку электромобиля как способ стимулирования потребителей. Однако министр транспорта Германии говорит, что страны, столь явно нарушающие рыночные законы, «скоро выдохнутся». Что ж, если он прав, то немцы непременно обгонят своих конкурентов: ведь премии выплачивают во Франции, в Испании, США, Канаде, планируют в Великобритании…

Пока германское государство концентрирует финансовую помощь на научных исследованиях (за 2009–2010 годы выделено полмиллиарда евро, на три предстоящих года - еще 2 миллиарда) и сулит хозяевам электромобилей иные льготы. В частности, для них предусмотрены такие меры, как удвоение срока освобождения от уплаты автомобильного налога (до 10 лет), бесплатные парковки и разрешение пользоваться полосами для общественного транспорта. Больших усилий со стороны государства требует создание инфраструктуры. Под соответствующую региональную программу, рассчитанную на три года в 8 «модельных регионах», выделено 130 миллионов евро. А если на ближайших выборах в бундестаг в числе победителей окажется партия «зеленых» (опросы общественного мнения подтверждают такую возможность), не исключено, что и Германия все-таки станет выдавать премии. Во всяком случае, сейчас глава парламентской фракции «зеленых» агитирует введение на ближайший двухгодичный период выплат в размере 5 тысяч евро.

Согласно опросам, 2/3 населения Германии готовы пересесть за руль электромобиля, но при соблюдении двух условий: доступная цена и 300 км пробега без дозарядки аккумулятора. Пока ценовая проблема далека от разрешения. Приукрашивая действительность, близкая к правительственным кругам газета Frankfurter Allgemeine оценивает разницу в цене между электромобилем и автомобилем в 4-9 тысяч евро. А шеф компании Daimler Дитер Цетше приводит цифру 11 тысяч, предсказывая, что и в 2020 году электромобили будут на 5 тысяч евро дороже автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Настойчивость правительства ФРГ в деле развития электромобилестроения - ещё один показатель того, что в развитых странах вмешательство государства в экономику растёт на глазах…

____________________________________________

(1) Kraftfahrt-Bundesamt, Stand 01.01.2011.

(2)Nationaler Entwicklungsplan Elektromobilität der Bundesregierung. http://www.bmwi.de, 19.08.2009.

(3) Roadmap for moving to a competitive low-carbon economy in 2050. http://ec.europa.eu/clima/policies/roadmap/index_en.htm

(4) http://www.1news.az/economy/oil_n_gas/20110602083638590.html

(5)Ein Mini-Kraftwerk für jedes Wohnhaus // PR online, 06.09.2009.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы