Россия – ЕС: сомнительное партнёрство двадцать лет спустя

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Подписанная двадцать лет назад в Брюсселе Совместная политическая декларация о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом имела для своего времени большое значение. Этот документ заложил основы дальнейшего развития отношений Москвы и Брюсселя по ключевым вопросам общеевропейской безопасности, сотрудничества и развития. В следующем 1994 году стороны подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое вступило в силу 1 декабря 1997 года и было рассчитано на десять лет. А вот новый документ, который мог бы сделать Россию и ЕС стратегическими партнёрами, сторонам не удаётся подписать уже шесть лет…

Авторы Соглашения о партнерстве и сотрудничестве словно предвидели грядущие осложнения во взаимоотношениях сторон: они заложили в него механизм ежегодного автоматического продления. Благодаря этому отношения Москвы и Брюсселя формально сохраняют правовую основу, хотя срок действия СПС истек ещё в 2007 году.

Все последние годы участники переговоров заявляют о необходимости заключения между Россией и Евросоюзом всеобъемлющего Базового договора о стратегическом партнёрстве. Однако с такой же регулярностью каждый очерёдной саммит Россия-ЕС вновь и вновь по инициативе Брюсселя откладывает решение данной задачи.

В 2001 году тогдашний председатель Еврокомиссии Романо Проди на саммите ЕС-Россия предложил создать Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП) с участием как стран-членов Евросоюза, так и России. Предполагалось, что его фундаментом станет создание между Россией и ЕС зоны свободной торговли. Соответствующее предложение фигурировало еще в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года. Однако ни зону свободной торговли, ни тем более ОЕЭП создать не удалось. 

Тот же тупик возник и по другому ключевому вопросу отношений Москвы и Брюсселя – созданию безвизового режима. Совет ЕС ещё в сентябре 2002 года поставил вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений в качестве «долгосрочной перспективы». Затем в 2003 году тот же Романо Проди заявил, что действующая система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза может быть ликвидирована «в течение ближайших пяти лет». С тех пор право безвизового въезда в Евросоюз получили даже граждане беспокойных балканских стран, включая жителей Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии и находящейся под жёстким прессингом Брюсселя Сербии. А на россиян по-прежнему распространяются все визовые процедуры. Постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов считает, что в этом вопросе «продолжать говорить о долгосрочной перспективе как-то даже становится неприлично».

Такое «неприличие» характеризует отношения России и Евросоюза во многих областях. В последние годы отношения осложнились. Многие действия Брюсселя направлены не столько на расширение партнёрства с Россией, сколько на её выдавливание из Европы, создание на её рубежах пояса буферных государств. Роль подобного буфера отводится республикам бывшего СССР, объединенным в программу ЕС «Восточное партнерство», в первую очередь – Украине. Несмотря на провал Вильнюсского саммита, Брюссель сделал ставку на то, чтобы любой ценой заставить Киев подписать Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом – и сделать это, невзирая на многомиллиардные финансово-экономические потери, которые понесёт в таком случае украинская экономика, тесно связанная с экономикой РФ.

По сути дела, Запад проводит в отношении Украины и других стран Восточной Европы подрывную политику. Это лучше других понимают те, кто, как Египет или Турция, испытал на себе в уходящем году удары организованной внешними силами антиправительственной уличной стихии.  Обозреватель турецкого издания Yeni Safak Ибрагим Карагюль проводит, например, аналогию: «Тахрир – Таксим – Киев. Есть Германия, есть Франция, есть другие европейские страны. Это они решают, сколько осталось жить властям Украины, это они угрожают, они наказывают», - подчёркивает турецкий эксперт. 

Естественно, что говорить в таких условиях о развитии отношений ЕС и России в экономической области вряд ли приходится. Взять, например, такую область, как энергетическое сотрудничество. Вот данные Еврокомиссии о доле российского газа в структуре национального потребления стран-членов ЕС: Эстония, Финляндия, Латвия, Литва - 100%, Словакия - 98%, Болгария - 92%, Чехия - 78%, Греция - 76%, Венгрия - 60%, Словения - 52%, Австрия - 49%, Польша - 48%, Германия - 36%, Италия - 27%, Румыния - 27%, Франция - 14%, Бельгия - 5%. Зависимость Евросоюза в целом от поставок газа из России оценивается Брюсселем в 39%. Кроме того, страны Евросоюза закупают у России около 33% импортируемой ими нефти.

Однако вместо того, чтобы наращивать сотрудничество, снимать существующие барьеры, оказывать поддержку российским проектам, включая газопровод «Южный поток», Еврокомиссия выдвигает требования в противоположном духе, добиваясь присоединения России к так называемому «Третьему энергетическому пакету», который предусматривает фактический отказ российской стороны от участия в проектах по доставке и распределению российского газа в странах ЕС, разделяет добычу и транспортировку энергоресурсов, то есть разрушает существующие механизмы взаимодействия ЕС и России в энергетической области. 

К двадцатилетней годовщине противоречивого  «партнёрства» России и ЕС с симптоматичным заявлением выступил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. По его данным, потребности Евросоюза в природном газе составляют 500-525 млрд кубометров в год, притом, что масштабная добыча газа в Европе осуществляется только в Норвегии, не входящей в Евросоюз. Именно поэтому, по словам министра, «российский проект «Южный поток» важен для Европы с точки зрения безопасности поставок газа». «Мы считаем правильным облегчить в этом плане работу российской стороны», - подчеркивает Танер Йылдыз. К сожалению, руководство Евросоюза подобного здравого смысла лишено.

К слову, недавно официальное статистическое агентство Евросоюза Eurostat обнародовало собственные данные по динамике изменения цен на газ в Европе. Из них следует, что во второй половине 2012 года цены на газ в странах ЕС выросли на 10,3%, и эта тенденция имеет все шансы сохраниться на ближайшие годы. Так что проблема удовлетворения растущих потребностей Евросоюза в энергосырье со временем будет стоять ещё более остро.