«Американские и европейские лидеры не сумели превратить Украину в оплот Запада на российских границах…»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С этого месяца «в верхах» Европейского союза меняются ключевые фигуры. На пост нового верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности с 1 ноября уже заступила итальянка Федерика Могерини. В отличие от своей предшественницы британской баронессы Кэтрин Эштон она имеет опыт руководства внешнеполитическим ведомством своей собственной страны. А потому от Могерини можно ожидать более взвешенного и продуманного курса, в частности по вопросам взаимодействия с Россией, а также по балканским и другим актуальным региональным проблемам. Разумеется, при условии хотя бы относительного дистанцирования от указаний из-за океана.

Федерика Могерини уже объявила своей «основной личной задачей» выстраивание диалога между Украиной и Россией. По ее собственному признанию, ключевым приоритетом в усилиях на новой должности станет урегулирование кризиса вокруг Украины, в том числе по линии взаимоотношений в треугольнике Брюссель-Киев-Москва. Она уже пообещала «поддерживать усилия» по «выстраиванию» диалога между Украиной и Россией. «Италия взяла на себя такое обязательство», и это «будет моей основной личной задачей», подчеркнула госпожа Могерини. [1]

Решить данную задачу, мягко говоря, будет непросто. Слишком много проблем «наслоилось» в последние месяцы на украинскую проблему. И одной из них остается «санкционная война». Как известно, санкции легче ввести, чем отменить, и потому сегодня Евросоюз остается в заложниках своих собственных поспешных и необъективных решений, во многом продиктованных Вашингтоном. Политическая и экономическая контрпродуктивность санкций очевидна особенно тем странам, которые традиционно развивают взаимовыгодные отношения с Россией, включая Италию. Эта страна в настоящее время председательствует в Евросоюзе, и именно итальянское руководство в последние недели предприняло определенные усилия в целях вывода взаимоотношений России и ЕС из санкционного тупика. Премьер-министр Италии Маттео Ренци в ходе состоявшегося на минувшей неделе саммита ЕС прямо поставил вопрос о незамедлительном смягчении антироссийских санкций. [2] Однако против выступили Польша, Швеция и страны Балтии, и, казалось бы, напрашивающееся решение принято не было.

Насколько велики шансы на то, что Италии и ее единомышленникам в ЕС удастся преодолеть сопротивление антироссийских сил? Ответ на этот вопрос зависит от влиятельности данного лагеря. По информации источников в Брюсселе, в него, помимо Италии, входят Финляндия, Австрия, Болгария, Словакия, Греция, Кипр, Люксембург. Стоит добавить сюда и Венгрию, а также, возможно, еще несколько государств. Говоря о позициях этих стран внутри ЕС, следует учитывать не только политическое влияние, но и их экономическую силу. Это относится к способности того или иного государства не только проводить более активную и независимую внешнюю политику, но и более решительно отстаивать собственные экономические интересы.

Формально введенные Евросоюзом антироссийские санкции действуют до 15 марта 2015 года. Чтобы отменить их или хотя бы ослабить, нужно, чтобы Евросоюз переосмыслил собственные интересы. А здесь политика и экономика переплетаются как нельзя более тесно. Европейский бизнес реально заинтересован в углублении взаимодействия с Россией, но одновременно нуждается в поддержке со стороны политиков.

А о том, что санкции могут сниматься весьма и весьма долго, свидетельствует заявление, обнародованное на днях все тем же Евросоюзом, об отмене санкций, введенных против покойного экс-президента Сербии и Югославии Слободана Милошевича. [3] Милошевич был отстранен от власти в 2000 году и скончался в камере предварительного заключения Гаагского трибунала в 2006 году. И вот все последующие годы введенные против него санкции продолжали действовать. Что и говорить – до абсурда сильна инерция в брюссельских коридорах Евросоюза. Вот только платят за нее реальными социально-экономическими потерями конкретные страны, и без того истощенные финансовым кризисом, «завезенным», к слову, все из-за того же океана…

При этом европейские политики вынуждены действовать в условиях медленно, но неуклонно ухудшающейся финансово-экономической ситуации у себя дома. Обнародованный 4 ноября новый экономический прогноз для ЕС в очередной раз ухудшил перспективы. Теперь рост по итогам 2014 года ожидается в 0,8% в отличие от 1,2%, прогнозировавшихся весной. Для еврозоны коррекция роста в худшую сторону еще более значительная – с 1,7% до 1,1%, причем это касается уже следующего 2015 года. Ситуация в зоне евро остается «предельно хрупкой», признала в этой связи канцлер Германии Ангела Меркель. А ведущий аналитик компании CMC Markets в Сиднее Рик Спунер считает, что «ухудшение прогнозов для еврозоны», в свою очередь, окажет негативное влияние на глобальные экономические тенденции. [4]

Примечательно, что в самих США весьма авторитетные фигуры в данных обстоятельствах прямо заявляют об ошибочности и опасности антироссийского курса, проводимого администрацией Барака Обамы и навязываемого Белым домом Евросоюзу. Украинский кризис показывает, что «реальная политика» по-прежнему актуальна и «игнорировать ее рискованно», убежден один из ведущих американских экспертов в области геополитики Джон Миршаймер. Он указывает, что «американские и европейские лидеры не сумели превратить Украину в оплот Запада на российских границах. Теперь, когда последствия этой непродуманной политики очевидны, продолжать ее будет еще большей ошибкой». [5]

Одним из последствий нынешних геополитических процессов в Евросоюзе может стать рост популярности других интеграционных процессов на евразийском пространстве, в том числе тех, в которых могут принять активное участие Сербия, Турция и другие государства, находящиеся на длинном «листе ожидания» ЕС. Эксперт турецкого издания DUNYA Осман Ата Атач подчеркивает происходящий в настоящее время «быстрый рост Шанхайской организации сотрудничества» и напоминает о заявлении, озвученном в январе текущего года тогда премьером, а ныне президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Турецкий лидер считает, что его страна может отказаться от желания войти в ЕС ради присоединения к «шанхайской пятерке». [6] А это, в свою очередь, способно создать кардинально новую ситуацию в мире, в которой Евросоюзу может уже не найтись достойного места.

Примечания:

[1] ТАСС 29.10.2014 13:20
[2] ИНТЕРФАКС 28.10.2014 09:29
[3] РИА НОВОСТИ 28/10/14 13:49 28.10.2014 13:49
[4] AP 050702 GMT Nov 14