В Польше позволяют издеваться над памятью о Холокосте

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Обращение польских властей с памятниками, посвящёнными трагической эпохе Второй мировой войны, преступает грань элементарных этических норм. Центр Симона Визенталя и израильский Центр организаций лиц, переживших Холокост, обратились к президенту Польши Анджею Дуде за разъяснением по поводу скандального арт-проекта Артура Жмиевского. Речь идёт о видеоролике «Игра в салки», на котором голые смеющиеся люди предаются всевозможным развлечениям в  газовой камере.

«Произведение искусства» известного польского художника имеет скандальную историю. В 2011 году оно было включено в экспозицию проходившей в Берлине выставки «Германия и Польша: соседи рядом» (Deutschland und Polen: Tür an Tür), но через месяц пропало из экспозиции без каких бы то ни было разъяснений.  В 2015 г. это «произведение», выставленное в художественном музее Тарту (Эстония), было изъято из временной экспозиции после протестов еврейских общин эстонского музея видео … но через полгода оно появилось в Музее современного искусства Кракова на выставке «Польша – Израиль – Германия. Опыт Освенцима».  Вновь последовали протесты еврейских организаций, не оценивших творческого полёта польского авангардиста. Иерусалимский мемориал «Яд Вашем», который бережно хранит память о трагедии еврейского народа, посольство Израиля (которое было, ко всему прочему, спонсором краковской выставки) и еврейская община Польши потребовали изъять ролик. Музейные власти ролик изъяли… но, вспомнив вдруг о свободе творчества, вернули.

Нынешнее обращение к президенту Польши связано с выяснением обстоятельств создания арт-проекта: как оказалось, он был снят в настоящей газовой камере, на территории бывшего лагеря смерти Штутхофа. В 1939-1945 годах здесь в окрестностях Гданьска (Данциг) располагался лагерь интернированных (не об этом ли лагере писал в своих мемуарах лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс, чьи близкие в начале войны были отправлены в лагерь для «перевоспитания»?), а с октября 1941 г. лагерь был передан в управление гестапо. С января 1942 г. у Штутхофа был статус концентрационного лагеря 1 ступени (по нацистской классификации, это самая «лёгкая» ступень, такой же статус имели лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-1).

Штутхоф известен тем, что, как выяснилось на Нюрнбергском процессе, здесь было налажено производство мыла из трупов заключённых. Известно также, что в этом лагере подручными эсэсовских палачей были украинские бандеровцы из «вспомогательной полиции». Газовая камера была устроена в лагере весной 1944 г. Лагерь был освобождён в мае 1945 г. 48-й армией 3-го Белорусского фронта. С 1962 г. на территории бывшего лагеря работает музей. Еврейские организации запрашивают президента Польши о том, на каких условиях администрация музея дала разрешение Жмиевскому. Существуют ли на территории музейного комплекса правила относительно проведения съёмок, проводилась ли проверка в отношении проекта Жмиевского?

Решимость еврейских организаций привлечь внимание к циничной «художественной» провокации, устроенной в Польше, представляется тем более своевременной, что в этой стране происходит массовое уничтожение памятников и мемориальных знаков, посвящённых эпопее освобождения от немецкого фашизма. При этом еврейские организации, протестующие против глумления над памятью замученных в Штутхофе,  поставлены в такое положение, что им приходится апеллировать не к общим всему человеческому роду понятиям добра и зла, а к формальным условиям выдачи разрешений на съёмку скабрезного сюжета в газовой камере.

Вызывает острое сожаление тот факт, что демонстрация «произведений» Жмиевского не повлекла каких-либо протестов общественности в самой Польше. Память о Второй мировой войне нынешние польские власти связывают в первую очередь с героизмом поляков. В частности, 1 декабря Анджей Дуда на церемонии по поводу 75-летия со дня образования организации «Жегота» (Совет помощи евреям) наградил поляков, участвовавших в спасении евреев. Данные о масштабах деятельности Жеготы разнятся: от 8,5 до 28 тысяч спасённых жизней. В то же время в одном только лагере Штутхоф погибли 65 тыс. человек.

Поразительно и то, что ситуация вокруг скандального ролика не комментируется немецкой прессой, которая обычно весьма чувствительна к вопросам сохранения памяти о Холокосте. При этом Артур Жмиевский – фигура, достаточно хорошо известная в Германии. В 2012 году он был куратором организованного в Берлине 7-го бьеннале современного искусства. В числе прочего во время того бьеннале демонстрировался ролик о захвате группой украинских хулиганок-эксгибиционисток FEMEN колокольни собора Святой Софии в Киеве.