Святой Кирилл Туровский – русский Златоуст

Святой Кирилл Туровский – русский Златоуст

От Турова до Владимира-на-Клязьме, Москвы и Вильно

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Епископ Туровский Кирилл, пользующийся заслуженным почётом в современной Беларуси, может по праву считаться самым плодовитым духовным писателем древней Руси. Недалеко от здания Национальной библиотеки в Минске проходит улица, названная в его честь, его имя носит православная духовная академия в Минске. 

О жизни святого Кирилла сохранились лишь краткие сведения в церковном поучении на день его памяти (Проложное житие, 28 апреля по церковному календарю, 11 мая по гражданскому). Родился он в начале XII в. в городе Турове, в «Рустей стране», как сообщает Житие, от богатых родителей. 

С раннего возраста будущий святитель полюбил чтение духовных книг и, достигнув совершеннолетия, избрал путь иноческой жизни в посте и молитве. Он быстро приобрёл уважение среди братии и стал игуменом (настоятелем) Никольского монастыря в Турове (в рукописной копии его молитв, обнаруженной в Почаеве, он назван иноком Никольского монастыря). Вполне возможно, что за словами Жития о научении иноков преимущественно послушанию стоит указание на поддержку им студийского монашеского устава (общежительного) в обители святого Кирилла. Туровский игумен стремился к достижению духовных высот более чем к продвижению по иерархии, поэтому и удалился в затвор по примеру древних монахов-столпников. В уединении он продолжал литературные занятия, питая душу богомыслием. Подвижническая жизнь Кирилла снискала ему уважение, он «был славным по всей стране той», сообщает Житие. «Князь и людие» избрали его на епископское служение, а Киевский митрополит посвяти на Туровскую кафедру. Это было, вероятно, в 1161 г. 

В качестве епископа святой Кирилл принимал участие в крупных событиях, волновавших Русскую Церковь того времени. Во-первых, это был спор о соблюдении постов в великие церковные праздники, если они приходятся на среду и пятницу. Дело началось с того, что в 1157 г. из Ростова прогнали епископа Нестора (грека) за его попытку утвердить более строгую греческую практику пощения. В 1164 г. сохранение поста в среду и пятницу даже на великие Господские праздники отстаивал преемник Нестора – епископ Леон. В 1168 г. спор разгорелся уже в Киеве: за сопротивление греческой практике был отрешён киево-печерский игумен Поликарп. Во-вторых, владимирский князь Андрей Боголюбский решился установить в своём стольном городе особую митрополию, для чего нашёлся кандидат – Ростовский епископ, постриженик киево-печерского монастыря Федор. Дело «Федорца», как его уничижительно называли, привело к нескольким судебным разбирательствам во Владимире, Константинополе и Киеве, в результате чего в 1169 г. он был осуждён за жестокости при управлении Ростовской епархией и наказан смертной казнью. Об участии в этих событиях святого Кирилла Туровского в Житии говорится кратко: «еретика» Федорца обличил и проклял, а Андрею Боголюбскому много посланий написал. На основании этих немногих слов можно предполагать, что святитель туровский был на соборе в Киеве, где разбиралось дело епископа Федора, и выступил там с обличениями. Доверительное отношение Боголюбского к святому Кириллу сложилось тогда, когда Андрей был недолго туровским князем (1151 г.).

Гораздо большее значение имеют литературные труды святого Кирилла, написанные им как до, так и после принятия епископского сана. Они сохранились во многих списках и были широко известны на Руси. «Радуйся, святителю честный и учителю наш, другий Златоуст, иже нам в Руси паче всех воссия», – говорится об этом в его Житии. 

Не все приписываемые святителю сочинения считаются бесспорными. Среди последних – 39 молитв и канонов, 25 проповедей и размышлений (притчи), 4 аскетических поучения и послания (монахам и священникам). Мы можем предположить, что святой Кирилл первым на Руси предпринял попытку составить круг церковных поучений на воскресные и праздничные дни года. Образцом для него мог послужить греческий «Торжественник». Впоследствии такие сборники поучений стали известны как «Евангелие Учительное». Писал святой Кирилл и жития святых, которые могли войти в состав кратких житийных поучений славянского Пролога. Литературные труды святого производили сильное впечатление на современников и потомков. Покаянный канон по главам азбуки, известный в настоящее время как канон Молебный, согласно свидетельству Жития, читали все «верные рустии людие».

Тема святости, избранности и единства Русской земли представлена в каноне святого Кирилла, посвящённом памяти княгини Ольги. Здесь она именуется «преславной», «досточудной», «матерью князей русских». «Духовно возвеселитесь, рустии вси концы, память чтуще Ольги богомудрыя»; «Рускому языку, Плесковской стране, богоизбранному от варяг княжьскому племени праматери наречеся Ольга»; «Закон Христов ты приобрела своим учителем, который просветил землю Рускую» — восклицает туровский святитель. При этом он обращается к блаженной Ольге, чтобы она испросила у Бога «мир неподвижим» для князей и защиту от нападений кочевников («поганых»).

Просиявший во всех концах Русской земли Кирилл был погребён в своем родном городе около 1190 г.

Удельный Туров постепенно приходил в упадок, в политическом и хозяйственном отношении стал возвышаться соседний Пинск. Вместе с этим стиралась и затуманивалась память о туровском святителе на землях западной Руси. Однако в восточной Руси память о нём сохранялась, в первую очередь, во Владимире-на-Клязьме, где хранились его послания и произведения, отправленные князю Андрею Боголюбскому. Здесь же в первой половине XIII в. было написано Житие святителя Кирилла, сохранившее для потомков хоть и немногие, но возвышенные черты его облика. В XVI в. многие духовные сочинения туровского епископа были собраны в Московской земле, в Иосифо-Волоколамском монастыре. А в Вильно отдельные его труды выходили в составе сборников поучений и молитв.

С середины XIX в. интерес к личности и творениям святителя Кирилла Туровского значительно возрос благодаря исследованиям церковных историков архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова), епископа Минского и Туровского Евгения (Шерешилова), академиков М.И. Сухомлинова и Н.К. Никольского. В Беларуси в последнее время исследованиями жизни и трудов святителя занимались филологи А.А. Мельников и Л.В. Левшун, агиограф священник Георгий Соколов. Благодаря усилиям учёных имя святого Кирилла Туровского стало широко известным, прочно вошло в белорусские учебники.

Хотя жизнь святителя Кирилла прошла на белорусской земле, его труды имели значение для всей Руси, большая их часть сохранилась во Владимирской Руси, здесь же было написано и его первое житие. Труды святого Кирилла из Турова остаются нашим общим духовным наследием.