«Надо лечить не коронавирус, а государство!»

«Надо лечить не коронавирус, а государство!»

Как итогом длительных массовых беспорядков стал паралич органов власти

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

25 октября в Багдаде, Басре и некоторых других городах страны прошли массовые демонстрации, посвящённые годовщине начала протестов 2019 года. За год столкновений сотни иракцев были убиты, десятки тысяч ранены. Итогом длительных массовых беспорядков стало падение правительства и паралич органов власти.

Не обошлось без пострадавших и на этот раз. Только в Багдаде не менее 33 протестующих были ранены в столкновениях с силовиками, ранения получили 11 сотрудников сил безопасности. По заявлениям митингующих, марш носил мирный характер, пока не появилась полиция, которая попыталась разогнать собравшихся с применением спецсредств. Премьер-министр М. аль-Казыми заявил при этом, что «обязанность сил безопасности – защищать демонстрантов».

Глава правительства резонно опасается, что размах протестов может выйти на прошлогодний уровень и тогда взорвётся всё. Несмотря на все обещания властей, в жизни граждан не видно перемен к лучшему. И людей больше не убеждают те доводы, что раньше все ресурсы направлялись на борьбу с запрещённым в России «Исламским государством»*, а теперь они уходят на борьбу с «пандемией». На одном из плакатов, который несли на демонстрации медики, было написано: «Надо лечить не коронавирус, а государство!»

Государство, располагающее гигантскими углеводородными ресурсами, вынуждено просить милостыню. Серия конференций стран-доноров (по Ираку) закончилась безрезультатно. На последней из них, в феврале 2018 г., суммарная обещанная помощь составила лишь немногим более 5 млрд долларов и то в форме целевых кредитов на гуманитарную помощь миллионам детей-беженцев и реконструкцию школ и больниц. Тогда как на восстановление одной только разрушенной базовой инфраструктуры нужно не меньше 88 млрд долларов.

Богатейшие арабские монархии ограничились протоколами о намерениях, чем снова подтвердили, что «единство арабской нации» – миф и вся политика сводится к принципу «падающего – толкни». 90 процентов помощи для реконструкции Ирака предоставили только десять стран; в десятку входят страны ЕС (тогда ещё с учетом Великобритании), Турция и Япония.

Недавние переговоры в Вашингтоне показали, что на американскую помощь в Багдаде тоже могут не рассчитывать. Ирак вообще выпал из приоритетов политики США, по крайней мере до прояснения итогов президентских выборов в Америке. Угрозы Вашингтона закрыть посольство в Багдаде продемонстрировали, в каком зависимом, даже унизительном положении находятся иракские власти. Так, министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн заявил: «Закрытие американского посольства пошлет неверные сигналы как экстремистам, которые вообразят, что одержали иллюзорную победу, так и иракскому народу, который будет думать, что окажется изолирован от мира. Это не поможет Ираку, и мы призываем администрацию в Вашингтоне пересмотреть свое решение». Министр призвал не проводить параллелей между Багдадом и ливийским Бенгази, где в 2012 году взяли штурмом американское консульство и убили четверых американцев, включая посла США. Министр жалостливо напомнил, что правительство Ирака приведено к присяге всего четыре месяца назад и прикладывает усилия к улучшению положения. Оставалось только расплакаться.

Госсекретарь М. Помпео сделал вид, что тронут: «Мы довольны тем, что Ирак предпринимают больше усилий для обеспечения повышенной безопасности наших сотрудников, находящихся в стране, и США продолжат делать все, что в их силах, для дальнейшей поддержки суверенитета и свободы Ирака. Там сейчас действует целый ряд незаконных вооруженных отрядов, которые теперь пообещали <...> не нападать на дипломатов США, которые работают в стране и находятся там для того, чтобы помогать иракскому народу построить суверенный, независимый и свободный Ирак». Только ничего не меняется: в ночь на 5 октября ракетному обстрелу подверглась американская база в районе международного аэропорта Багдада (обошлось без пострадавших); на следующий день две НУР были выпущены по посольству США, но упали напротив, у расположенной через реку гостиницы «Вавилон». Нанесён серьезный материальный ущерб. А тут ещё при досмотре автомашины в Багдаде силы безопасности изъяли цинки с боеприпасами – более 24000 пулемётных патронов.

Сообщили, что мужественный президент Литвы Гитанас Науседа внес в сейм законопроект об увеличении количества литовских военнослужащих в Ираке с 11 до 50 человек в рамках операции НАТО Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»). А 19-23 октября премьер-министр М. аль-Казыми во главе делегации посетил Францию, Берлин и Лондон. Главной целью вояжа было «преодоление экономического кризиса», то есть глава правительства просил денег. От этого зависит теперь судьба богатейшего Ирака.

В Париже иракский премьер подписал три меморандума о намерениях: в отношении проекта железной дороги в Багдаде, об укреплении потенциала Министерства сельского хозяйства Ирака и о расширении приёма иракских студентов во французские университеты. Макрон после переговоров ограничился записью в Twitter: «Франция по-прежнему привержена Ираку в борьбе с терроризмом и уважении его суверенитета».

Канцлер Ангела Меркель была не намного более многословной: на совместной пресс-конференции пообещала продолжать «поддерживать Ирак в его усилиях по обеспечению стабильности, безопасности и экономического роста». При этом фрау бундесканцлерин дипломатично воздержалась от упоминания о контракте с компанией «Сименс» на 12 млрд долларов, который был разорван иракской стороной под давлением США; о таком вслух не говорят.

Пожалуй, наиболее обещающей стала встреча М. аль-Казыми 22 октября в Лондоне с Борисом Джонсоном. Как сообщил министр нефти Ирака Ихсан Абдель Джаббар, обсуждались инвестиции в нефтехимическое производство, альтернативные источники энергии, добычу свободного и попутного нефтяного газа. Компания British Petroleum намерена увеличить площадь работ на месторождении Румейла в провинции Басра, а также ускорить реализацию инвестиционных проектов по добыче попутного газа.

То, что в Багдаде возлагают надежды на нефтегазовые месторождения, логично – больше рассчитывать не на что. Иракская сторона старается привлечь инвестиции американской ExxonMobil, итальянской Eni, «Газпрома», продолжаются консультации с французской Total. В попытке оптимизировать использование имеющегося потенциала Ирак аннулировал контракт на разработку крупного (около 130 млрд кубометров) газового месторождения Мансурия в провинции Дияла и готовится предложить этот лот на новом лицензионном аукционе. Первая лицензия была выдана ещё в 2010 году, спустя год был подписан контракт с консорциумом в составе турецкой ТРАО, кувейтской Kuwait Energy и корейской Kogas. Начало добычи газа было запланировано на 2015 год, но работы не продвинулись дальше предварительного ТЭО по причине отсутствия безопасности. Министерство нефти уже пригласило ряд международных компаний, в том числе «Газпром нефть», принять участие в новом конкурсе, чтобы создать консорциум, в котором 51% будет принадлежать Ираку и 49% – иностранной компании, которая предоставит лучшие технические решения для эксплуатации и разработки месторождения с проектным уровнем добычи 3 млрд м3/год.

Это не осталось не замеченным в Турции, и 14 октября Р. Эрдоган направил иракскому премьеру письменное приглашение посетить Анкару. Примечательно, что в тот же день министр экономики и финансов Иракского Курдистана Ават Шейх Джанаб обсудил с Генеральным консулом Турции в Эрбиле возможности дальнейших инвестиций в курдскую автономию. И ещё одно совпадение: запланированный на этот день визит в Эрбиль главы МИД Греции Никоса Дендиаса был в последний момент отменён курдскими властями «по техническим причинам». Что ж, Эрдоган не упускает возможности показать каждому, кто есть кто: греческий министр уже летел на родину, когда турецкие власти отозвали разрешение на пролёт его самолёта через своё воздушное пространство (полёт был продолжен лишь после того, как возник риск нехватки топлива, и греческая делегация прибыла на военный аэродром в местечке Элефсина под Афинами со значительной задержкой).

В конце октября Багдад посетила российская делегация во главе со спецпредставителем президента по сирийскому урегулированию А. Лаврентьевым, которую принял премьер-министр Мустафа аль-Казыми. На переговорах обсуждались «двусторонние отношения, укрепление совместного сотрудничества на различных уровнях, а также пути сотрудничества для достижения стабильности в регионе». Исходя из послужного списка руководителя делегации и входившего в состав делегации начальника Национального центра управления обороной РФ генерал-полковника М. Мизинцева, можно предположить, что в Москве начинают по-новому оценивать действия Турции. Особенно в свете событий в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. И не только оценивать, но и действовать. Хорошо, если так.

P.S. Что касается инвестиций, то горькой пилюлей для Багдада стали сообщения о том, что Пекин подтвердил намерение выделить 5 млрд долларов на строительство нового микрорайона в столице курдской автономии (которая, уверяют предсказатели, не сегодня-завтра провозгласит свою независимость от Ирака). Помимо жилого сектора, китайцы планируют возвести в иракском Курдистане современные бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы и спортивные городки. Уже выделен земельный участок, начато строительство подъездных путей. По завершении проекта местным жителям будет предоставлено свыше 8000 рабочих мест.

Фото: REUTERS/Thaier Al-Sudani

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться