Вокзал Калининграда

Белоруссия и безопасность Калининграда

Геополитический тыл Калининградского эксклава

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

14 сентября прошли переговоры между начальниками Белорусской и Калининградской железных дорог. Главы ведомств договорились наращивать взаимные пассажирские и грузовые перевозки, взаимодействовать в сфере продвижения вагонопотоков из Белоруссии и «материковой» России в Калининградскую область и обратно в условиях санкций коллективного Запада, сотрудничать в сфере обеспечения безопасности перевозок.

Отмечено, однако, что на сотрудничество оказывают негативное влияние ограничения, накладываемые Литвой, в частности по количеству пассажирских поездов и перевозимых ими пассажиров.

При этом взаимодействие Белоруссии с Калининградской областью Российской Федерации не сводится к транспортным перевозкам и транзиту. По сути, Белоруссия является для российского эксклава геополитическим тылом, от надежности которого во многом зависит безопасность большого региона.

Особенно важным это становится сегодня, в условиях кризиса отношений России и коллективного Запада. Калининград может стать следующей точкой высокой напряженности в случае дальнейшего обострения международной обстановки.

Эксклавы, обособленные от основной территории своего государства и со всех сторон окруженные другими странами, всегда уязвимы. Геополитический предшественник российской Калининградской области, Восточная Пруссия, тоже была эксклавом, и проблема так называемого Данцигского коридора дала Гитлеру повод начать агрессию против Польши. Конфликт в Нагорном Карабахе вспыхнул из-за того, что этнически армянский анклав оказался внутри территории Азербайджана. Перманентная напряженность на границе Киргизии и Узбекистана обусловлена этнической чересполосицей и существованием мелких анклавов (узбекских в Киргизии и наоборот) в пограничной зоне. Примеры можно продолжать.

Калининградская область была эксклавом с самого начала своего существования, после того как по итогам Второй мировой войны бывшая Восточная Пруссия была разделена на две части: южная была включена в состав Польши, а северная вошла в состав РСФСР. Однако до 1991 года это был внутренний эксклав, существование которого, казалось, не представляло никакой проблемы. Собственно, так и было. Всё изменилось с распадом СССР, когда Калининградская область оказалась отрезанной от РФ территориями Литвы и Белоруссии, провозглашённых независимыми государствами.

Основной проблемой в связи с Калининградом стало обеспечение транзита через территорию Литвы, которая с самого начала заняла недвусмысленно антироссийскую позицию, усугублённую евроатлантическими устремлениями литовских верхов.

После вхождения Польши и Литвы в состав ЕС и НАТО Калининградская область оказалась внутри чуждого геополитического блока.

Тем не менее долгое время вокруг Калининграда удавалось поддерживать шаткий компромисс, обеспечивая более или менее свободный транзит людей и грузов через территорию Литвы. Однако было очевидно, что эксклавный статус Калининграда является ахиллесовой пятой РФ, открывая для стран-транзитёров многочисленные возможности для шантажа. Этим и попыталась воспользоваться Литва летом 2022 г., введя ограничения на транспортировку российских грузов под предлогом выполнения ею европейских санкций. И хотя впоследствии ситуацию удалось откатить назад, опасный прецедент создан.

В связи с этим значение Белоруссии для калининградского вопроса трудно переоценить. Несмотря на справедливые нарекания на медленность и неэффективность белорусско-российской интеграции, а также неоднозначное порой поведение Минска как союзника Москвы, в случае с Калининградом союзный статус Белоруссии пока ни разу не дал сбоя.

Более того, порой забывается, что проблема калининградского транзита – это проблема транзита не только через Литву, но и через Белоруссию, поскольку транспортировка калининградских грузов через Белоруссию мало чем отличается от внутрироссийской. Благодаря этому транзитное плечо через «враждебную» (литовскую) территорию составляет чуть более 200 км. Если бы недружественную в отношении России позицию заняла и Белоруссия, длина транзитного маршрута увеличилась бы почти до 1000 километров.

С точки зрения военно-политической белорусская армия и единая российско-белорусская система ПВО также создают для Калининграда надежный тыл. Такая геополитическая конфигурация раздражает Запад, где воспринимают Калининградскую область как военный форпост России внутри ЕС и НАТО.

Близость Калининградской области к границам Белоруссии, по мнению западных стратегов, создает серьезную угрозу для восточного фланга НАТО в случае военной конфронтации с Россией. Расстояние от Белоруссии до Калининградской области по автомобильным дорогам – немногом более 200 км, а по прямой и того меньше. Это создает узкое бутылочное горлышко между Прибалтикой и Польшей, которое в случае военного конфликта легко перерезать встречными ударами с территории Белоруссии и Калининградской области (Сувалкский коридор). Когда в 2017 г. на территории Белоруссии проходили совместные с Россией учения «Запад», в европейских столицах был поднят переполох; учения трактовались как прямая угроза со стороны «коридора».

Существование «белорусского балкона» в качестве стратегического плацдарма РФ трактуется Западом как угроза всему восточному флангу НАТО. Поэтому внесение раскола в белорусско-российский союз и установление в Минске антироссийского режима остается долгосрочной задачей Запада.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться