27-28 октября 2022 года в Баку проходило юбилейное XV-е заседание Веронского евразийского экономического форума. Впервые этот форум проводился не на Апеннинском полуострове, а в Баку.

К итогам XV Веронского Евразийского экономического форума в Баку

Новая реальность сырьевых и энергетических рынков

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

27-28 октября 2022 года в Баку проходило юбилейное XV заседание Веронского Евразийского экономического форума. Впервые этот форум проводился не на Апеннинском полуострове, а в Баку. В Форуме принимали участие политики, бизнесмены, эксперты из 30 стран мира. Приветствие участникам мероприятия направил президент Российской Федерации Владимир Путин. Он особо подчеркнул важность обсуждений проблем в “веронском формате”, который стал международной площадкой для серьезного, содержательного разговора. «…Россия со своей стороны будет и впредь прилагать активные усилия, направленные на формирование в Большой Евразии общеконтинентального пространства мира, стабильности и процветания. Уверен, что обсуждение в «веронском формате» складывающейся в мире и Евразии ситуации позволит не только всеобъемлюще ощутить реалии сегодняшнего дня, но и заглянуть в будущее, определить цели и перспективы построения новой сбалансированной и равноправной модели отношений государств и различных интеграционных объединений Большой Евразии», – говорится в приветствии.

На открытии форума выступили заместитель премьер-министра Азербайджанской Республики Шахин Мустафаев, вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук, министр экономического развития России Максим Решетников, министр экономики Азербайджана Михаил Джаббаров, президент Ассоциации "Познаём Евразию" профессор Антонио Фаллико. Как подчеркнул в своем выступлении Алексей Оверчук, несмотря на беспрецедентное экономическое и политическое давление, Россия не опустилась в стагнацию, как многие западные страны. ВВП России в 2022 году сократится всего на 2,4%, в 2023 году – на 0,8%, а уже в 2024 и 2025 ожидается рост на 2,6%. Прогноз по инфляции снижен с 18 до 12,4 %, безработица находится на рекордно низком уровне. При этом экономическая ориентация России меняется с модели Восток – Запад на модель Север – Юг, то есть теперь мы больше рассматриваем себя не как Восток, а как Север Евразийского континента.

Деловая программа форума началась с двух специальных сессий: «Новая реальность сырьевых и энергетических рынков» и «Азербайджан – крупный хаб евразийского экономического сотрудничества, и его перспективы в отношениях с ЕАЭС». «Все мы понимаем, что «похищение», а по сути, экономическое убийство Европы – это лишь попытка максимально продлить период американской гегемонии. Однако новый исторический этап неизбежно наступит и будет связан с развитием трансграничных коридоров, реализацией крупных инфраструктурных и промышленных совместных проектов, повышением роли регионов в мировой экономике. Евразия станет новой зоной роста», – подчеркнул главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Помимо двух специальных сессий, были организованы 8 тематических сессий, в ходе которых эксперты обсуждали вопросы многополярного мирового порядка; значения природного газа как ключевого ресурса для экономики будущего; дипломатии в современном международном контексте на службе взаимодействия и сотрудничества; форм и цепочек в промышленном и торговом сотрудничестве в мире, деглобализуемом санкциями; судьбы гуманизма в условиях глобальных вызовов; моделей финансирования и платежных механизмов в изменяющемся глобальном контексте; роли технической революции в развитии будущей экономики и обеспечении безопасности в мире; новых угроз продовольственной безопасности и путей продвижения развития агропромышленной сферы; новой логистики и транспортных маршрутов.

Выступая на сессии «Новая логистика и транспортные маршруты», на которой обсуждались вопросы развития инфраструктуры и сервиса наиболее перспективных транспортных маршрутов в Каспийском регионе, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Андрей Белоусов отметил, что по территории Азербайджана сегодня проходят ключевые международные коридоры: западный маршрут коридора «Север – Юг», Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия), маршруты «Персидский залив – Черное море» и «Лазуритовый коридор». Формируемый на территории Азербайджана транспортный узел становится центром глобальных цепочек поставок товаров. «Для современной России ключевую роль приобретает маршрут «Север – Юг». В связи со смещением центров экономической активности в Китай страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива, исторически сложившаяся транспортная инфраструктура нашей страны требует новых логистических решений. Маршрут «Север – Юг» с выходом в страны Персидского залива, Индии, Китая, Африки в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцком каналу. Развитие этого коридора сегодня в решающей мере зависит от взаимоотношений России и Азербайджана, а также от взаимоотношений наших стран с Ираном. В соответствии с поручением президента России Владимира Путина правительством Российской Федерации разработана и одобрена детальная «дорожная карта» по развитию коридора «Север – Юг», – отметил Андрей Белоусов. – К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север-Юг» почти в два раза – с текущих 17 до 32 миллионов тонн. К 2030 году провозная мощность западного маршрута этого коридора с текущих 9 миллионов тонн должна быть увеличена до уровня не менее 15 миллионов тонн грузов. Мы видим, что эти цифры вполне достижимы. За 9 месяцев этого года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном железнодорожным транспортом составили более 5,4 миллиона тонн, что на 57 процентов выше уровня аналогичного периода прошлого года. Автомобильные перевозки между нашими странами за 6 месяцев этого года составили 1,5 миллиона тонн – в 3 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года». 

Андрей Белоусов выделил основные направления дальнейшего развития коридора «Север – Юг». «Во-первых, это развитие железнодорожной инфраструктуры. Второе – синхронизация развития автодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу. В этом году удалось в два раза увеличить пропускную способность пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе – до тысячи транспортных средств в сутки. Планируется модернизация основных пунктов пропуска с выходом к концу следующего года на пропускную способность в 1,7 тысячи транспортных средств в сутки, а к 2026 году – 3 тысячи транспортных средств в сутки.

В-третьих, предлагаем дополнить инфраструктурные решения комплексом мер по минимизации барьеров и обеспечению «бесшовности» перевозок. Критически важными станут вопросы недискриминационного доступа участников перевозочного процесса к инфраструктуре, обеспечения свободы транзита, согласованной тарифной политики. Важен поиск решений по упрощению таможенных процедур, отработки механизма платежей и взаиморасчетов, страхования, цифровизации и переходу на электронный документооборот.

В-четвертых, хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трех стран Россия – Азербайджан – Иран на всем западном маршруте, который обеспечит сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг. Примером такого совместного оператора является «ОТЛК», созданный компанией «РЖД» совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии.

Одной из ключевых тем для экспертного обсуждения стал вопрос использования национальных валют при расчетах в рамках взаимного товарооборота между странами-участницами Содружества: «У нас сегодня расчеты с Республикой Азербайджан на 65% по-прежнему происходят в долларах и евро, но у нас ни Евросоюз, ни Соединенные Штаты не являются партнерами в наших соглашениях; поэтому, конечно, переход в расчетах на национальную валюту полностью соответствует интересам развития наших двух стран, что, в общем-то, является одним из ключевых условий для дальнейшего развития транспортного коридора "Север – Юг"», – подвёл итог своего выступления первый заместитель премьер-министра России.