Канал Бен-Гурион как фактор военных действий на Ближнем Востоке

Канал Бен-Гурион как фактор военных действий на Ближнем Востоке

Станет ли Израиль альтернативным Египту транзитным маршрутом между Средиземным морем и Индийским океаном?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Если посмотреть на карту Ближнего Востока, то небольшой Израиль – «порт трёх морей», если считать Мёртвое. С одной стороны – Красное, с другой – Средиземное (Тивериадское не считается, это всё-таки озеро).

И по всем этим морям ходят суда, от которых в казну Израиля не падает ни копейки. Даже наоборот – он сам должен платить за пользование Суэцким каналом египтянам. Хотя, если посмотреть на карту, Израиль, точно так же, как и Египет, обладает выходами к двум морям и теоретически вполне может заменить египетский канал на свой собственный.

Представьте только – роскошная водная артерия меж скалистых берегов и со скалистым же дном, что исключает возникновение мелей в неожиданных местах, оползней и прочих сюрпризов природы, глубиной 50 метров и шириной в 200, а это значит, что по нему пройдут, не обдирая бока о скалы, самые крупные океанские суда. 

Идти они могут непрерывно в обе стороны, поскольку  речь идёт не об одной линии канала, а о двух. Правда, он где-то на 100 километров длиннее Суэцкого и потребует гораздо больших вложений, но с такими заокеанскими друзьями никакие траты не страшны. Ударная капиталистическая стройка, триста тысяч работяг, современная техника и никаких тебе ядерных взрывов, загрязняющих среду и отпугивающих туристов. Все чисто, экологично и очень выгодно. Шесть миллиардов (скорее всего, гораздо больше) долларов в год – за это стоит побороться. 

Как уже, наверное, догадался читатель, речь идёт о давнем проекте «канала Бен-Гурион» от Ашкелона через пустыню Негев до Эйлата на Красном море. В начале 1960-х годов в ответ на национализацию правительства Гамаля Абдель Насера Суэцкого канала американцы уже задумывались об альтернативе, причём «копать» канал между Средиземным морем и заливом Акаба (Эйлатским) на Красном море предполагалось не традиционными способами, а множеством ядерных взрывов. О проекте упоминается и в увидевшей свет в конце 1990-х годов книге бывшего премьер-министра Израиля Шимона Переса «Новый Ближний Восток».

В более практической плоскости о проекте заговорили после подписания «соглашений Авраама», призванных проложить путь нормализации отношений между Израилем и его ближними и дальними арабскими соседями. В октябре 2020 года израильская государственная компания Europe Asia Pipeline Company (EAPC) и эмиратская MED-RED Land Bridge достигли соглашения об использовании трубопровода Эйлат – Ашкелон для транспортировки нефти из Красного моря в Средиземное. В апреле 2021 г. израильские власти объявили о начале работ по линии будущего канала через три месяца, однако подтверждений тому не последовало. Предполагалось, что строительство канала займет более пяти лет, к работам будет привлечено до 300 тысяч строителей со всего мира. Прогнозируемый доход Тель-Авива от эксплуатации канала прогнозировался в размере около 6 млрд долл. в год или даже более. Контролируя ключевую транспортную артерию, соединяющую Средиземное море с Индийским океаном (через Красное море), Израиль серьёзно нарастил бы не только свой экономический, но и геополитический вес.

В то же время стоимость проекта оценивается в диапазоне от 16 до 55 млрд долл., так что вполне логично, что вероятные инвесторы (как же без них?) хотели бы уверенности в безопасности своих вложений хотя бы потому, что Ближний Восток всегда был и будет пороховой бочкой с горящим шнуром, который, то затухая, то разгораясь, все ближе подбирается к заряду, способному сдетонировать с колоссальной силой.

В этой связи возникает закономерный вопрос: кто рискнёт отправлять свои суда по каналу, пусть и более комфортабельному в плане судоходства, нежели Суэцкий, но под угрозой попадания в любой момент с неба начинённой порохом болванки или даже натуральной ракеты? Кроме того, судно могут банально захватить и разграбить – до 7 октября таких прецедентов не было, но их наверняка учитывали. 

Для безопасности «канала Бен-Гурион» Палестину нужно будет убрать, заодно показав соседям, которые фактически стали замирёнными и ручными, «кто в доме хозяин». Едва ли случайно на карте «Нового Ближнего Востока», которой размахивал в своё время с трибуны ООН «неистовый Биби», никакого палестинского государства или даже автономии нет в принципе. 

Заблокировать проход по каналу, как это было в отношении Израиля во время его конфликтов с соседями не сможет никто. К слову, согласно принятым регламентам отказать в проходе судов по Суэцкому каналу также невозможно, однако на практике такое случалось не раз и в отношении России, и Израиля, и других государств.

А теперь давайте посмотрим, кому невыгодна эта идея – отрыть еще один канал параллельно Суэцкому. Естественно, в первую очередь Египту, теряющему в этом случае большую часть «транзитных» доходов (в совокупности до 6 млрд долл. в год). Далее – Ирану, контролирующему Ормузский пролив. Наконец, Китаю, продвигающему масштабный проект «Один пояс – один путь». Напомним, совсем недавно с подачи Белого дома была вброшена идея о создании альтернативного китайскому экономического коридора из Индии в Европу, включающего, частности, ОАЭ, Саудовскую Аравию и израильский порт Хайфа на Средиземном море. 

Пока идея израильского канала, фигурально выражаясь, особо «не проканала», однако всему своё время, и вовсе не исключено, что когда-нибудь мы о ней вновь услышим. Существует устойчивое представление, что в условиях формирующегося многополярного мира войны будут всё больше вестись за логистические маршруты, связывающие ключевые ресурсные и стратегически важные регионы мира. 

Другие материалы