СССР – Россия – Венесуэла: Великой Победы связующая нить

Двустороннее сотрудничество активно развивается

В ходе недавних переговоров с Владимиром Путиным президент Венесуэлы Николас Мадуро следующим образом охарактеризовал значимость 80-летия Победы над фашизмом для Венесуэлы и для всего мира: «Мы очень рады, что сможем разделить с вами празднование этой великой даты и отпраздновать Победу в Великой Отечественной войне: для нас это тоже победа. Советский народ приложил огромные усилия, чтобы положить конец ужасной войне, которая стала следствием фашизма 80 лет назад. Если бы это не было сделано, человечество вошло бы в фазу преступлений и очень серьезного кризиса. Благодаря победе Красной армии, героизму советского народа и 27 миллионам человеческих жизней Советскому Союзу удалось спасти Европу и все человечество». Едва ли случайно, что 9-11 мая 1945 г. в Каракасе и ряде других городов страны прошли массовые демонстрации в честь Победы над фашизмом, а в Каракасе открыли памятник в честь 80-летия Великой Победы. «Это событие говорит о многом: о прочной духовной связи между нашими народами, об уважении Венесуэлы к подвигу советского народа, о нашей общей приверженности памяти, справедливости и борьбе с фальсификацией истории», рассказал посол России в Венесуэле Сергей Мелик-Багдасаров.

Столь высокая оценка лидером боливарианской республики геополитической значимости Великой Победы вполне перекликается с позицией Каракаса в годы Второй мировой войны, о чём рассказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 14 марта венесуэльским СМИ: «...В тяжёлые годы борьбы с нацизмом Венесуэла однозначно встала на сторону антигитлеровской коалиции. Каракас сыграл важную роль в поддержке союзников благодаря стратегически значимому ресурсу – нефти. Являясь на тот момент крупнейшим в Латинской Америке производителем и экспортером "черного золота" Венесуэла (эта позиция Венесуэлы, в том числе по нефтезапасам, сохраняется поныне. – Прим. ред.), несмотря на отделявшие ее от основных театров боевых действий значительные расстояния, обеспечивала союзников топливом и смазочными материалами… через систему ленд-лиза эта продукция поступала и в нашу страну, сыграв свою роль в обеспечении бесперебойной работы авиации, танков и другой военной техники - в частности, во время Сталинградской битвы».

В основном эти поставки направлялись сперва в атлантические порты США, оттуда в Мурманск или Архангельск. Частично использовался транстихоокеанский коридор через Панамский канал в порт Владивосток. Поставки осуществлялись с декабря 1941 г. по февраль 1945 г. 

В тот период, как и ранее, и в послевоенные 30 лет нефтяную индустрию Венесуэлы контролировали компании США (70% отраслевых мощностей, включая трубопроводы и нефтепорты). Тогдашний президент Исайас Медина Ангарита подписал в марте 1943 г. закон, обязывающий иностранные нефтяные монополии перерабатывать в Венесуэле не менее 10 % ежегодно добытой ими нефти, с последующим сбытом продуктов нефтепереработки не на экспорт, а внутри страны. Закон вступил в действие с даты подписания, что привело к ускоренному развитию местной нефтепереработки.

Ранее, в первой декаде декабря 1941 г., Каракас прервал дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией, к февралю 1942 г. в стране были интернированы их граждане. Война «Оси» была официально объявлена Венесуэлой 16 февраля 1945 г., что включило страну в число соучредителей ООН. Корабли ВМФ латиноамериканской страны и боевая авиация вместе с ВВС и ВМФ США, Великобритании и Нидерландов, участвовали в ликвидации группировки флота нацистов в Карибском бассейне. В середине февраля 1942 г. немецкие субмарины атаковали НПЗ и ряд скважин в главном нефтяном районе Венесуэлы на северо-западе страны в бассейне озера Маракайбо, впадающего в Карибское море через Венесуэльский залив. Под ударом оказались и НПЗ на близлежащих нидерландских островах Аруба и Кюрасао, куда издавна поступает в основном венесуэльская нефть (с 1955 г. эти острова перешли в статус протектората). Только в середине – конце февраля 1942 г. в том же бассейне торпедными атаками было потоплено 7 танкеров, а всего за февраль - декабрь 1942 г. гитлеровцы потопили в Карибском море, в том числе вблизи Венесуэлы, нидерландских островов и Панамского канала, 263 торговых судна, потеряв при этом только 4 подводных лодки (1). К марту 1943 г. совместные операции союзников, включая венесуэльские соединения, отправили на дно почти все германские субмарины, остальные ретировались или были захвачены британским, нидерландским и американским ВМФ. 

Советско-венесуэльские дипотношения были официально установлены 14 марта 1945 г., с обменом дипломатическими нотами между послом СССР в Вашингтоне Андреем Громыко и послом Венесуэлы Диогенесом Эскаланте, текст которых был согласован 10 марта. Это стало возможным по инициативе венесуэльского президента И. М. Ангаритой (май 1941 г. – октябрь 1945 г.) на фоне выдающихся военных побед СССР и нового миропорядка, формировавшегося уже в последние военные годы. 

Сперва было открыто посольство Венесуэлы в Москве, и 6 апреля 1945 года Первым послом Венесуэлы в СССР стал Хосе Рафаэль Покатерра. Вот мнение о нём тогдашнего главы компартии Венесуэлы Густаво Мачадо (май 1945 г.): «...Был министром общественных работ, губернатором штата Карабобо (карибское побережье северной Венесуэлы – Прим. Ред.). До назначения в СССР был послом в Лондоне (с 1944 г). Активно выступал против фашизма, настроен либерально. Сторонник союзников, связей с антисоветскими кругами не имел. Личным состоянием не обладает». 

А первым послом СССР в Венесуэле (1945-52) был назначен Фома Андреевич Требин (1904-71 гг.), доктор технических наук, авторитетный в СССР специалист по добыче и переработке нефти и попутного газа. Его назначение послом было обусловлено растущими интересом советских профильных ведомств и экспертов к венесуэльским нефтегазовым ресурсам, и проработкой возможностей сотрудничества в этой сфере с Венесуэлой (2).

Несмотря на все препятствия и препоны, двустороннее взаимодействие успешно развивается. 7 мая Владимир Путин и Николас Мадуро подписали договор о стратегическом партнёрстве, закрепляющий особый характер отношений между двумя странами. Как пояснил помощник Президента РФ, документ «нацелен на долгосрочную перспективу и закладывает базовые принципы дальнейшего равноправного доверительного взаимодействия в ключевых сферах: это и продолжение интенсивного политического диалога, тесная координация в ООН и других международных площадках». Также договор охватывает и такие направления как сотрудничество по вопросам глобальной и региональной безопасности, противодействие терроризму, экстремизму, борьба с фальсификацией истории и героизацией нацизма. После Москвы венесуэльский лидер отправился в Санкт-Петербург, где, помимо обширной культурной программы, обсуждалось налаживание прямого авиасообщения и установление побратимских связей.

Примечания

(1) Проникновение германских субмарин стало возможным в том числе через территориальные воды (ТВ) Франции в регионе: вокруг о-вов Гваделупа, Дезирад, Мартиника, Сен-Бартелеми и через акваторию Французской Гвианы. Эти территории с июля 1940 г. контролировал режим Виши, только в середине 1943 г. они перешли под контроль возглавляемой генералом де Голлем «Свободной Франции».

(2) Ввиду внутриполитических событий в этой стране, Ф. А. Требин вручил верительные грамоты 21 февраля 1946 г. президенту Венесуэлы Ромуло Бетанкуру (октябрь 1945 г. – февраль 1948 г.). По официальной информации (см. «El Himno Ruso por primera vez es tocado en el Palacio de Miraflores". – «Ultimas noticias», Саracas, 22.II.1946), «советскому послу были отданы почести: перед ним торжественным маршем прошло подразделение батальона «Боливар» в мундирах начала XIX в., военный оркестр исполнил гимны СССР и Венесуэлы. Беседа Р. Бетанкура и Ф. Требина была дружественной и сердечной. Во второй половине дня посол посетил Национальный пантеон и возложил венок к подножью усыпальницы с прахом Симона Боливара».