Оттепель в отношениях Ирана и США не настала, впереди снова борьба

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Глава ИРИ аятолла Хаменеи, выступая 10 марта перед новым составом Совета экспертов, заявил, что США имеют планы изменения государственного устройства Ирана, однако организовать переворот им не удастся. Нам, заявил верховный лидер Ирана, нельзя забывать, «что Запад сделал с нами», и всегда помнить, «с кем мы имеем дело». Мировое сообщество – это не только Запад, подытожил Хаменеи, предупредивший недругов своей страны, что им еще придется стоять в очереди для нормализации отношений с Тегераном.

Эта речь аятоллы Хаменеи рассматривается в Иране как программная. Новый состав Совета экспертов, срок полномочий которого 8 лет, состоит из 88 крупнейших богословов и шиитских правоведов. Президент Роухани – один из его членов, входят в него и многие другие религиозные деятели, занимающие те или иные государственные посты. Из состава Совета экспертов будет избран пожизненный руководитель и духовный лидер Ирана, в случае если нынешний 76-летний иранский лидер по тем или иным причинам окажется не в состоянии выполнять свои обязанности. В своем выступлении аятолла Хаменеи затронул и этот вопрос. Он призвал Совет экспертов при выборе следующего лидера руководствоваться интересами государства и сохранять приверженность ценностям исламской революции. 

Сегодня, заявил лидер ИРИ, нормализация отношений с Вашингтоном в сферу иранских государственных интересов не входит, а угроза Ирану со стороны США сохраняется.

Несмотря на закрытие в июле 2015 года ядерного досье Ирана, заложить основу для нормализации отношений с Вашингтоном Тегерану не удалось. США продолжают экономическое давление на Исламскую Республику. Американские союзники в Европе 17 января полностью отменили санкции, введенные ранее против Ирана, тогда как власти США сделали это лишь частично, с многочисленными оговорками. От политики давления на Тегеран американцы не отказались. Временное отступление администрации Обамы в иранским вопросе было просто тактическим ходом.

9 марта Обама продлил еще на год режим чрезвычайного положения в отношении Ирана. Уведомляя конгресс США о своём решении, Обама указал, что «некоторые действия и политика правительства Ирана противоречат интересам США в регионе и продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности, внешней политики и экономики Соединенных Штатов». Хозяин Белого дома предложил оставить в силе не связанные с ядерной областью санкции против Тегерана. Американскому бизнесу дорога на иранские рынки закрыта, как и прежде. Однако для США этого недостаточно, снова предпринимаются попытки придать санкциям против Ирана широкий международный характер.

На этот раз предлагается ввести дополнительные санкции против Ирана за испытания баллистических ракет. Этого добивается конгресс США, требующий от правительства незамедлительно внести данный вопрос на рассмотрение в Совете Безопасности ООН. Непонятно, правда, что в данном случае придется оценивать Совбезу? Могут ли разрабатываемые в Иране ракеты нести ядерные боеголовки? Наверное, могут, только ядерных боеприпасов на сегодняшний день у иранцев нет. МАГАТЭ создало новое подразделение в составе Департамента по гарантиям, которое будет контролировать выполнение иранской ядерной программы. Реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) идет в соответствии с резолюцией 2231 Совета Безопасности и решением СБ в декабре 2015 года. Темы для обсуждения в Совбезе просто нет.

Тем не менее США продолжают гнуть свою линию. Причём американские претензии выходят далеко за рамки ракетной программы Ирана, Вашингтон намерен обсуждать в ООН «дестабилизирующую роль» ИРИ в регионе. Речь идет в первую очередь о безопасности Израиля. В ходе недавнего визита вице-президента США Джо Байдена в Иерусалим политика Тегерана на Ближнем Востоке была названа не менее опасной, чем деятельность международных террористических организаций. Со стороны Израиля такая постановка вопроса понятна: Тель-Авив ведет торг с американцами об увеличении военной помощи в качестве «компенсации» за ядерную сделку США с Ираном. Сложнее понять, почему администрация Обамы ставит на первое место интересы не Америки, а Израиля и почему противодействие иранскому влиянию считает более важной задачей, чем борьба с терроризмом. 

Особенно странно слышать подобные оценки от американских генералов. На слушаниях в Комитете сената по вооруженным силам новый командующий Центрального командования США генерал Джозеф Вотел (Joseph Votel) доложил сенаторам, что исламские террористические группировки в регионе представляют наибольшую угрозу для безопасности США лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочных планах Пентагона главной опасностью названа «иранская поддержка террористических групп и вмешательство в соседних странах». 

В действительности основной вектор региональной политики Тегерана направлен на помощь правительству Сирии в борьбе с террористическими организациями, оккупировавшими часть территории САР. В 2015 году число иностранных наемников, воюющих против сирийской армии, достигло 37 тысяч человек. Абсолютное большинство из них попало в Сирию через территорию Турции. Анкара и сегодня борется не с террористами, а с сирийскими курдами, оказывающими ИГ реальное сопротивление. Не секрет, что когда президент Обама в 2013 году разрешил ЦРУ вооружать повстанцев, то другой американский вассал - Саудовская Аравия - не только оплачивала эти поставки, но и указывала американцам, кому следует передавать оружие. В итоге вооружение шло прямиком в руки террористов. 

Обвиняя Иран в поддержке международного терроризма, американцы не гнушаются прямых провокаций. Чего стоит, к примеру, вынесенное на днях окружным судьей Нью-Йорка Джорджем Дэниелсом решение, обязывающее Иран выплатить компенсацию в размере 10,5 млрд. долларов семьям погибших в терактах 11 сентября 2001 года (?). Видите ли, американский судья посчитал, что Иран не смог доказать того, что не оказывал террористам помощь. А раз Тегеран не доказал, то пусть платит, желательно из размораживаемых иранских активов.

Желание обокрасть иранскую казну у американцев так и сквозит. К примеру, США намерены ввести ограничения против китайской корпорации ZTE, которую Вашингтон обвинил в создании реэкспортной схемы поставок в Иран телекоммуникационного оборудования, что является нарушением американских законов (никто не спрашивает, какое отношение законы США имеют к китайско-американской торговле). Так или иначе, теперь американские компании, желающие поставлять товары для ZTE, должны будут получить на это разрешение в министерстве торговли, которое уже предупредило, что тут неизбежны сложности.

В таких условиях решение высшего руководства Ирана строить отношения со всем миром за исключением США выглядят хотя и вынужденным, но закономерным. Так же закономерно нежелание Тегерана искать пути нормализации двусторонних отношений. 

Оттепель в ирано-американских отношениях не настала, противостояние и борьба выходят на новый круг.