Наталия МЕДЕН. Политический кризис в Германии охватывает не только СДПГ

Политический кризис в Германии охватывает не только СДПГ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Долго ли ещё высшая исполнительная власть Германии будет в руках и. о. правительства во главе с и. о. канцлером? Главным фактором неопределённости исхода второй попытки формирования федерального правительства стала Социал-демократическая партия. 

Напомним, что 12 января делегации трёх партий-участниц консультаций о возможности формирования правительства (ХДС, ХСС и СДПГ) заявили о прорыве – достижении компромисса по программным установкам совместной работы в составе нового кабинета. «Думаю, мы добились выдающихся результатов», – заявил тогда лидер СДПГ Мартин Шульц. «Весьма удовлетворён» итогом переговоров был и Хорст Зеехофер, возглавляющий делегацию баварского ХСС. Их оптимизм не замедлил сказаться на валютных рынках: курс евро сразу подскочил. Однако затем его взлёт остановился и обратился вспять (см. рис.). 

Источник: finanzen.ch

Эта динамика отражает неуверенность, в которой пребывает СДПГ с её нынешним лидером: на 21 января назначен внеочередной съезд Социал-демократической партии, делегатам которого в ходе голосования предстоит определить, будет ли партия участвовать в коалиционных переговорах с христианскими демократами или нет. 

Ровно декада отделяет дату начала съезда от публикации документа, увенчавшего предшествующие консультации между делегациями СДПГ, ХДС и ХСС, – «Декларации о намерениях», обозначившей элементы программы будущего правительства большой коалиции (если, конечно правительство будет сформировано). Большая часть декларации посвящена внутриполитическим вопросам: миграции, налогам, социальной сфере. Внешняя политика вероятного (или всё же невероятного?) правительства ФРГ описана в общих чертах. Её тон задан фразой «Германия бесконечно обязана Европе», поэтому главное место уделено задачам укрепления европейской интеграции (в том числе для решения миграционного кризиса, который, как подчёркнуто, носит общеевропейский характер). Три партии уповают на углубление и расширение германо-французского тандема. В старые добрые времена его называли локомотивом или мотором европейской интеграции, теперь речь идёт о «ключе». Однако прежде и локомотив, и мотор, действительно, запускали Франция и Германия, а сегодня права на «ключ» предъявляет амбициозная Польша, претендующая после Брекзита на повышение собственного статуса в Евросоюзе. При этом отношения Берлина с Варшавой далеки от гармонии, и закопёрщиком кризиса выступает польская сторона. Об этом особенно ярко свидетельствует поднятая по её инициативе «репарационная» проблема. 

В сентябре 2017 года в польском Сейме была представлена экспертиза, в которой доказывалось, что Польша вправе выставить Германии репарационные требования за потери, понесенные в период Второй мировой войны в результате военных действий и оккупационной политики фашистских властей. Убыток польская сторона оценила в 48,8 млрд долл. Тогдашний министр иностранных дел страны Ващиковский иезуитски уверял, будто польская сторона вовсе «не бросает тень на польско-германские отношения». Немцы же считают вопрос о репарациях юридически и политически закрытым, что 17 января в очередной раз подтвердил на встрече с новым министром иностранных дел Польши Яцеком Чапутовичем и. о. министра иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. 

Однако главы дипломатии двух стран приняли решение об открытии дискуссий по вопросу о репарациях на экспертном уровне – очевидная уступка со стороны Германии. Новый польский министр считает, что «эта сложная тема» должна быть предметом обсуждения. «Польша по-прежнему настаивает на репарациях», – констатируют немецкие СМИ. На пресс-конференции по итогам встречи Габриэль признал, что для Европейского союза германо-польские отношения столь же важны, как и германо-французские. Получается, что поляки выиграли, надавив на больную мозоль немецкой внешней политики – признание вины за преступления Третьего рейха? Скажется ли это на внешней политике нового правительства? 

По последним опросам, в новой (пока призрачной) большой коалиции немцы предпочли бы видеть вице-канцлером Зигмара Габриэля, а не Мартина Шульца: на вопрос «Кого бы Вы видели на посту вице-канцлера в новой большой коалиции» 33% ответили – Габриэля и только 22% – Шульца. Бывшего председателя Европарламента хотели бы видеть новым министром иностранных дел Германии лишь 11% опрошенных, тогда как Габриэля видят на этом посту 32% участников опроса. То есть Габриэль оказался фаворитом (нынешний министр обороны фон дер Ляйен на втором месте –13%). Год назад, когда Шульц перенял у Габриэля бразды партийного руководства, положение было совершенно иным: тогда социал-демократы ждали от Шульца чуда: победы на выборах. Как известно, чуда не произошло. Шульц давно производит впечатление неуверенного в себе человека: то он ведёт свою партию в оппозицию, то ратует за участие в правительстве, то говорит о «выдающемся успехе» консультаций в трёхстороннем формате, то обещает пересмотреть результаты этих консультаций… Неудивительно, что социологические службы приходят к выводу об «имиджевой проблеме» Шульца – даже в сравнении с неблестящими оценками имиджа Ангелы Меркель и Хорста Зеехофера (см. рис.)

По данным опроса 12-15 января 2018 г.

Журнал Spiegel предложил: пусть на съезде Шульц объявит, что оставляет свой пост, но большая коалиция состоится. Сам Шульц заявлял, что-де прекратит свою политическую карьеру, если переговоры о создании большой коалиции провалятся. Впрочем, он столько раз показывал себя политическим флюгером, что мало кто верит ему на слово. Партия расколота. Её отделения в федеральной земле Саксония-Ангальт и в Берлине, а также молодёжная организация категорически отвергают участие в правительстве. Зато в земле Северный Рейн-Вестфалия, откуда 21 января приедут четверть делегатов, партийное руководство высказалось за то, чтобы принять на себя ответственность по руководству страной.  

Неизвестный партийный функционер, на мнение которого ссылается швейцарская Neue Zuricher Zeitung, считает, что силы сторонников и противников участия социал-демократов в четвёртом правительстве канцлера Ангелы Меркель примерно равны. Мартин Шульц призывает «с оптимизмом» отнестись к съезду. При желании оба варианта – отказ от коалиционных переговоров и согласие на них можно трактовать как повод для оптимизма. Однако важнее другое. 

Во-первых, сходство деклараций, принятых по итогам обеих попыток формирования правительства. «Другие партнёры, сходные результаты», – признаёт Frankfurter Allgemeine. И это не случайность: немецкий истеблишмент боится оступиться, отважиться на новое – и, как следствие, политическую инициативу в Евросоюзе перехватывает Франция и откровенно тянет на себя одеяло Польша. 

Кризис охватывает не только СДПГ. Несмотря на всю дисциплинированность христианских демократов, то и дело заходит разговор о назревшей необходимости смены поколений в ХДС. Уже произошли перемены в баварской партии, идёт брожение в рядах Левой, сменилось руководство зелёных, неустойчиво положение в «Альтернативе для Германии», а популярный лидер либералов Кристиан Линднер вынужден оправдываться перед однопартийцами за срыв переговоров по созданию коалиции «ямайка»

И новые выборы (которые тоже возможны, если социал-демократы откажутся от переговоров, а Ангела Меркель не захочет правительства меньшинства) едва ли выведут Германию из политического кризиса. Ведь избиратели не слишком переменили свои настроения по сравнению с сентябрём.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться