Евфросиния Полоцкая

Евфросиния Полоцкая – общерусская святая

Общие святые – общая история

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Имя святой полоцкой игумении известно в Белоруссии каждому едва ли не со школьной скамьи. Стало уже традиционным называть её «белорусской просветительницей». Принимая то значение, которое усваивается преподобной Евфросинии в Белоруссии, не лишним будет напомнить, что она такая же белорусская, как и общерусская святая.

Святая Евфросиния (в миру Предслава) происходила из рода полоцких князей Изяславичей и являлась внучкой известного в древнерусской истории полоцкого князя Всеслава. Она родилась, вероятно, в 1104 г. в Витебске, приняла монашеский постриг в двенадцатилетнем возрасте, основала возле Полоцка женский Преображенский монастырь, действующий до сих пор, и мужской монастырь в честь Рождества Богородицы (утраченный). 

С именем преподобной связан уникальный монастырский храм, сохранившийся почти в первозданном виде (таких храмов от времени древней Руси сохранилось немногим более десятка), а также выносной шестиконечный крест с христианскими реликвиями, выполненный по заказу игумении мастером Лазарем Богшей в 1161 г. К сожалению, крест пропал во время эвакуации в начале Великой Отечественной войны, однако по сохранившимся чертежам и описаниям в 1997 г. он был восстановлен брестским ювелиром Николаем Кузьмичем. 

Из Жития преподобной Евфросинии известно, что помимо обычного монашеского делания (молитвы) святая занималась переписыванием книг, продавала их, а вырученные деньги раздавала нуждающимся. Последний факт и стал основанием для чествования полоцкой игумении как просветительницы Белой Руси. Вся её жизнь была связана с христианским просвещением. Она учила сестёр обители монашескому послушанию и молитве, своих братьев-князей наставляла жить в мире, поддерживала культурные связи с Византией, откуда ей был доставлен список Эфесской иконы Божией Матери (позднее с него были изготовлены ещё два списка для Пскова и Торопца). На склоне лет преподобная игумения решила отправиться в паломничество в Святую Землю. Путешествие длилось почти три месяца, в Иерусалиме святая занемогла и преставилась в 1173 г. Похоронена она была тут же в Иерусалиме, в монастыре святого Феодосия.

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах нетленные останки преподобной Евфросинии были перенесены в Печерский монастырь в Киев, где пребывали до начала XX века. Местное почитание игумении-основательницы долгое время сохранялось в полоцкой женской обители, но не находило широкого распространения без наличия в Полоцке её мощей. В 1643 г. митрополит Киевский Пётр (Могила) произвёл канонизацию Евфросинии Полоцкой среди святых Киево-Печерской лавры. Теперь имя преподобной начинает славиться во всей Русской Церкви. В то же время в самой полоцкой обители, отданной католическому ордену иезуитов, имя Евфросинии заслоняется выдуманной игуменией Параскевой, которая якобы путешествовала в Рим, где умерла и была похоронена, исповедуя униатскую веру. Крест, сделанный по заказу преподобной Евфросинии, иезуиты попытались спрятать, но местные почитатели смогли перенести его в полоцкий Софийский собор. Два столетия униатской истории имя святой Евфросинии казалось в Белоруссии забытым…

Факт этого забвения остаётся замутнённым в сознании наших современников. Представляется, что полоцкая игумения у себя на родине помнилась и чтилась всегда. Увы, это не так. Когда в Москве в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря почиталась икона святой Евфросинии Полоцкой и известный придворный поэт Симеон из Полоцка слагал стихи в её честь, в самом полоцком монастыре местные школяры портили древние фрески своими неуместными записями. Когда в Киеве в каноне печерским святым Евфросинию называли «Полоцким радованием», в самом Полоцке гуляли легенды о мифической Параскеве-Пракседе, сочинённые иезуитами, насаждались культы католического мученика Андрея Боболи, королевича Казимира и униатского патрона Иосафата Кунцевича.

После разделов Речи Посполитой и вхождения Белоруссии в состав Российской империи православные храмы и монастыри, разорённые во время засилья унии и латинства, стали постепенно возрождаться. В 1833 г. была восстановлена древняя православная Полоцкая епархия, и Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией, был возвращён православным в самом запущенном виде. В 1841 г. местный архиерей (из воссоединённых униатов) Василий (Лужинский) собирал средства на восстановление полоцкой обители в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда же им был поднят вопрос о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. 

Просьбы архиепископа Василия оставались в Синоде без положительного ответа. Виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев посчитал просьбу полочан заслуживающей внимания, но по краткости своего пребывания в Северо-Западном крае не успел предпринять решительных действий по этому вопросу. В результате последующих усиленных просьб в 1870 г. в Полоцк была доставлена лишь частица мощей святой Евфросинии. Не очень-то хотелось Киевским митрополитам отдать в Полоцк мощи преподобной из Киевской лавры. Полезное дело, направленное к восстановлению православной веры в полоцкой земле, затянулось. Однако после объявления в России веротерпимости в 1905 г. конфессиональные отношения в западных губерниях обострились. В 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве представители Витебской епархии поставили вновь вопрос о переносе мощей в Полоцк. В 1909 г. соответствующее прошение от всей Витебско-Полоцкой епархии было удовлетворено императором Николаем II.

На второй день Пасхи в 1910 г. началось торжественное шествие с мощами преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, которое длилось целый месяц и проходило водным путём по реке Днепр до Орши, а от Орши до Полоцка по сухопутью. На пути следования совершались постоянные молебны, в значительных населённых пунктах делались остановки. И члены императорской фамилии, и государственные чиновники, и духовенство, и простые мещане и крестьяне сопровождали мощи полоцкой игумении на этом пути из Киева через Любеч, Речицу, Могилёв, Оршу, Витебск до Полоцка. Очевидцы с восторгом описывают религиозное одушевление, охватившее всех участников шествия – великороссов, малороссов, белорусов – то была вся Русь православная. Люди не только плакали от радости и умиления, благоговели в тишине, выстилали путь цветами, встречали и провожали колокольным звоном, но с благоговением окунались и пили днепровскую воду, по которой плыл пароход с мощами преподобной. Свидетельствует участник событий митрополит Евлогий (Георгиевский): «Всё это полоцкое торжество несомненно имело большое значение для местного населения, создало великий подъём его духа и укрепило его в преданности Православной Церкви и противостоянии соблазнам католичества».

Первая мировая война и последующие революционные потрясения ознаменовали наступление духовных катаклизмов в русской истории. Религиозные устои общества поколебались. В гонениях на Церковь публичному поруганию подверглись и мощи преподобной Евфросинии. В 1922 г. они были изъяты из монастыря и отправлены в Витебский государственный музей, где наряду с другими антропологическими экспонатами должны были демонстрировать происхождение человека от обезьяны…

В годы Великой Отечественной войны обитель преподобной Евфросинии возродилась, её мощи были возвращены. Хрущёвские гонения снова привели к закрытию монастыря в 1961 г. Однако мощи святой игумении после войны уже не покидали монастырских стен, оставаясь залогом будущего духовного возрождения. Монастырь был восстановлен в 1991 г. и в настоящее время является одним из крупнейших женских монастырей в Белоруссии. Ежегодно тысячи паломников, в том числе из России, Литвы, Украины, прибывают сюда в день памяти святой Евфросинии Полоцкой 5 июня по гражданскому календарю, свидетельствуя о духовном единстве православных людей. 

Жизнь преподобной протекала в Полоцке, но мощи её пребывали несколько столетий в Киеве, а на восстановление полоцкой обители в 1841 г. жертвовали прихожане московских и петербургских храмов. Общие святые – общая история.