В марте популярная немецкая рок-группа «Раммштайн» выпустила новый хит – песню Deutschland, вызвавшую бурную реакцию в Германии и за её пределами. В клипе, сопровождающем песню, члены группы позируют на виселице в форме узников фашистского концлагеря.
Первыми отреагировали еврейские сообщества Германии и Израиля. «Эта группа перешагнула красную линию, – заявил уполномоченный правительства ФРГ по проблемам антисемитизма Феликс Кляйн. – Если такие сцены помогают коммерческому распространению ролика, то это говорит об отсутствии вкуса в условиях свободы искусства».
Бывший президент Центрального совета евреев Германии Шарлотта Кноблох обвинила музыкантов в «инструментализации и обелении холокоста». Она заявила, что «группа перешла все границы: «Раммштайн» в своем новом хите злоупотребляет страданиями и смертью миллионов людей, это фривольно и отвратительно».
Представительница Иерусалимского мемориала Холокоста Yad Vashem призвала к ответственному обхождению с памятью об убитых евреях. «Работники искусства ни в коем случае не должны оскорблять память жертв холокоста, принижать или осквернять эту трагедию и не использовать ее как способ привлечения к себе внимания».
В европейской рок-музыке давно утвердился стиль, который в Германии называют «новая немецкая жестокость». Сегодня данное направление представляют около 380 рок-групп, но «Раммштайн» лидирует. В начале 2000-х годов эта группа даже стала экспортным товаром немецкой культуры и была с восторгом встречена белой молодёжью США, когда там раздувались милитаристские настроения перед нападением на Ирак.
В тени «Раммштайна» промышляют другие группы помельче, вроде Böhse Onkelz, Joachim Witt, Josef Klumb (Ex-Weissglut), Landser, Zillertaler Türkenjäger, подпитывающие ультрарадикальные настроения. При этом в последние годы на немецкой неонацистской сцене всё чаще всплывают плагиаты песен левых, например песни группы Ton, Steine, Scherben («Глина, камни и осколки»). Праворадикальная организация «Ополченец» (Landser), которую власти признали террористическим объединением, включила песни этой группы в свой репертуар. Даже старая песня левых «Чего бы нам выпить», исполняемая голландской группой Bots, часто звучит на сборищах правых. Историческая обстановка рождения этих песен протеста давно забыта, а мобилизующая музыка продолжает захватывать.
В западную культуру всё больше проникает эстетика силы. Так, законодатели моды от Dolce&Gabbana представляют в своих последних рекламных кампаниях мускулистых полуобнажённых мужчин, постриженных под солдат СС, которые физически унижают полуобнажённую женщину. Даже Süddeutschen Zeitung не выдержала и разместила по этому поводу комментарий «Роскошь изнасилования и порноэстетика».
Группа «Раммштайн» зарождалась некогда в ГДР. Её участники ещё тогда вставали на путь протеста, но объединились они только в 1994 году. Название в переводе означает «Стенобитный камень», каким разрушали крепостные стены.
«Раммштайн» с самого начала обвиняли в праворадикальных симпатиях. Выступления группы в чём-то заимствуют стилистику Третьего рейха, в текстах песен преобладает брутальная тематика. Критика усилилась после того, как в 1998 году был снят видеоклип на сингл Stripped с использованием фрагментов документального фильма Лени Рифеншталь «Олимпия» (фильм об ХI Олимпийских играх 1936 года в Берлине).
После появления в 1997 году альбома «Тоска» группу сопровождает громкий успех. Каждая песня этого альбома была посвящена одному из извращённых желаний: «Зверь» – инцест и педофилия, «Накажи меня» – садомазохизм, «Наклонись» – насилие, прелюбодеяние.
Когда в 2009 году вышел клип на песню «Я делаю тебе больно», группа подверглась критике со стороны Государственного комитета по контролю СМИ на предмет опасного для молодёжи содержания. Комитет объявил песню восхваляющей насилие и садомазохизм.
В 2010 году «Раммштайн» выпустила альбом «Акула». Видеоклип на песню Pussy сразу стал скандальным: клип сопровождался порнографическими эпизодами с участием всех музыкантов группы. Видео запретили к показу по телевидению.
В 2010 году состоялись концерты группы в России, и прошёл концерт в Минске, хотя Совет ветеранов Беларуси, Совет по нравственности и Союз писателей призывали тогда правительство к отмене концерта, обвиняя «Раммштайн» в «неприкрытой пропаганде гомосексуализма, садомазохизма и других извращений, жестокости, насилия и непристойной брани». Тем не менее концерт состоялся при полном аншлаге, собрав рекордное количество посетителей: более 11 000 человек. В марте 2010 группа впервые посетила Киев. Первый концерт на Украине собрал около 10 000 человек.
Стиль музыки группы «Раммштайн» сами музыканты называют «танц-метал» (Tanzmetall), утверждая, что он отвечает духу «новой немецкой тяжести». Провокационный эффект песен группы достигается за счёт текста, балансирующего на грани непристойности. Тематика текстов – тёмные стороны жизни. Основной герой, как правило, человек в чём-то ущербный, маньяк, одержимый.
В последнем клипе Deutschland в этом смысле нет ничего принципиально нового. К набору из садомазохизма, порнографии и намёков на нацистский тип насилия группа добавляет жертв холокоста. Это травмировало борцов с антисемитизмом, хотя текст клипа не даёт оснований для критики. Его смысл: я люблю тебя Германия, но ты слишком ужасна, чтобы я мог принять тебя. Авторы не отрицают холокост: напротив, он входит в набор исторических эпизодов, из-за которых они не хотят принимать близко к сердцу любимую родину. Борцам с антисемитизмом было бы логичнее обидеться на то, что холокост вставлен в ряд сцен, которые, по их мнению, делают Германию ужасной. Хотя в этих сценах демонстрируются общечеловеческие грехи, в которых немцы виновны не более других.
Популярность нового хита говорит о том, что группа уловила настроения немецкой молодёжи и попала в цель. Может быть, так точно состояние немецкого духа сегодня ещё никто не отражал: любовь и ненависть к Родине одновременно. Однако средства, которыми достигается это ощущение, возбуждают нетерпимость, зовут к насилию, вызывают чувства, с которыми немцы поддержали приход к власти нацистов. А это уже политика. Тенденции к усилению правых радикалов в Германии очевидны, и «Раммштайн» играет здесь не последнюю роль, услужливо сервируя для своих поклонников воспевание силы.
Вместе с тем творчество этой группы является зеркалом, отражающим процессы, которые захватывают западное общество. Концерты этого коллектива привлекут того, кто исследует анатомию духовного разложения Запада. Что же касается уровня культуры, тут остаются одни вопросы.
В мае – августе 2019 года «Раммштайн» совершает большое турне по Европе, посещая более десятка стран. В июле и августе пройдут концерты группы в Москве и Санкт-Петербурге.